Многонациональность - спутник развития и благополу
Уже кануло в лету то время, когда «на всей земле был один язык и одно наречие». Было это давно, согласно Библии, до Великого потопа, спаслись в котором только обитатели Ноева ковчега. Непонятно, зачем вмешался Господь в жизнь племен сынов Ноевых. Может, не понравилось ему, что, решив сделать себе имя, начали они строить город и башню, высотою до небес, и после хотели рассеяться по лицу всей земли. Что-то засомневался Господь, когда сошел посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. «И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот, что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле, и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли…». (Библия. Бытие 11, стих 6,7,8,9)
И появились люди разных национальностей, и не стало согласия в них, и появились меж ними распри – за цвет кожи, за землю, за воду, за деньги, за женщин, за жизнь…
И хоть большая Планета Земля, и рассеявшись по лицу ее, человеческие племена могли бы жить мирно и спокойно, но, видимо, другим был план Бога. Вероятно, это великое разделение в умах, сердцах, душах и верах создал Господь для того, чтобы через века и тысячелетия, через боль и страдания пришли люди к одному – к открытию в себе человека.
Много лет назад в городе Усть-Илимске Иркутской области проходила выставка картин молодого самобытного художника. Интересны были не только его картины, а то, как он стал их создавать. Студентом ехал в поезде и, выйдя в тамбур, увидел парней, пристающих к девушке. Вступился за нее, их было больше.., и очнулся парень на железнодорожной насыпи. Переломы, больница и маячащая в перспективе инвалидность... В 25 лет. Мать боролась за его здоровье, он встал на ноги и начал ходить, опираясь на трость. И в то время, когда душа и тело его проходили опыт страдания, у него открылся дар художника. И, никогда ранее не державший кисть в руках, он начал писать. Что-то важное было в этих полотнах, и городская картинная галерея оформила выставку его картин. Помню, как стоял он перед посетителями, опираясь на трость, как что-то духовное объяснял нам, еще не знающим того, что у человека есть душа. И толпу людей, постоянно стоящую перед одной его картиной, где в Вавилонском столпотворении среди домов, проводов, деревьев, прямо в глаза каждому смотрел Спаситель, распятый на кресте…
В то время не думала о высоких материях, а цель понимались просто – образование и творческая работа. Жизнь шла в молодом, интернациональном творческом городе и потому была интересной, насыщенной, эмоциональной и положительно веселой.
А эта картина изменила что-то во мне, потому что принесла послание. Долго стояла перед ней, и, не зная – зачем, переписала анонс к выставке, напечатанный автором на обычном белом листке.
Почти 25 лет прошло с того времени до момента «сейчас», когда эти строчки понадобились мне.
СОН.
«Однажды мне приснился сон. Будто весь мир собрали воедино и выстроили в один ряд. И получился бесконечный проспект, на котором все смешалось: асфальт его становился то горячим песком, то соленой водой, то зелеными травами, то белел снегом. И тут же постреливал горящими углями. А по обочинам этой улицы длиною в целый мир толпились небоскребы вперемежку с тропическими зарослями. Блеск стекла тонул в дыме бесчисленных свалок. Трубы заводов пробивались сквозь крыши домов и кругом были люди разного цвета кожи, по-разному одетые и все говорили на разных языках. А в небе тысячи птиц хлопали крыльями, путаясь в сетях проводов. Голоса людей, крики птиц, рев машин – все это смешивалось в один гул. И каждый хотел что-то сказать, но не слышал самого себя. И каждый хотел идти сам, но всех несла эта река в одном направлении.
А над всем этим проспектом Хаоса возвышался огромный крест и на нем распятый СПАСИТЕЛЬ молча взирал на кипящую под ним жизнь…
И тогда он остановил все, чтобы разглядеть мир, которому он дал спасение. И капли дождя повисли в воздухе, и летящая пуля застыла у виска. И время остановилось...
И СТАЛО ТИХО…»
Март 2013 года, Иркутск, Сибэкспоцентр, Областная выставка «Байкал – Тур – Индустрия гостеприимства». Я в числе участников и очень радует то, что границы индивидуальных миров людей разных национальностей расширяются, туризм объединяет всех, и на этой выставке речь идет о создании торговых территорий на границе с Монголией. Еще радует, что за год до того там же, в Сибэкспоцентре», на подобной выставке французы из города Савойя учили нас, россиян, тому, как создавать офис по туризму, объединяющий силы городской власти, бизнеса и общества на то, чтобы показать прелести и преимущества своей территории многочисленным гостям. А в 2011 году там же японский преподаватель учил нас тому, каким должен быть гостиничный сервис, входящий в индустрию международного туризма…
В рамках мероприятий выставки 2013 года проходит круглый стол по теме «Имидж города – забота общая». Его участники – известные, именитые, заслуженные граждане города, очень сильно заинтересованные в счастливой и благополучной жизни Иркутска. Желающие создать его бренд для того, чтобы город поднялся еще выше в своем экономическом, социальном, культурном, научном и прочих развитиях.
Каждый участник круглого стола видит бренд по - своему. Один предлагает позиционировать Иркутск как экологический город, другой - как космический, а есть те, кто считает, что упор необходимо делать на экономику, подразумевая при этом только производство. Но есть среди проектов, тот, что обращает на себя внимание не тем, что разделяет на части, а тем, что объединяет, выбрав для этого простой союз «И» и позиционирует Иркутск как «Город И». Идея проста – «И» объединяет и через него можно соединить все: культуру и экономику, экологию и промышленность, молодых и пожилых, космос и озеро Байкал.
Как будто в противовес Божиему замыслу, когда-то своим решением разделившему людей, молодая команда иркутян, предлагает объединить всех горожан большой идеей – возрождения и укрепления былой славы Иркутска – города развитого, культурного, научного, купеческого и многонационального. И, вероятно, это правильный шаг, поскольку бренд Иркутска формируется изначально, ведь с момента образования за короткое время он добился расцвета в своей силе, значимости и влиятельности. И произошло это именно в силу разнообразности и многонациональности.
И потому тоже голосую за «Город И», за Россию – «Страну И» и вообще – за союз «И».
…Июль 2013 года. Веду первую в своей жизни экскурсию по острову Ольхон, расположенному в центре озера Байкал. Готовилась к ней основательно, но увидев группу, выходящую из микроавтобуса, обомлела – в ней русские и китайские гости. Никто не предупредил, что в группе будут иностранцы, чьим языком не владею. К счастью, они знают русский.
Целый день мы провели вместе – русские дедушка и бабушка с тремя внуками – подростками, спортсменами - кикбоксерами. Восьмилетняя русоволосая Лиза, ее папа – китайское имя которого созвучно русскому Сергей, и три девушки-китаянки, радостные, улыбчивые и восторженные. Мне немножко трудно, потому что русским, важна информация, цифры и факты, а китайским гостям важен процесс, образы и картины, которые они с большим восторгом запечатлевают на фото и видео. И стараюсь, чтобы и те и другие получили желаемое и остались довольны экскурсией. Мы вместе трясемся по ольхонской грунтовой дороге на русском УАЗике, в народе называемом «таблетка», подпрыгиваем на рытвинах, что вымыл в ней дождь рядом с урочищем Песчаное и замираем, когда колеса нашего авто буксуют в песках.
В сувенирной лавке поселка Хужир выбираем сувениры, сделанные прибайкальскими мастерами-ремесленниками, выражаем почтение духам территории, смотрим мыс Бурхан – одно из девяти чудес Азии, гуляем на песчаном пляже, едим омулевую уху. В бурятской деревне с интересом знакомимся с жизнью и бытом бурят, издавна живших на Ольхоне, дегустируем национальный напиток тарасун, сделанный на молочной сыворотке и учимся танцевать бурятский круговой танец ехор. На обратном пути утомленные китайские гости спят, Лиза сидит на моих коленях и, положив голову мне на плечо, смотрит в окно, а с русскими туристами мы ведем интеллектуальную беседу…
Прощаясь на МРС у парома, становимся в круг и желаем друг другу удачи на русском, а потом произносим это на бурятском – «хенга» (выучили в бурятской деревне) и «се-сэ», что по - китайски означает «спасибо». Я благодарна этим людям за то, что они были на моей первой экскурсии по острову Ольхон, были восприимчивы к информации, толерантны по отношению друг к другу и терпеливы в условиях автомобильной поездки.
Тот же июль 2013 года… Группа японцев, ездящая со своим сенсеем изучать петроглифы – наскальные рисунки, оставленные древними людьми на скалах в некоторых местах Прибайкалья. К поездке подготовились основательно – на дорогах Прибайкальского национального парка надевают маски от дорожной пыли постоянно присутствующей в воздухе. По дороге от урочища Песчаное до мыса Хобой автобус постоянно потряхивает, дорога здесь размыта частыми дождями и разбита колесами автомобилей. Каждый раз, взлетая над сидениями, японцы смеются и восторженно аплодируют. Также радостно они аплодируют экскурсоводу и водителю и, ежедневно прощаясь с ними, говорят «спасибо».
На пикнике они с удовольствием едят традиционное бурятское блюдо загудай из свежего элитного байкальского омуля. Его мы подаем с русскими малосольными огурчиками и много лет назад обрусевшей potatoes – картошкой, некогда привезенной в Россию из Европы. Казус! Мы забыли заварку и выходим из положения тем, что набираем чабрец и иван-чай. И, рассказывая через переводчика о достоинствах этих трав, подаем японцам травяной сибирский чай, заваренный на байкальской воде. Они узнают, что чабрец – буряты считают травой, приносящей чистоту, а из иван-чая раньше на Руси делали чай, превосходящий по качествам китайский байховый. И с удовольствием повторяют по-русски «иван – чай», «чабрец».
Потом, пережидая в автобусе дождь, они угощают нас всякими вкусняшками из пакетиков с японскими иероглифами, а мы их – китайскими яблоками и орешками с сушеными фруктами, сделанными где-то в восточной стране, когда – то входившей в состав СССР. Они учат наше слово «печенье», а мы – их «аригото». Правда – все прекрасно! Мы не понимаем слов друг друга, но улыбки создают приятное, комфортное состояние от присутствия рядом людей другой национальности. Делить нам нечего, а рассказать друг другу есть о чем. Жестами, глазами и располагающей улыбкой. Когда мы расстаемся, наш русский водитель, нажимая на газ, говорит то ли нам, то ли себе: «А, в общем, они очень приятные ребята!».
Думаю, что Бог был прав, когда устроил Вавилонское столпотворение и смешал все языки, и рассеял всех людей по лицу земли. Ведь если бы тогда он этого не сделал, за многие века мы устали бы друг от друга, и не было бы у нас сейчас радостного узнавания людей других национальностей. Узнавания не по словам, а на уровне разговора душ, сердец и глаз…
Люблю гулять по центральному Иркутску, который давно, почти 400 лет назад начал строиться с Иркутского острога, основанного казаками, пришедшими в Восточную Сибирь во имя Бога, Царя и Отечества расширять границы государства Российского. В этом городе, как в ни каком другом сильно проявлен многонациональный дух. Несмотря на то, что расположен город в Сибири, в 7 тысячах километрах от Европы, на его улицах часто встречаешь иностранцев, с интересом изучающих архитектуру, культуру, быт и нравы сибиряков.
И когда летом гуляешь по улице Урицкого, или в 130 квартале, есть ощущение, что находишься в уютном европейском городке, где люди разных национальностей и разного цвета кожи, говорящие на разных языках. И уверена, что каждый из них, будь то немец, итальянец, монгол или индус... находит в Иркутске мотивы, созвучные собственной душе и свой нации. Так сложилась историческая судьба города, что с момента рождения стал он многонациональным, потому что является центром торгового пути, соединяющего Азию и Европу.
Через него проходил Великий чайный путь, по которому везли из Китая чай: черный байховый и зеленый. А также шелка, китайский фарфор и многое другое, что представляло интерес для цивилизованной Европы. Иркутск очень быстро втянулся в мировые торгово – промышленные отношения – через него в Европу, Китай и Монголию отправлялись меха и в том числе ценнейший баргузинский соболь, являющийся национальным богатством России. Еще – забайкальский ревень, что на мировом рынке, формирующемся в Европе, ценился на уровне жень-шеня. Интересный факт – в 1739 году иркутский аптекарь – ревенщик был обязан отправлять в Московию до 1000 пудов этого ценнейшего лекарственного сырья, особо высоко ценимого китайскими лекарями.
Эволюция общества и человеческих отношений проходит разными путями, и один из них – торговля. Торговые отношения объединяют людей и способствуют развитию территорию. Свидетельством тому является Иркутск, который буквально за считанные десятилетия стал богатым развитым городом, слава о котором очень быстро разлетелась в Китае, России и Европе. Еще в конце 18 века Вильгельм Лагус, бывший биограф путешественника, ученого и промышленника Эрика Лаксмана писал: «…подобно оазису в пустыне, лежащий близ Байкала Иркутск, привлекает к себе торговые пути Азии, вместе с ними и людей, различного восточного и западного происхождения, огромные капиталы и весьма оживленные торговые отношения».
Русские насельники, поселившиеся в Сибири, живя с инородцами, изменяли их быт и нравы, но и сами тоже изменялись. И постепенно в Иркутске сформировалась культура многообразная, свойственная только ему. Многонациональность стала нитью, на которую, как бусинки нанизались разные аспекты этой культуры. Как пример приведем многонациональные мотивы в архитектуре, ведь именно благодаря им Иркутск имеет славу города с удивительной, колоритной и неповторимой архитектурой. Ярким примером национальной многоликости является церковная архитектура.
В частности Крестовоздвиженская церковь, одна из лучших (если не самая лучшая) из церквей Сибири. Э. Павлюченко в своей книге «Сибирское барокко» отмечает, что фотографии этого архитектурного шедевра помещены не только в учебниках архитектуры и русского искусства, но и в Британской энциклопедии. Свою известность церковь получила благодаря уникальной декоративной пластике фасадов. Богатыми и обильными орнаментами заполнено все пространство внешних стен. Сложные узоры созданы комбинацией простых геометрических фигур и растительными орнаментами. Рисунок свидетельствует о влиянии на вкусы храмовых архитекторов прикладного искусства местных народностей, в результате чего выработалось одно из направлений сибирского барокко, в котором присутствуют монгольские мотивы.
О храмах, подобных Крестовоздвиженскому, академик И.Грабарь писал: «Обтесывая и укладывая кирпич впрямь и вкось, вытесывая колонки и балясы и устраивая хитро сплетенные карнизы, зодчие достигали поразительного эффекта, когда кирпичные узоры давали впечатление богатых тканей и хитро вытканных ковров». В таких коврах по словам И. Грабаря «наивное сочетание отголосков Москвы и Украины причудливо сплелось в густой узорчатый ковер со своеобразным привкусом соседнего Востока».
Еще в 19 веке исследователи проявили интерес к необычной церкви, и в 1887 году Императорская Археологическая комиссия включила Крестовоздвиженскую церковь в Свод памятников отечественной старины. Эта церковь стала образцом для подражания, из которого мастера черпали сюжеты для других сибирских храмов. В частности мотивы ее убранства есть на стенах собора Спаса – Преображенского монастыря на Байкале, а также других, более поздних по времени церквах Иркутска.
Стиль барокко, родившийся в Италии в 17 веке, и распространившийся в европейских странах, отличался чрезвычайно эффектным и эмоционально впечатляющи м оформлением. Скоро придя в Россию, он приобрел ярко-русскую особенность. В Сибири элементы барокко появились в начале 18 века – так через архитектуру и строительство происходило слияние народных художественных стилей. Примером такого строительства является и Иркутский Богоявленский собор – в архитектуре и декоре которого есть смесь древнерусских мотивов, элементы барокко и элементы орнаментов коренных (восточных) народов Сибири – бурятского и монгольского. Уместно вспомнить, что несколько церквей, построенных с 1747 по 1773 год – Троицкая, Знаменская, Тихвинская, Чудотворская содержат элементы сибирского барокко, необычность которых замечали все, кто бывал в Иркутске. Так в конце 18 века норвежский путешественник Хансон отмечал: «едва ли во всей Норвегии найдутся две или три таких церкви, которые мог бы (он) сравнить в архитектурном отношении с иркутскими».
Гуляя по старым улицам старинных городов соприкасаешься не только с их историей. Дома хранят отголоски жизни давно ушедших людей, их мироощущение, понимание красоты и удобства. Каждое время порождает свой стиль, свою архитектуру, и смена стилей и архитектур в одном городском пространстве позволяет пережить человеку смену мироощущений.
К началу 20 века почти все провинциальные города имели каменную застройку, и только северные и сибирские города сохраняли свое лицо, удивляя мир деревянным зодчеством: Томск, Красноярск, Иркутск, Якутск. Но время идет и ситуация меняется. Сегодня томичи лелеют и берегут свои деревянные дома-памятники на центральной улице, а красноярцы почти утратили их. Новосибирцы – тоже. Гуляя по Новосибирску в мае 2013, за день насчитала 7 памятников Владимиру Ильичу Ленину и встретила только 2 старинных дома деревянной постройки.
В центральной части Иркутска много домов, построенных очень давно из сибирской сосны, являвшейся когда-то самым лучшим, востребованным и экологически чистым материалом. Деревянным зодчеством Иркутск славился всегда, а также деревянной резьбой – что украшала наличники окон, крыши домов и ворота. Мастеров – резчиков в Иркутске было много, и, будучи людьми разных национальностей, они через деревянные узоры передавали в мир настроение и мотивы души своей нации. И потому украшенные ими дома, как будто хвастались друг перед другом своим узорочьем, которое и по сей день поражает воображение путешествующих по Иркутску. На тех улицах, где еще сохранились старинные деревянные дома, туристы не замечают друг друга, потому что взгляд их устремлен на кружевное дерево, украшающее старый Иркутск.
Дома ветшают, старого Иркутска становится все меньше, и городские власти, подталкиваемые общественностью, желающей сохранить для потомков облик деревянного Иркутска, решили построить 130 квартал, который быстро стал местом паломничества туристов из разных стран. Квартал построен в стиле деревянного зодчества, его дома обрамлены кружевами из дерева, но вот что интересно… возводили его строители из Китая… И это еще одна деталь, подчеркивающая значимость здоровых отношений между людьми разных национальностей. Ведь в повседневном общении, люди меняются бытовыми привычками, учатся друг у друга и осваивают различные ремесла. Наверное, в каждом краеведческом музее сибирских поселений, видны следы слияния двух культур – коренного населения и русских насельников, некогда пришедших в эти края.
Пример тому – усадьба - музей «Алтэн – морин», в народе называемый «бурятская деревня». Род уроженца этих мест Алексея Огдонова знакомит туристов с миром жизни бурят и с их фольклором. В усадьбе есть войлочная юрта, подобная тем, в которых раньше жили бурятские семьи, есть юрта из дерева, которые стали строить, переняв у пришлых казаков технологии построек из сосны. В усадьбе есть старая лодка, из тех, что служили бурятам для рыбной ловли. И есть телега, которые стали применять с того времени, когда этот степной народ, живший в юртах, начал осваивать земледелие. В юрте-музее можно увидеть оригинальный шаманский онгон и кованные сундуки (предмет русского быта).
Обмениваясь привычками, традициями, ремеслами люди передавали друг другу все самое лучшее. Так, например, с приходом в Восточную Сибирь казаков и строительством Иркутска, буряты острова Ольхон были втянуты в торговые отношения и свозили свои товары в бухту Базарная, откуда они отправлялись торговым путем в Иркутск и далее. Байкальский омуль поставляли в Улан-Удэ, Читу, Киренск, Ярославль и даже Тверь. Русские крестьяне, буряты и эвенки организовывали артели, сообща ловили и продавали рыбу.
Было время, когда только крупных ярмарок в Иркутске в год было около 40.
Славился город и своими промыслами - пушным и рыбным. А также ремеслами: кожевенным, мыльным, плотницким, сапожным, портновским, рукавичным, гребенным, свечным, пряничным, кирпичным, скорняжным, бочарным, котельным, чеканным, шерстобойным и др. Развитию ремесел способствовал генерал – губернатор Б.Б.Лещано, по решению которого в 1799 году был открыт первый рабочий ремесленный дом. В нем ссыльные мастера - ремесленники выполняли заказы города. Рядом с домом была возведена слобода, где жили те, кто после отбытия срока ссылки оставался в Иркутске. Так закреплялись профессиональные кадры, которые ускорили развитие ремесел в 1 половине 19 века.
Естественно, что вследствие необычайной роскоши и общего развития, Иркутск называли Сибирским Петербургом, и все, кто в нем бывал, отмечали его высокое гостеприимство. Вероятно, многонациональность, это знак, божия отметка, поставленная на территории и чем более многонациональный город и страна, тем более он богат.
Когда мы принимаем гостей, то стремимся показать им все самое лучшее. И потому на территориях, являющихся туристическими и торговыми, культурное развитие отчасти происходит само собой и в него естественно втягивается большинство живущих здесь. Интересная деталь – в Иркутске, что притягивал внимание людей разных стран, очень серьезно относились к извозу пассажиров. Путешественники отмечали, что Иркутск богат довольно приличными извозчиками – все они ездят на резинах и придерживаются таксы. По своему внешнему виду извозчики довольно порядочны. Для них в Иркутске устраивались специальные смотры – своего рода парады.
Жюри и публика делили экипажи на два разряда – по достоинству самого экипажа и по видности лошадей. Лучшим извозчикам повышали таксу. Еще пример – Э.Павлюченко, описывая старинное фото участка улицы Большой (К.Маркса) и Тихвинской (Сухэ – Батора) подмечает деталь «…по краям мостовой вкопаны толстые короткие каменные столбы – защита пешеходов от раскатившихся на гололеде саней». Из мелочей создается облик поселений и народов, а эти мелочи люди обычно создают сами, если территория, где они проживают, интересна другим – либо, как торговая, либо, как туристическая.
Прав был Петр Первый, когда прорубил окно в Европу, обрил боярам бороды и заставил двор носить парики. Ведь все лучшее в мире создано в дружбе, мире, толерантности и взаимодействии людей разных национальностей. Именно взаимодействие с многонациональной и на то время более культурной и образованной чем Россия, Европой, помогло нашей стране получить мощный импульс к развитию. Реформатор Петр изучал не только Европу. Он требовал еще и обстоятельного знания своей страны и Сибири, в частности. Его интересовало, как живут здесь люди и что едят, какие у них обычаи и нравы; чем занимаются; на каких языках говорят. Какие здесь рыбы, животные, растения и полезные ископаемые. И потому Иркутск, как столица Восточной Сибири, стал местом временного пребывания многих ученых, большинство из которых иностранцы. Приведем некоторые примеры.
1675 год – в Иркутске проездом в Китай остановилось посольство русского царя Алексея Михайловича, отправленное с дипломатической миссией к китайскому Двору. Посольство возглавлял выдающийся ученый и общественно - политический деятель Николай Гаврилович Спафарий Милеску, родом молдаванин. Очень мудрый, образованный человек, знающий много языков.
1720 – 1727 г.г. – Крупный ученый Даниэль Готлиб Мессершмидт по заданию российской академии наук провел естественнонаучные изыскания, собрал сведения по экономике, истории, этнографии, медицине, филологии. Зимние месяцы он проводил в Иркутске. В Санкт- Петербургскую академию наук он отправлял посылки с коллекциями минералов, одеждой сибирских народов, чучелами птиц и животных, семенами растений и гербариями. Его наблюдения над Сибирью, взятые из дневников, публиковалось в России и за границей – Сибирь интересовала всех.
1725 год. Капитан-командор русского флота мореплаватель датчанин Витус Ионассен Беринг отправился с экспедицией на север, чтобы узнать, соединяются ли Азия с Америкой. Он проплыл между ними в проливе, названном Беринговым, и открыл полуостров Камчатский.
1735 год - Вторая экспедиция Беринга, состоящая из ученых. Группу возглавил натуралист, доктор медицины, профессор ботаники и химии Иоанн Георг Гмелин - немец из Тюрингии, сын аптекаря. Он создал труд «Флористика Сибирика» в 4 томах. Иллюстрированное его собственными рисунками, оно явилось крупным вкладом в мировую ботаническую литературу. Данный труд переведен на несколько европейских языков, кроме русского. Изучая Сибирь, эти ученые провели исследования на 31 тысяче верст. В экспедицию входили историк Герард Фредерик Миллер, статистик Иоганн Эбергард Фишер, астроном Людвиг де ля Кройер. Благодаря этим ученым о Сибири узнал весь мир.
1764 год. В Иркутск прибыл назначенный правительством первый губернатор Карл Львович фон Фрауендорф, немец по национальности. Он привез в возке картофель – земляные яблоки потейтес, которые распространяла в России медицинская академия. Население не сразу приняло новшество - либо наводнениями клубни повымыло, либо морозы побили. И уродился картофель только в губернаторском саду. Но потом, со временем он все-таки распространился по Сибири и сегодня считается не только сибирским, но и традиционным любимым русским блюдом.
Иркутск был далеко от столицы, в то время почти на краю света, но исследователи отправлялись сюда добровольно.
Лютеранский священник, финн из города Або, Эрик Лаксман по договоренности с Российской академией наук изучал Сибирь. Жил он и в Иркутске и здесь горожане удивлялись его собраниям кристаллов и образцов полезных ископаемых. А также цветам, украшающим комнаты его дома. И еще - тропическим растениям и плодам в оранжерее. Иркутяне воспринимали культуру цветоводства, обогащались знаниями, разводили растения у себя на окнах. А шведский ученый Карлос Линней просил Лаксмана прислать ему семена сибирских цветов жарки.
1908 год. Из Латвии в Иркутск приехал Август Карлович Томпсон. Здесь он занялся разведением груш, абрикосов, яблонь, вишен, слив и декоративных растений. Ему обязаны тем, что на улицах Иркутска сегодня растут тополь серебристый, акации и клен. В его саду жили привередливые растения – роза даурская, бархат амурский, вяз, липа сердцелистная, орех манчьжурский, лещина и дуб. Всего в его саду было около тысячи ценнейших пород деревьев. Следуя за пионером садоводства, любители и сегодня выращивают в Иркутской области выведенные им сорта: малина «Ранняя Томпсона», зимний сорт полукультурки «Гамма», крыжовник «Томпсон №1». Рядом с хозяйством Томпсона и при его активном участии педагоги создали коллективный сад «Просвещенец», для того, чтобы открыть в нем школу перевоспитания беспризорников по методу А.С.Макаренко. Роль Томпсона и в садоводстве, и в культурной жизни Иркутска бесспорна и благородна.
Бесспорна и благородна роль очень многих иноземцев в процветании Иркутска. И уместно в этом отношении отметить и роль ссыльных. Разные люди отправлялись в сибирскую ссылку, и разный след они оставили в истории Иркутска и губернии.
Например, декабристы. Люди, известные в России и за ее пределами, тем, что бросили вызов царской власти. Тяжелая в Сибири у них была доля, однако здесь они просияли как яркие звезды. Лунин, Волконский, Трубецкой, Муханов, Поджио, Анненков, Вольф Юшковский, Якубович, Раевский, Штейнгель и др. Они внеси большой вклад в образование и культуру – ставили домашние спектакли, вели дискуссии на злободневные темы российской жизни, давали уроки по предметам, делились знаниями. Многие в Иркутске благодаря декабристам получили прекрасное образование.
Польские повстанцы. Велико их влияние на бытовую и экономическую жизнь Иркутска. В 19 веке разгромленное царской властью восстание за независимость Польши привело в Сибирь несколько тысяч поляков в возрасте от 17 до 25 лет. Они способствовали развитию торговли, ремесел, хлебопашества, огородничества, кондитерского и колбасного производств. Благодаря им в Иркутске открылись гостиницы, кафе и рестораны. Они показали иркутянам лучшие качества польской нации – учтивость, тактичность и хорошее отношение к прислуге. Многие из них музицировали, рисовали, знали языки и стали превосходными преподавателями для иркутских детей. Известные натуралисты Черский, Чекановский и Дыбовский дали миру ученые труды о Сибири. Врачебной деятельностью прославились Логовский, Зиминский, Чечковский, Яроцкий.
Иркутск, это город, который находил место всем, создавая условия для взаимовыгодного совместного существования. Например, перепись 1884 года показала, что живут здесь люди разного вероисповедания. Православные, евреи, католики, магометане, лютеране, шаманствующие, старообрядцы, ламаисты, арминогрекгориане, англиканского вероисповедания. В городе прекрасно уживались православные храмы и мусульманская мечеть. А римский католический костел, построенный по инициативе Швермицкого на пожертвования горожан, самое крупное из которых сделал М.А.Косовский, до сего времени восхищает и иркутян, и путешественников.
Из истории известен такой факт. 1892 год. В разных городах европейской России шли еврейские погромы, и молва о них докатилась до Иркутска. Когда в городе пошли слухи о погромах, евреи обратились к начальнику губернии с просьбой принять предупредительные меры и отправили депутатов к архиепископу Вениамину. Он успокоил депутатов, заверив, что сделает все возможное для того, чтобы эти слухи не оправдались. И в церквах священники стали разъяснять прихожанам всю нелепость, греховность и бесчеловечность погромов. И в Иркутске все обошлось хорошо.
Вероятно, толерантность – это качество присущее высокообразованному и культурному городу, а им Иркутск являлся изначально. Здесь были высоконравственные купцы, которые очень высоко ценили образование и делали значительные пожертвования на социальные нужды города. В Иркутске останавливались именитые купцы и дипломаты, путешественники, журналисты и писатели. Здесь можно было посетить публичную библиотеку, прочитать городские новости в нескольких десятках газет и журналов, посетить театральные премьеры, музей, цирковое представление или лекцию известного ученого. Иркутск жил расторопно, перенимая из мира других людей и городов все дельное и новое.
Ученые, путешественники, литераторы отмечали театрализованность Иркутска. «Современные известия писали», что иркутский театр – один из лучших провинициальных храмов Мельпомены – там строгая публика, требующая хорошего репертуара, и позитивно настроенные посетители. Слабые театральные труппы не решались ехать в Иркутск, ведь сразу после спектакля в газетах появлялись критические рецензии, и зал не заполнялся. Заметим, что бурная театральная жизнь отмечалась в Иркутске во все времена и интерес к театру не ослабевал. Иркутск в то время, когда в нем жило всего 10 тысяч жителей, позволял себе содержать театральную труппу в 90 человек. (Для сравнения – сегодня город Усть-Илимск, где проживает около 80 тысяч населения, содержит труппу около 15 человек).
Иркутск был самый читающий город, имел своих, известных за пределами Сибири писателей, журналистов и солидные периодические издания - в том числе толстые журналы и сборники. Одну из лучших провинциальных газет «Восточное обозрение» читали и выписывали за границей в Китае, Америке, Франции, Швейцарии, Германии, Португалии и Японии.
Исторические примеры убеждают в этом – многонациональность является большим рычагом к развитию общества. Это спутник богатства и благополучия. И, вероятно, нам, россиянам, нужно быть готовым к тому, что именно Россия стала той страной, которая сегодня стоит на острие мировых процессов по объединению наций. Ведь Россия является многонациональным государством – более 145 миллионов ее граждан, постоянно проживающих в стране, представляют разные национальности, говорящие на собственных языках.
У нас есть опыт интернациональных строек и судьба городов, которые возводились тысячами строителей разных национальностей из разных стран уникальна. Примером тому служат истории сибирских городов Братска и Усть-Илимска, имеющих высокий достаток и высокие уровни образования и культуры.
У нас есть опыт жизни в многонациональном государстве, ведь именно на территории России много лет существовал Союз Советских Социалистических Республик, объединивший 15 народов и показавший всему миру, как взаимовыгодно можно существовать, объединив свои усилия в одном направлении – построении гармоничного и благополучного общества. И сегодня эти направления есть – международная торговля и международный туризм. Происходящие в них процессы со временем приведут к тому, что человечество планеты Земля, вероятно, станет единым в своем устремлении.
Однако, просится резонный вопрос: «Каким должен быть патриотизм в наше время?» На взгляд автора все просто. Не выпячивать свой народ и не принижать. А воспитывать в людях здоровое понимание того, что каждый народ имеет свою неповторимую историю и культуру. Что у каждого народа есть периоды взлета и застои, поэтому не надо делать преждевременные выводы о чьей-то развитости или отсталости. И что в любом народе нужно искать лучшие качества. Поняв это, человек никогда не позволит себе высокомерия или раболепства. Каждому народу нужно сохранять свой язык, традиции, обычаи и рассказывать о них приходящим гостям. Поддерживать традиционные занятия и промыслы, сохраняя свое своеобразие. Понимая, что богатство всех национальных культур есть достояние всей планетарной цивилизации.
.
Например, так сейчас делают на острове Ольхон, посвящая туристов в культуру бурятов и рассказывая о священных местах – сэргэ и обо. Или на туристических сайтах, посвященных поездкам в Монголию, где публикуют правила правильного поведения в этой стране в соответствии с традициями предков. Подобные меры правильно ориентируют туриста и в то же время укрепляют дух своей нации.
Еще обязательно нужно на каждой территории сохранять присущую этим поселениям архитектуру – ведь это основной составляющий элемент природной системы, окружающей человека. А пространственно – архитектурная среда, созданная и оберегаемая человеком, несет в себе все лучшее, что им накоплено за годы и выражает культурное своеобразие любого города. Через нее открывается человек и его внутренний мир. Архитектура – это одежда, по которой человек познает новый край, а количество архитектурных памятников говорит о богатой душе народа.
…Давно кануло в лету то время, когда «на всей земле был один язык и одно наречие». С момента Вавилонского столпотворения мы говорим на разных языках и, вероятно, именно это является самым главным стимулом к тому, чтобы начать понимать друг друга, открыть железные занавесы в умах и душах и объединиться.
И это время пришло… Молодая команда иркутян, предлагает объединиться ради обретения нового – более гармоничного, более толерантного, более обеспеченного настоящего. И предлагает идею бренда «Иркутск – город И». И потому тоже голосую за «Город И», за Россию – «Страну И» и вообще – за союз «И».
Бог с нами сейчас… Засучиваем рукава?
Свидетельство о публикации №214083000683