В молодости я полагал, что Ньютон нажил состояние заслугами учёного. Ничуть не бывало. Его красивая племянница понравилась великому казначею Галифаксу, и Ньютон стал главным смотрителем королевского Монетного двора. Учёные труды ничего бы не дали ему без неё. Франсуа Вольтер. // Поэт, да и всякий литератор редко когда наживается на своём труде. Что же до публики, то её отношение к автору есть нечто среднее между «Благодарю вас!» и «Пошёл вон!» Никола Шамфор. // Лошади и поэты должны быть сытыми, но не жиреть. Карл IX. // Искусство, честное, чистое искусство не обеспечивает, ибо его не поощряет правительство. Приходится гнаться за модным дешёвым успехом. В результате «ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда». Архип Куинджи. // Весьма печально, что в нашей культуре поэт может заработать больше, рассказывая о своём искусстве, чем занимаясь этим искусством. Уистен Оден. // Государство не заинтересовано в развитии искусства – оно не обеспечивает художников. Ради заработка они вынуждены браться за любые заказы, и эта погоня за деньгами постепенно развращает большинство из них. Иван Шадр. // Нравственное превосходство обязательно следует поддерживать материальными символами, без которых оно падает. Жан-Поль Сартр. // Во всех областях недостаточное вознаграждение порождает недостаток талантов. Клод Гельвеций. // Что касается честной бедности, то её, разумеется, можно пожалеть, но восхищаться ею – увольте! Оскар Уайльд. // Поэт совершенно сходен с соловьём, поющим тем прелестней, чем лучше его кормят, – бедность душит гения. Генрих Гейне. // Мы, художники, из тех, что осуждены на нищету, принимаем невзгоды материальной жизни, не жалуясь. Но мы страдаем из-за них, это мешает нашей работе. Сколько потерянного времени, сколько унизительного тяжёлого труда! А непригодные для работы мастерские и множество других препятствий! Отсюда упадок духа и, как следствие, бессилие, гнев, жестокость. Поль Гоген. // Очень трудно благородно мыслить, когда приходится думать о хлебе насущном. Жан-Жак Руссо. // В тех условиях, в какие автор поставлен обществом, непонятно ещё, почему он не крадёт, не убивает. По-моему, идея Раскольникова насчёт старухи-процентщицы – абсолютно авторская идея. Иосиф Бродский. // Нет, уж слишком меня низко ценят, оттого что работой живу. Фёдор Достоевский. // Заработная плата – это аплодисменты, мерило уважения общества к данной профессии. Одним сиянием славы человеку не прожить. // Меня должно содержать государство, я появился на свет только для того, чтобы сочинять, ни для чего другого. Франц Шуберт.
- Господи, разве можно так поступать? Дать человеку талант и не дать ему здоровья! Смотри, как мне плохо, а я ведь должен написать свой роман. Кто-кто, а ты ведь знаешь, как это нужно написать.
– Ты напрасно жалуешься. Тебе сорок восемь лет, за это время можно было успеть кое-что, согласись. Приходится ещё раз тебе напомнить, что Пушкин, Рафаэль и Моцарт умерли в тридцать семь лет, что многие другие умирали ещё раньше, и успевали сделать так много, что откладывали отпечаток своей личности и своего искусства на целое поколение.
– Это верно. Но ты ведь знаешь причины, почему я не мог развернуть свои силы.
– Но великие тем и отличаются, что даже в труднейшие времена они способны остаться собой и оттиснуть очертания своего лица или хотя бы ладони на огромном, изменчивом, железном лице времени. Раз ты не смог, значит, ты не велик. Примирись с этим и не жалуйся.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.