О, фотографии!
Еще совсем недавно фотодело было сферой избранных профессионалов и примкнувших к ним любителей. Нужно было не просто отснять пленку, но и произвести все необходимые таинства и ритуалы в затемненной комнате, освещенной красной лампой. С появлением цифровой фотографии, все изменилось. Теперь все щелкают наперебой и тут же выкладывают в сеть. Появись на Земле пришелец, он бы точно решил, что оказался на планете фотографов. Семейные альбомы забыты так же как стационарные телефоны и механические будильники. За порогом новой эры – пропасть. Мы в нее уже падаем. Снимки, сделанные в свободном падении, фиксируют мелькание эпох, сжатых в один-два года, с помощью появляющихся и тут же исчезающих форматов и технологий, которые заменяют новые и уследить за которыми люди известного возраста уже не в состоянии. Это вам не пластинку на проигрыватель поставить. Эстетика фотографии тоже стремительно меняется. Хорошо помню, как в доцифровую эпоху один талантливый и опытный фотограф учил меня отбраковывать неудачные снимки, вырезая их из проявленной пленки. По его словам, в одной отснятой пленке редко бывает больше двух-трех удачных снимков, которые стоит сохранить в архиве. В современной фотографии именно брак часто правит бал. «Чем случайней, тем верней» - вот девиз фотохудожников, для которых профессионализм становится помехой. Что-то вроде коллизии прог- и альт-рока (не случайно обложки дисков последнего жанра оформлены именно такими «случайно» отснятыми фотографиями). Еще драматичнее нравственные сдвиги в нынешнем глобальном мире. Если раньше у журналиста-фотографа вырывали из камеры пленку, то теперь ему отрезают голову.
Случайно нарисовать гениальную картину невозможно, гениальную фотографию – тоже сложно, но вероятности больше. В конце концов, все дело в движении пальца, в нужном месте и в нужное время нажавшего на кнопку спуска. Cьюзен Зонтаг называла это «возможностью получить исключительные результаты независимо от серьезности намерений, познаний и претензий того или иного фотографа». Одним из первых пытался осмыслить значение фотографии англичанин Джон Раскин, живший в 19-м столетии, когда фотография была только изобретена. Поначалу он с энтузиазмом сам фотографировал во время своих путешествий, но потом пришел к выводу, что в силу легкости процесса фотографирования, восприятие красоты посещенного места тоже становится облегченным и неглубоким. Когда сегодня мы видим толпы японцев, китайцев и русских, бесконечно щелкающих своими мыльницами где-нибудь в Италии, трудно не согласиться с Раскиным, который, в конце концов, взялся за кисти. Этот талант дан не каждому, но задуматься о словах великого путешественника по поводу неторопливого восприятия красоты окружающего мира стоит.
Автору этого снимка, как и его модели, бегущей по скованному льдом озеру, как минимум нужно было сделать над собой усилие и встать ранним зимним утром. Потом ему нужно было дождаться, когда модель удалится на расстояние достаточное для того, чтобы снимок подчеркивал величественность пейзажа, и в первую очередь, огромность неба. В этот ранний час оно почти сливается с Землей, и узкая полоска восхода становится похожей на огненные крылья. Кажется, что человек уже не бежит, а вот-вот воспарит над Землей, «обретая силу высоты», как поется в одной песенке. Фотограф зафиксировал движение. Не будь это ранний час, снимок не вызывал бы столь много метафизических размышлений. Мы видим ничтожно маленького человека на фоне неторопливо просыпающейся вечности. Мы видим движение от прошлого к будущему, которое неизбежно станет прошлым лишь через несколько мгновений. Мы видим рождение света, без которого не возможна жизнь вообще так и собственно фотография.
Я совсем недавно узнал об этом сообществе фотографов-любителей из Йоэнсуу и с большим удовольствием рассматривал их картинки. На многих из них изображены горожане. В большом городе прохожие смотрят сквозь вас, совсем не замечая. В лучшем случае вы можете заинтересовать фотографа. Там фотография актуальна. Другое дело небольшой город, вроде Йоэнсуу. Здесь, идущий навстречу, внимательно вглядывается в твое лицо. Чем меньше людей, тем больше к ним интереса. В Йоэнсуу фотография, особенно когда моделью является человек, не актуальна. Тем более стоит поприветствовать начинание этого клуба фотолюбителей.
При всей своей необходимости, как в повседневной жизни, так и в искусстве, фотография – это лишь отражение и осмысление реалий жизни и смерти, красоты и безобразия, света и тьмы. Она не может заменить саму реальность. Не переживайте, если потеряли фотографию любимого человека, ведь у вас появился повод внимательнее всмотреться в его лицо.
*Редакция 28.08.2014
Свидетельство о публикации №214082900685