Неожиданный экзамен

Началась программа «Время», когда раздался телефонный звонок. Взяв трубку, я услышал взволнованный голос старосты группы:
- Срочно приезжай на экзамен, - и он назвал номер аудитории.
- Какой экзамен? - спросил я и получил в ответ:
- Догадайся с трёх раз. А вообще-то, какая тебе разница, что и когда сдавать? Ты же знаешь, что… - тут я перебил его:
- Да, знаю, о чём ты, - но в трубке уже раздались гудки.
Я вспомнил, что сегодня у нашей группы зачёт по «Основам программирования», который неделю назад мне удалось сдать  с параллельной группой. Судя по всему ситуация с экзаменом возникла стихийно. Быстро собрался и поехал в институт.

В дороге я старался не думать о предстоящем экзамене, однако мысли невольно возвращались к нему. Задавая вопрос «Какая тебе разница, что и когда  сдавать?», староста имел в виду студенческую байку о «системе», используя которую, можно получить на экзамене положительную оценку  при минимальных знаниях предмета. Эта «система» состояла из трёх частей: первая - «подход» к преподавателю, оценка за который - максимум 2 балла; вторая - ответ преподавателю - минимум  1 балл; третья - «отход» от преподавателя -  максимум 2 балла. В зависимости от выполнения каждой из этих частей  и получалась конечная оценка. Мои размышления над тем, как применить эту систему сегодня, ни к чему не привели. Поэтому я решил действовать по ситуации на месте и уповать на удачу.

Возле аудитории я оказался в 22 часа и сразу подошёл к старосте, который, предваряя мои вопросы, сообщил, что экзамен ещё не сдал и, что преподаватель сильно опоздал на зачёт и к тому же затянул его, задавая много дополнительных вопросов каждому студенту. Когда же, наконец, все успешно завершилось, кто-то, вроде как в шутку, предложил заодно провести и экзамен. Неожиданно преподаватель согласился, сказав, что этой ночью он уезжает в командировку и располагает временем до отхода поезда, а экзаменационные ведомости у него с собой. Как известно, сказавши «А» надо говорить «Б», и в результате из-за этой «шутки» всей группе пришлось сразу же после зачёта держать и экзамен.

- Братцы, как дела, «кран» уже открыли? – вклинился в наш разговор Фима Наумов, вернувшийся на экзамен по звонку старосты.
- Нет, из «крана» «струи» ещё нет, пока только капает, - ответил староста и уточнил:
- Три человека только прошли: две тройки и одна четвёрка.
- Это сколько же времени нам тут торчать? – озадаченно спросил Фима.
Его вопрос повис в воздухе.
Староста после минутной паузы многозначительно произнёс:
- «Струю» надо ковать!
Мы с Фимой недоумённо переглянулись, и он спросил:
- А как?
Вслед за ним - и я:
- А чем?
- Не «как?» и «чем?», а «Кто»? – сказал он и пристально посмотрел на меня.
- Правильно, - поддержал старосту Фима.
- Да вы что? Тоже мне нашли кузнеца, - возмутился я.
- Если не ты, то кто? – спросил староста и, окинув взором кучкующихся у двери аудитории однокашников, продолжил:
- Кроме тебя некому. Как только из аудитории выйдет сдавший, на смену ему пойдёшь ты.
Поняв, что мне не отвертеться от роли кузнеца, и решив, что от  экзамена сегодня  никуда не деться,  я согласился, а там будь, что будет. Но тут же выставил старосте свои условия:
- Ты тут время зря не теряй, а после того, как я войду, сделай так, чтобы толпящиеся у входа, поочерёдно сменяя друг друга, заглядывали в аудиторию и спрашивали разрешения войти. Но смотри, чтобы не частили.
- Так преподаватель предупредил, чтобы в дверь не ломились, а входили только на смену вышедшему, - сказал староста.
- Так это он тебе сказал, а остальные, могут  об этом «не знать». Должен же преподаватель ощущать, что народ неудержим в своём порыве донести до него свои знания. Давай организовывай психологический прессинг на него. Кроме этого, после меня следующей запустишь Галю Завальную, - сказал я.
- Хорошо, пожалуй ты прав, так и сделаем, - согласился староста.
Галя была у нас индикатором «струи», то есть если она получала положительную оценку, то после неё, как правило, экзамен проходил быстрее, причём большинство группы получало пятёрки и четвёрки.
Наконец из аудитории вышел очередной получивший трояк, и я решительно вошёл  вместо него, а минуту спустя уже сидел и изучал вытянутый билет, с которым, как оказалось, мне не повезло - из трёх вопросов я хорошо знал ответ только на второй. В этой ситуации тратить время  на подготовку не имело смысла. Мысленно пропев:
- Мы кузнецы и дух наш молод, - решил идти отвечать, как только  для этого представится возможность.

Преподаватель принимал экзамен одновременно у двух студентов, сидевших передним ним, поочерёдно выслушивая их ответы. По правую руку от него был Лёха Иванов, пыхтевший над полученным дополнительным вопросом, а по левую - Серёга Петров, бойко отвечавший на дополнительный вопрос. Увидев, что Серёга закончил ответ, и в его зачётку ставится оценка, я ринулся на освобождающееся место.
Преподаватель, посмотрев на меня, спросил:
- Вы, кажется, были на зачёте на прошлой неделе с параллельной группой? Как же вы узнали о сегодняшнем экзамене?
- Нашлись добрые люди, сообщили, - ответил я, протянул ему свою зачётку и билет.
В это время в аудиторию вошла Галя, вытащила экзаменационный билет и пошла на свободное место для подготовки.
И тут Лёха очень кстати заявил, что готов отвечать.
Внимание преподавателя переключилось на него. Я, слушая Лёху, вспомнил, что подобную задачу решал для какого-то «горевшего» на зачёте студента из параллельной группы, которому и передали моё решение.
Поначалу Лёха отвечал уверенно, но получив два уточняющих вопроса, как-то стушевался и, что называется «поплыл». В результате получил ещё один дополнительный вопрос.
В это время в аудиторию заглянул Вася Петров и попросил разрешения войти, но в ответ преподаватель сказал, чтобы он вошёл после того, как кто-то покинет аудиторию, и затем повернулся в мою сторону, а я, опережая его, решил проявить себя:
- Кроме решения, озвученного Алексеем, эта задача имеет ещё одно.
Таким образом, я дал понять Лёхе, что он правильно решил задачу. Это с одной стороны должно было как-то его поддержать и придать уверенности в себе, а с другой - заинтриговать преподавателя, который и вправду тут же сказал:
- Излагайте, я весь внимание.
Мой ответ занял минут пять. Выслушав меня, преподаватель сказал:
- Очень хорошо, - и посмотрев в мой билет, к моей радости неожиданно сказал:
- Отвечайте на второй вопрос.
- Ура, «подход» удался, - мысленно прокричал я и уже собрался отвечать, но в это время опять открылась дверь и в аудиторию заглянула Рита Зенина. Её демарш имел тот же результат, что и Васи Петрова.
Преподаватель переключил  внимание на меня. Мой ответ не прерывался и, заканчивая его, я тихонечко толкнул ногой Лёху, тем самым намекая, что было бы хорошо, чтобы он перехватил инициативу. Лёха всё понял и как только я замолчал, сразу заявил, что готов к  ответу.
Преподаватель повернулся в его сторону и Лёха в этот раз отвечал уверенно.
Внимательно слушая его, я припомнил, что эту же задачу мне пришлось решать для другого «горевшего» студента из параллельной группы. Но у кого-то из группы уже было готовое решение, которое и отправили ему. Однако тогда эта задача меня сильно заинтересовала, и я закончил её решение, хотя  в этом уже не было необходимости. И вот теперь проделанная тогда работа могла сегодня  выручить меня.
Когда Лёха закончил ответ, в образовавшейся паузе я хотел, как и в предыдущий раз, заявить о готовности дополнить его ответ, но увидев, что преподаватель потянулся за зачёткой, чтобы поставить оценку, вовремя остановился.
Радостный Лёха, получив свою зачётку с четвёркой, пошёл на выход.
В это время я старался не выдать охватившего меня волнения в ожидании очередного вопроса преподавателя. А он, выдержав небольшую паузу, к моей  несказанной радости, спросил:
- Можете что-нибудь добавить к предыдущему ответу?
- Конечно. Эта задача, помимо решения, представленного Алексеем, может быть решена ещё двумя способами, - скрывая охватившую меня радость, ответил я.
Затем подробно остановился на каждом, сравнил их между собой, отметив достоинства и недостатки, и  в завершении привёл предпочтительные для каждого решения области применения.
Выслушав меня и выдержав паузу, преподаватель сказал:
- Да, ответ исчерпывающий, ставлю вам «отлично».
- Надо же и «отход» удался, - мысленно возликовал я.
Выходя из аудитории, заметил, что на моё место устремилась Галя, а на немой вопрос старосты показал ему руку с растопыренными пальцами.
- Ну как, система сработала? – спросил он. В знак согласия я молча кивнул головой и показал ему кулак с поднятым большим пальцем.
По сигналу старосты ещё двое заглядывало в аудиторию, но с прежним результатом.
Неожиданно из аудитории вышла с виду совсем обалдевшая Галя Завальная и на вопрос «Ну как?» ответила:
- Пятёрка.
Это сообщение повергло всех присутствующих в крайнее изумление, так как никто из них не помнил, чтобы Галя до этого когда-либо получала такую оценку.
- Вытащила билет, в котором знала все три вопроса и ни одного дополнительного не получила, - пояснила она.
Пока окружающие приходили в себя от этой новости, Фима, со словами:
- «Кран» сорвало, - устремился в аудиторию, вне всякой очереди. Я и староста замерли в ожидании, что же будет дальше? Выждав с минуту, я произнёс:
- Похоже, Фима прорвался, и, судя по всему, пробил брешь в «заслоне» на входе.
С изумлением посмотрев на меня, староста радостно воскликнул:
- Надо же, сработало! Никак «струя» пошла!
Действительно, после этого процесс сдачи экзамена значительно ускорился,  причём троек уже никто не получил.
В итоге этот неожиданный экзамен был завершён ещё до полуночи.
 
Вот и не верь после этого в байку о «системе». Впрочем, без её Величества Удачи эта «система» вряд ли сработала бы.   


Рецензии
Владимир,
программисты какую программу напишут, ту и запустят... экзамен после 19.00 !?
Режиссером надо было быть старосте.
Талант!

У нас в Первом (МОЛГМИ им.Сеченова) такие спектакли поставить было не возможно.

Татьяна Воляева   02.11.2016 11:58     Заявить о нарушении
Татьяна, благодарю за прочтение и отзыв. По секрету скажу Вам - в этой байке достоверно можно верить только тому, что экзамен в 22:00 был и студенческая байка о составных частях оценки за экзамен существовала.

С уважением, Владимир.

Владмир Калинин   04.11.2016 23:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.