Платежи

Сегодня нам, мне и жене, почтальон принес пенсию. Получив пенсию и пересчитав ее, жена сразу отправилась снимать показания электрического и газового счетчиков.  Она сняла бы и показания водомера, но он находится в смотровом колодце, а опуститься туда она не может. 76 лет как никак. Снимаю показания водомера пока я. Смотровой колодец, по требованию специалистов из водоканала, выкопали на улице в зеленой зоне. Сейчас лето и залезь в колодец просто. Проблемы появятся осенью и зимой, особенно в непогоду.
 
Потом она принялась заполнять квитанции. Проще всего заполняется квитанция оплаты за воду. Чуть посложнее квитанция на газ. Хуже всего обстоит дело с квитанцией на электричество. Вообще-то эту бумажку и называть-то квитанцией об оплате за потребление электроэнергии я бы не стал. Это много функциональная бумажка. На ней указан адрес и фамилия, значит это конверт, правда на ней нет почтовых марок и других почтовых отметок, но от этого она не перестает быть конвертом. На этой бумажке много рекламы, значит это рекламный проспект. На этой бумажке есть справочные сведения, к счастью, их не много и на энциклопедию она не тянет. И наконец там есть сведения о предыдущих и текущих показания счетчика и есть итоговая графа об сумме оплаты за пользование электроэнергией и еще какими-то услугами. С первого раза в этой бумажке разобраться трудно. Но разбираться нужно, ибо попадешь в неплательщики, а это может привести к тому, что поставку электроэнергии в ваш дом прекратят. Обрезать провода не сложно. Попробуй их подсоединить обратно.

В конце концов квитанции жена заполняет и это значит, что завтра мне идти на почту, чтобы заплатить за услуги ЖКХ, моя очередь.

В комнате с обшарпанными стенами, с потертым, невзрачным, с несколькими дырками линолеумом на полу и металлической решеткой, делящей эту комнату на две неравные части, находится офис нашего почтового отделения. В первой половине дня она битком набита людьми, жаждущими поскорее уплатить плату за пользование благами цивилизации. Занять очередь, то есть узнать где конец очереди, иногда бывает не просто. Некоторых вопрос: «Кто последний, или кто крайний» -  сильно раздражает, и они молчат пока на них не укажет кто-либо из присутствующих. Очередь движется неспешно, нудно и медленно. Как правило работает один оператор иногда два. Операторы часто меняются. Одни приходят, другие уходят. У них то не работает интернет, то сбоит программа на компьютере, то возникают другие неизвестные нам простым смертным проблемы. Не дай Бог погаснет свет. Всё! Светопреставление! Операторы прекращают работу, очередь замирает на неопределенное время. В остальных случаях люди в очереди терпеливо и обреченно ожидают возможности подойти к окошку и уплатить, наконец-то, положенные деньги.

Так было не всегда. В советские времена платить приходилось только за свет (за электроэнергию). У каждого была книжка с чистыми квитанциями. Каждый самостоятельно заполнял квитанцию и выбирал время оплаты. Платежи делали в сберкассе. Очереди были не большими. На все, про все уходило 10 – 20 минут.
Потом в станице появился водопровод, телефон, газ. Количество платежей увеличилось. Сначала платежи принимали в различных организациях и в сбербанке. В начале девяностых годов почтовые отделения тоже стали принимать платежи за услуги ЖКХ. Каждый житель станицы выбирал способ оплаты самостоятельно.

В нулевых годах Сбербанк перешел на электронные платежи, сократил сотрудников и установил два банкомата. Большая часть населения всю жизнь проработала в поле или на фермах для них банкомат был черным ящиком, который они всеми силами старались обойти стороной. Затем Ростелеком ликвидировал свой офис по приему платежей за пользование сетевым телефоном. То же сделал и водоканал, он сократил часть своих сотрудников и перестал принимать платежи за воду.
С длинной очередью на почте уже все смирились. Попытка обратиться к властям с жалобой на длинные очереди ничего не дала. Поэтому каждый из жителей моей станицы решает эту проблему как может. Одни едут в районный центр, там больше организаций, принимающих платежи по ЖКХ и очереди во много раз короче. Другие осваивают платежные терминалы, стоящие в офисе Сбербанка. В последние годы в обязательном порядке работникам бюджетной сферы стали выдавать зарплату на карточку, которую они были обязаны покупать в банке. Владельцы карточек стали учится платить платежи через банкомат или через интернет.

В прошлый раз мне пришлось стоять в очереди более двух часов. Когда в конце концов я добрался до заветного окошка, мне казалось, что прошло так много времени, что я покрылся мхом. Вспоминая об этом, я каждых раз вздрагиваю и во мне все крепче и крепче растет желание освоить терминал или завести банковскую карту и научится делать платежи через интернет.

Вроде бы так удобнее. Но тогда мы теряем независимость. Газовая труба накрепко привязывает нас к Газпрому, Электрические провода - к поставщику электроэнергии и не важно, как он называется, для конкретного потребителя он один. Водяная труба привязала нас к одному поставщику воды, телефонный кабель привязывает нас к конкретному поставщику услуг связи. Купив банковскую карту, мы будем привязаны еще и к конкретному банку. Чем большим набором услуг, мы будем пользоваться, тем большая зависимость от них.

Моего деда вынудили вступить в колхоз. Сына вынудили обязательно страховать автомобиль.  Меня вынудили пользоваться услугами банка. Яркая иллюстрация утверждения: "История развивается по спирали". Знать бы, куда загонят моих внуков.


.


Рецензии
Какой потрясающий финал! только кому и чем потрясать!Хочется, чтобы не с вилами на паровоз...А там, куда спираль укажет!

Лиззи Винтер   16.06.2015 19:06     Заявить о нарушении
С вилами на паровоз уже было. До этого разбивали станки... Но это другая спираль.

Геннадий Алексеенко   16.06.2015 22:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.