Михаил Тарковский Тойота-Креста

"Тойота-Креста" повесть. Действие происходит в наше время, в Красноярском крае. Герои -три брата. Старший Михалыч живёт в далёком посёлке, на берегу Енисея. охотник. Средний - Женя, таксист, живёт в Енисейске. Младший - Андрей, кинооператор, москвич в данное время, приезжает с группой снимать фильм о Михалыче. В группе есть женщина, Маша. О любви Маши и Жени. Тойота- Креста - марка японской машины.
Повесть небольшая, можно сказать крошечная, но сказано в ней о многом и веет от неё свежестью приволья. И люди какие-то настоящие, твёрдо знающие, что есть в жизни действительно ценного. Понравился Михалыч, за таким мужчиной женщина как за каменной стеной, он и в Антарктиде не пропадёт. И жена ему подстать, домовитая. Да, у таких мужчин иных и не бывает. Но главная здесь, конечно, история любви среднего брата Женьки и Маши. И, несмотря на то, что разъединяет их многое, мне кажется, есть небольшая надежда, что у них всё сложится. Потому что Маша пишет в письме: "Любую женщину можно завоевать, если ты веришь, что тебе это нужно. И против этой веры ничто не устоит. Когда тебя нет, я скучаю, а когда с тобой, хочу тебя переделать, но почему-то переделываешь меня ты. Моя жизнь стала другой. Ты покорил меня своей безоглядностью, тем, что ты все придумал – и меня, и твой Енисей, и эти машины.»
Хотя Евгений думает, бывает, и так:
"Я не хочу быть европейцем... Она никогда не будет здесь жить… А где нет этого воздуха и синих ирисов, я не выживу… Любовь – это когда умеешь быть одиноким, там, где не бывает попутчиков."

Довольно поэтично пишет Тарковский о японских машинах. Создаётся впечатление, что Япония, Восток, для него ближе,чем Запад.

Интересна мысль о Москвичах: «Вам кажется, что, чем дальше от Москвы, тем жизнь слабее, и сначала действительно вроде как провал, а потом начинается совсем другое. Оно может быть и скудней, и голодней, но как-то святей, крепче...

И ещё:
"Здесь столько всего… В Хакасии... Казановка, Аскизский район. Степь: полынь, чабрец, ирисы. И наскальные надписи… Приложишь лист бумаги, потрешь пучком травы – и выступит конь или собака.







Юрий Беляк о "Тойоте Креста"


"Для меня главное в "Тойоте-Креста" - мучительные рассуждения автора о судьбах нашей России. Двоединство России гениально отражено уже в самом её гербе: одна голова орла смотрит в одну сторону (на запад?), другая - в противоположную (на восток?), И в этой противоречивости - на мой взгляд, главная особенность России. Кто мы: европейцы или азиаты? Или предназначение России - соединить в себе две эти противоположности? "Русь, дай ответа! - Нет ответа!"
Не случайно я привёл здесь знаменитые слова Гоголя: "Тойота-Креста" Михаила Тарковскогго для меня перекликается с "Мёртвыми душами". А трогательная и мучительная тема любви Маши и Жени - лишь проявление и развитие главной темы "Тойоты-Кресты".


Немного об авторе. Михаил Тарковский, внук Арсения Тарковского, племянник знаменитого Андрея Тарковского, родился и вырос в Москве. Во время учёбы на биофаке МГУ попал на практику в енисейскую деревушку Бахта - и остался там на всю жизнь. Зимой занимается охотой в остальные времена года рыбачит и пишет прекрасные повести и рассказы.


Рецензии