Каинова аллюзия. Пацифизмы

 В единообразном хоре наших СМИ нет, нет, да зазвучит неким диссонансом забытое. Вот и сегодня, среди тревожных сообщений из "горячей точки", ставшей привычной, мелькнуло вчерашним повтором старое кино. Как фига в кармане, как призыв к миролюбию на фоне патриотических речей и клеймения фашистов. Тут же вспоминается, что в последний день августа, тогда это был четверг, семьдесят пять лет назад случился Глейвицкий инцидент. Через день грохот пушек заглушил истину. Властитель дум миллионов, свято верящих в непогрешимость своего руководителя, тогда обратился к согражданам: "Сегодня ночью Польша впервые стреляла по нашей территории, используя регулярную армию". Поймем ли и мы, нынешние, что происходит на наших глазах, кто, ради собственных амбиций, посылает юнцов в новую кровавую мясорубку.

 Думаю, то старое кино не могло пройти по нашим ведущим каналам. А вот "Культура" блеснула некой пацифистской смелостью, напомнила о временах "оттепели". Сомневаюсь, что нынешние, собирающиеся в отпуск не понежиться на морском бережку, а пострелять во врагов, смотрели "Каин 18". Жалко. Думаю, стоит иногда вспомнить подобные картины.

 Сам коллектив, создавший "Каина", вызывает глубокое уважение. Это вам не ремейк "Кавказской пленницы".  За пять лет до начала Второй мировой бывший корниловец и участник "Ледяного похода" Евгений Шварц пишет пьесу "Голый король". Название пьесы отсылает нас к Андерсену, но наш "белогвардеец" наполняет сюжет новым смыслом. Думаю, примерять платье "голого короля" может, если захочет, любой правитель.

 И вот в разгар "оттепели", полвека назад, на советские экраны выходит полнометражный фильм по сценарию Шварца. Король-полный придурок, министры, готовые лизнуть поглубже и понежнее, окружение-голубая кровь. Полный набор, калькой ложащийся на подобную вертикаль власти. И вновь властитель, как и его далекий предок, готов убивать брата своего-Авеля. Но на сей раз он использует достижение современной биотехнологии. Комар-мутант несет в себе огромную энергию, готовую вырваться в любую секунду. Стоит лишь прихлопнуть букашку. Так Авель, тоже полный дегенерат, становится первой жертвой супероружия. Но какую бурю восторга вызывает это бах-трарарах у его братца-короля Каина 18.

 Не многие сейчас  вспомнят артиста, воплотившего роль Каина в фильме. Эраст Гарин, почти ровесник Шварца, бывший доброволец-красноармеец, то есть враг первопроходника Шварца, становится одним из известных артистов довоенного советского кино. До "Каина", Гарин уже побывает в шкуре киношного короля, в знаменитой "Золушке". Здесь это позитивный, чудаковатый правитель Сказочного Королевства. И вот новое восхождение. Это уже другая, продвинутая, как сказали бы сейчас, креативная личность. Спортсмен, не курит, борется  с вредными привычками своих подчиненных. На старости лет в нем взыграло ретивое-решил жениться на молоденькой принцессе. Тут-то и разыгрывается главная коллизия фильма. Как всегда, вмешивается настоящая любовь.

 Обращает на себя речь короля. Что не фраза-великая цитата. к примеру: "Все, что старается освободиться -нам не годится",  Как только они это поймут, мы внедрим в них нашу культуру. Все станут богатыми! Кроме бедных". Подстать правителю окружение: "Пушка к вам едет для защиты вашей страны, а солдаты идут к вам для защиты нашей пушки, Ваше величество!", "Кормящая мать -это не женщина, это военный объект...","Кормить надо только безоружных, а солдат с ружьем сам себя прокормит — дело проверенное". Даже лакеи не отстают, да так актуально: "Бегу записываться в добровольцы!"

 Фильм буквально наполнен аллюзиями. И если в "оттепель" шла очевидная параллель с чудовищем в человеческом образе, то как воспримет образ нынешний зритель, знакомый с ТОЙ войной лишь по полосатой ленточке? Да, эти вечные, наполняемые новыми образами, исторические аллюзии. А как завтра, к восемнадцатому, в смысле, году?

 И лишь вечный символ-белый голубь, останется неизменным в веках. Он появляется в картине, разрешая зашедшую в тупик ситуацию. Как замечает премьер-министр:"Голубь у нас в королевстве — нецензурная птица. Голубь у нас такое наделал! " В конечном счете мирная птица косвенно губит короля. Он умирает от страха в собственном туалете.

 Много ещё можно найти исторических аллюзий. И не только прошедшего времени касаются они. Сумел же Шварц заглянуть в будущее. Постараемся и мы. Это же так просто. Природа тоталитаризма везде и всегда одинакова. С чинопочитанием, с этими продажными министрами и лакеями, бегущими записываться в добровольцы, едина она по сути их продажных душонок. Как и потомство Каина...

 Смотрите старые фильмы, особенно "оттепельные". Они плохом не научат.

 Кадр из фильма "Каин 18". Сомневаюсь, что в восемнадцатом телеканал "Культура" осмелится его повторить.

 

 


Рецензии
Давайте, Борис, не опускаться до оскорблений. Критикуя, аргументируй и предлагай более совершенное. Парадоксально, но любая, даже самая несовершенная Система, устойчивее Хаоса. Для России это положение верно вдвойне. Слабая монархия сменилась тоталитарным большевизмом и это помогло сохранить империю. Приход слабого правителя стал началом её распада. В условиях отсталого сознания масс и перекладывания коллективной ответственности на одного человека неизбежны подобны метастазы и смена полярности. Вчера и сегодня он на вершине рейтинга, а завтра становится общим посмешищем. Так было, так, увы, будет. В этих условиях главный ответственный вынужден порой совершать поступки, расходящиеся с историческим вектором развития. Но это не значит, что надо пинать бывшего кумира.

Евгений Садков   01.09.2014 16:42     Заявить о нарушении
Не так давно я рецензировал материал одного товарища. На свою беду упомянул "дядьку" царевича Алексея-Андрея Еремеевича Деревенько. После революций он чуть изменил отношение к престолонаследнику.
После ответа на рецензию я вдруг осознал, что "крейзи" реально живут по обе стороны границы. Зачем усугублять и без того плохую ситуацию? А оскорблять, да ещё издалека, дело пустое.

Евгений Садков   01.09.2014 17:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.