Когда восходит Солнце

Велика земля русская, ой велика… Соколу лететь-не-пролететь с запада на восток, быстрому коню с нестриженой гривой бежать-не-пробежать с юга на север и не утомится. Вольному ветру не объять взглядом своим  просторы земли светлой. Велика земля славянская, ой велика… 

Звёздная роса на Небесах начала понемногу высыхать, падая крупными каплями в густую притихшую траву. Предрассветный ветерок ласкался с могучими деревьями Великого Леса, а розовая лента мокрого тумана уплывала в ковыль безкрайних полей.

Любомир проснулся вместе с птицами. Встав с еловых веток, он потянулся, и, взглянув своими светлыми голубыми глазами в небеса, улыбнувшись, молвил приветствие Даждьбогу-батюшке: «Славен будь, Даждьбоже Трисветлый!..». Неугомонные разноцветные птицы стаями кружили вокруг Любомира, садясь ему на плечи и свистя своими чистыми голосами. Ничто не ускользало от взгляда Любомира, всему он послал улыбку. Он делился со всем своею радостью, и в дар получал ещё большее благо. В глубине влажного леса журчал родник. Туда-то и отправился Любомир. Там было странно тихо. Крапива, росшая вкруг источника, притихла, слушая шаги идущего человека. Любомир шел не торопясь. Спешить некуда. Месяц даров Природы только начался.
Умывшись и испив воды родниковой, Любомир пошел к избам. У Лучезара и Яромилы родился первый ребенок. Предстояли важные обряды. Но сперва отец и мать должны показать сына Даждьбогу, а уж потом всё остальное. Любомир не спешил.

Подходя к опушке, он услышал детский смех и возню. Он узнал их по голосам. Не красен день без солнышка, не мила жизнь без малых детей. Любомир стоял и улыбался. Ведун селения, он знал всех. Под его мудрым оком проходили обряды до и после рождения, обряды имянаречения. Также и многими другими делами занимался Любомир.
Дети, игравшие на опушке, были Всеслава, Цветана и Яробор. Дети одного из витязей, погибших недавно в степях от стрел черноглазых чужестранцев. Они еще не знают, что их отец погиб, но скоро приедет брат их отца, и им предстоит увидеть обряд погребения. Для этого Любомир и селяне построили деревянную ладью, на которой витязи, погибшие за землю русскую и за род свой, отправятся в Светлый Ирий-сад.

Весел был жрец Любомир, и бородища его и космы ничуть ему не мешали. В его светлых глазах заиграли искорки. Накинув медвежью шкуру на спину так, что голова медведя закрыла его собственную, он положил ясеневый посох на землю и тихонько пробрался поближе к детям. И как зашуршит, загудит в кустах на разные голоса звериные! Завизжали дети, но Яробор, истинный сын своего отца, схватил палку и крикнул:
- Бегите, сестрицы, к избам! Видать зверь лютый да голодный!
И с палкой к кустам. Тут Любомир и вышел, смеясь своим глубоким и приятным смехом.
-Смел ты, Яробор. Не побоялся зверя лютого, лютого да голодного! Воином растешь, род свой и семью сумеешь защитить! – говорит, а сам улыбается каждым волосом своей бороды, каждым движением.
-Здравия тебе, дедушка Любомир! А сестрицы-то напугались, теперь не скоро в лес пойдут! – заулыбался Яробор.
-Погоди, сынок. Матушка научит их танцу Черной Рыси, и тогда они и ворогов бояться не будут! Пойдем со мной, Яробор! –позвал дед. –А коли хочешь, неси мой посох, вижу – нравится он тебе. Пойдем, пойдем…
Так, весело разговаривая, они пошли во влажную, свистящую всеми голосами Природы, чащу Великого Леса. Любомир ведал, что обучать теперь Яробора ратному делу будет брат его отца, храбрый воин земли славянской. Но и Любомир также станет учить Яробора, только грамоте и жизни по заповедям Светлых Богов славянских. Он научит его читать буквицу и глаголицу, научит всему, что знает сам, ибо это его, Любомира, долг перед Родом-Прародителем.
-Сейчас, Яроборушка, отправим матушке твоей птичку с весточкой, чтоб не тревожилась она понапрасну. Любомир поманил пальцем, и голубь, вылетев из веток, присел на руку жреца. Любомир прошептал ему несколько слов, и вяхирь, сорвавшись с руки деда, полетел прочь из лесу.
- А что, дедушка Любомир, птица молвь нашу разумеет? – удивился Яробор.
- Птица-то? Всяк зверь и птица молвь русскую разумеет, коли правильно молвить. – пояснил Любомир, и, взяв потухший уголёк в руку, подержал его недолго, и засветился он изнутри пламенем алым. Яробор смотрел молча, открыв рот, а дед положил уголёк под ветки и разжёг костёр. Насыпал Яробору ягод лесных пахучих, молока налил и хлеба дал.
- Отведай даров лесных, сынок! Всё Мать-сыра-Земля взрастила. Всё от земли нашей русской, великой да могучей. И поля наши пахали селянина сыны, и от ворогов защищали, чтоб мы, дети их, вольно жили. Родная сторонка, где родился и где свои, родные, а русский человек без родни не живет, - учил Яробора дед.
- Дедушка, а сколько тебе лет? –спросил мальчонка.
-Лет-то? Да поди третий круг пошёл. Везде побывал, а земля славянская ой велика… У Русинов был, у Белых Русов, у Серебряных был. А за Розовой Камень-Горой брат мой остался учить тамошних людей. Понёс он им заповеди Светлых Богов славянских. Так там и живет, -рассказывал Любомир, и, казалось, птицы и девы-берёзы притихли, слушая мудрость предков. От костра тёк приятный жар, а дед ловко орудовал ножиком, вырезая что-то из сливового колышка, и рассказывал дальше, потому что человек без воспитания – тело без души.

- Есть далеко на севере, у Белой Реки, три дуба старых. И там, сынок, корни наши, что зовутся русскими. Там-то я и учился у Велимудра. Всё, что он знал, мне передал, а я другим передаю, так заповедали нам наши Боги светлые. Все мы внуки Сварога, славные дети, и живем на отцовской земле. И тем сильны мы, славяне. Так было, так есть и так будет, сынок.

Трещали ветки в пламени алом, дед рассказывал и рассказывал о том, как он молодым был, какие хороводы водил, как в Рось-реке купался. И всплывали картины прошлой жизни Любомира перед Яробором. Кони на безкрайних ковровых полях - копыта не кованы, спины не сёдланы - вольны, что ветер. Великие леса севера русского и Розовые горы на востоке. И сторона славянская, где скатывается в Исподнюю страну сияющая колесница Даждьбога-батюшки, с её великой Лабой-рекой грезилась Яробору. Великий кудесник и ведун был Любомир, ой великий… Много поведал тогда Яробору Любомир, но и это было не всё, ибо всю жизнь на Земле учиться человеку заповедано…

Стряхнув стружки в костёр, дед отложил ножик в сторону и поставил деревянную фигурку в пламя алое, но она не загорелась, но осталась стоять твёрдо, как рус стоит на земле-матушке своей. Протянув руку, Любомир достал фигурку из пламени, дунул на неё и подал Яробору:
-Держи, Яробор, это Богиня Рожана. В чертоге* Щуки родился ты, и Рожана твоя помощница.
-Благодарю тебе, дедушка Любомир, -Яробор принял дар в ладони свои.
-Ну, иди с миром, Яробор. Вечиръ уже. И помни, сынок – ты сын земли славянской и быть ей сильной и крепкой, покуда живы мы, славяне и арии. Придут тёмные времена на землю нашу, но когда восходит солнце, играют росы и пробуждаются русы…

Яробор уже бежал домой. Он был мал и не понимал пока многое из того, что поведал ему Любомир. Но спеша домой, он прижимал к сердцу теплую деревянную фигурку и повторял: «Когда восходит солнце…»

*чертог - зд.: созвездие

Написание некоторых слов сознательно изменено!


Рецензии
Чудесная, настоящая русская сказка! БлагоДарю за неё! Успехов Вам и всего доброго! С Уважением, Диана.

Диана Лобань   01.09.2014 11:37     Заявить о нарушении
Спасибо!
И Вам Добра!

Антонъ Сухановъ   01.09.2014 13:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.