Посвящение Луису

(в четырех частях с интродукцией и финалом)               
               
ИНТРОДУКЦИЯ.

Март  1972 года.  Приэльбрусье.  Баксанское  ущелье, с его  уютным  завершением – Поляной Азау.  Это,  именуемое  поляной,  живописное  заснеженное пространство защищено с  трех сторон горными склонами,которые каждое утро нового дня приветствуют восходящее светило отраженным светом  своих вершин.На одном краю поляны живописно разбросаны красные черепичные крыши научного центра гляциологов МГУ, а на другом краю, отделенном от    гляциологов проезжей дорогой, стоит довольно чужеродное окружающей     природе пятиэтажное здание из стекла и  бетона. Это – новая гостиница    местной турбазы, также носящая имя «Азау». 

Если отправиться вниз по дороге, ведущей в ущелье, то очень скоро вашего  слуха коснется мягкий, почти музыкальный шум воды, который вскоре явит    взору и саму речку – холодный прозрачный Баксан. Его мелкие воды суетливо   пробираются по каменистому ложу меж двух хрупких льдистых берегов, где   сквозь тонкие резные кромки просвечивает струящаяся снизу вода.

Сюда, в Баксанское ущелье, из разных мест нашей некогда необъятной страны,  зимой устремлялись люди, одержимые страстью к горам и горнолыжному спорту.  В современной терминологии их бы назвали фанатами. Этих людей не могли   остановить ни сложности многотрудного пути, ни старенькое горнолыжное   снаряжение, ни очереди на единственный подъемник, ни все прочие проблемы нашей тогдашней жизни, которая, перефразируя поэта, была «для веселия    мало оборудована». Эти люди согласны были жить в любых условиях: в   гостиницах и на турбазах, с комфортом и без оного, в хижинах и в палатках…  И все лишь потому, что не было для них большего счастья, чем жадно,полной грудью вдохнуть этот снежный воздух, подняться на самый верх крутой   горнолыжной трассы, и затем, хмелея от восторга, ринуться вниз! А по    вечерам, давая возможность расслабиться утомленному за день телу, блаженно  развалиться где-нибудь на полу, в компании ребят с гитарами и песнями    Юрия Визбора.  И вот такое нехитрое человеческое счастье щедро дарила нам тогда наша незатейливая туристская жизнь, ну и, конечно же, наша молодость.

ЧАСТЬ 1

Жизнь турбазы «Азау», подобно жизни любой другой горнолыжной или    альпинистской базы, с раннего утра и до поздней ночи звенела молодыми  голосами, бурлила живым общением и новыми знакомствами. И вот, однажды,    здесь появился человек, невольно привлекший к себе всеобщее внимание.   Светловолосый и светлоглазый молодой мужчина, на вид лет сорока,   отличался,прежде всего, своей завидной горнолыжной экипировкой, а также   классной школой горнолыжного катания. А еще какой-то, не слишком   свойственной нашим ребятам, мягкой, внимательной манерой общения. Кто такой и откуда взялся, заинтересовался народ? То есть, словами еще одного поэта, «откуда у хлопца испанская грусть»?  Вскоре,однако,все прояснилось.    Забавно, что «хлопец» и впрямь оказался испанцем, а, точнее, каталонцем.   

Звали этого человека Луис. И родился он в столице Каталонии - Барселоне,  этом дивной красоты городе на восточном побережье Испании. В семействе  Пабло и  Каридад Меркадер было пятеро детей, младшим из которых был Луис.  Главным  же  действующим лицом в этой семье, надолго определившим ее   полную превратностей судьбу, была мамаша Каридад. Эта незаурядная женщина  обладала поистине вулканическим темпераментом, который питал в ней     неукротимую жажду деятельности. Подобно знаменитой Пассионарии – пламенной Долорес Ибаррури, известной всему миру как лидер коммунистического   движения в Испании, Каридад Меркадер, в свою очередь, так же была лидером, организатором и активным деятелем женского коммунистического движения в  Барселоне. Неистовый революционный дух этой страстной каталонки отвратил   ее, в конце концов, от своего недостаточно революционного мужа, но при   этом зажег ответное пламя коммунистических идей в авантюрной и фанатичной  голове одного из ее старших сыновей - Рамона, который, подобно матери,с   готовностью пополнил ряды интернациональных борцов за победу мировой   революции.

Гражданская война 36-го года в Испании, в которой принимали участие как  сама Каридад, так и двое ее старших сыновей,(из которых самый старший, Пабло, тогда же погиб), завершившаяся приходом к власти фашистской хунты   во главе с генералом Франко, вынудила коммунистическое  семейство мадам    Каридад покинуть страну и искать убежище за границей. Своих старших детей Каридад отправляет в Париж, в то время как младший Луис, вместе с мамашей, попадает в 38-м году в страну Советов. И происходит это отнюдь не случайно, поскольку мадам Каридад давно была связана с советскими спецслужбами.

Старший,из оставшихся сыновей Каридад, Рамон, опять-таки не без участия   мамаши, попадает в цепкие руки советской разведки, с тем, чтобы в   дальнейшем стать одним из главных действующих лиц зловещего спектакля с   ледорубом и кровавым финалом, разыгранного в 1940 году в Мексике по    поводу другого фанатичного революционера - Льва Давидовича Троцкого.По   завершении чудовищного спектакля,Рамон, преисполненный сознания честно     выполненного интернационального долга, с чистой совестью отправляется в   мексиканскую тюрьму, где и проводит последующие двадцать лет своей молодой   жизни. По выходе из тюрьмы, он был незамедлительно вывезен компетентными органами в Советский Союз, откуда позже выезжает на Кубу, приняв лестное  для себя предложение Фиделя Кастро возглавить в стране систему    государственных тюрем! Рамон Меркадер скончался в 1978 году, в Гаване.Его  прах был перевезен в Москву, так сказать, на родину его утопических идей,  которым он оставался верен до конца своих дней. В настоящее время прах   Рамона Пабло Меркадера покоится на московском Кунцевском кладбище, где и    можно отыскать скромную могилу с гранитным надгробием, украшенным его    благородным портретом с надписью: Герой Советского Союза … Рамон Иванович  Лопес! Конспирация продолжается. Конец бессмысленный и бесславный!         

ЧАСТЬ  2

Судьба же самого Луиса оказалась на 40 лет связанной с Советским Союзом.  После Отечественной войны, которая коснулась также и его, способный юноша  поступает в Московский институт радиоэлектроники,успешно его заканчивает,    защищает кандидатскую диссертацию,и становится преподавателем того же    вуза. Дальнейший жизненный путь Луиса, предопределенный как вполне    успешный путь рядового советского человека, был отмечен ранней женитьбой, появлением на свет первенца,(впоследствии  ставшего главным жизненным    разочарованием своего родителя), затем разводом и повторным браком. Все    вполне благополучно. К тому же, гражданский статус беженца давал Луису    дополнительную привилегию, позволявшую ему, время от времени, навещать   своих родственников в Париже,и даже кататься во Французских Альпах на лыжах.

Мамаша Каридад, время от времени, навещавшая своего московского сына,    жить здесь постоянно решительно отказывалась, во-первых, из-за холодного русского климата, а, во-вторых, потому, что ей, далекой от советской    действительности, никак не удавалось разобраться в тонких особенностях    московского быта. Так,однажды, застав сына с ведром воды и тряпкой в руке, занятого во дворе мытьем своих стареньких «Жигулей», она никак не могла    взять в толк, почему он занимается столь малопочтенным делом сам, вместо  того, чтобы поехать в ближайший автосервис. «Ну,не будь же таким скрягой!- укоряла она сына, - Наверняка, это не так уж и дорого! Побереги лучше свое здоровье!». И, с удивлением узнав, что подобного сервиса в Москве просто     не существует, она рассудительно заметила:«Но,в таком случае, возьми хотя  бы, вместо тряпки, кусок замши!»  Спасибо, мамочка! Увы, почтенная мадам  Каридад с возрастом становилась все более вздорной, а посему совместная    жизнь с сыном представлялась им обоим весьма затруднительной.      

 ЧАСТЬ  3      

Итак,вернемся к бурлящей новыми знакомствами жизни горнолыжной гостиницы  «Азау». Однажды, на вечерних песенных посиделках в гостиничном холле,   рядом с сидящим на полу Луисом оказалась какая-то милая девушка. За   возникшей,как водится в таких случаях, непритязательной болтовней, вскоре выяснилось, что живут они в Москве почти рядом друг с другом, и даже     имеют общих знакомых. Болтовня была легкой и приятной обоим, что быстро    привело их в прекрасное расположение духа. Луис, не переставая, шутил, а  девушка не уставала смеяться. Они явно были симпатичны друг другу. А на следующий день они уже вместе катались на лыжах, и Луис даже взялся    немножко девушку подучить.

А вечером, в сгущавшихся зимних сумерках, они долго шли по ведущей вниз   дороге, скрытые от глаз огромными черными елями, с которых, время от   времени, с мягким шелестом срывались пласты снега…

Эти, столь естественным образом завязавшиеся отношения двух молодых людей,  казалось, не таили в себе никакой опасности, и были вполне дружественными. Они  легко  болтали обо всем, весело шутили, говорили всякий вздор. Луис  часто цитировал разных литературных персонажей, обнаружив свой интерес к    литературе. А еще их сближало то, что он свободно говорил по-французски,в  то время как девушка также работала с этим языком.

Но главным, что не могло не повлиять на развитие их взаимоотношений, была,  разумеется, эта, столь располагавшая к сближению, атмосфера совместного    пребывания в горах, атмосфера,таившая в себе,помимо прочего, некую бациллу взаимного притяжения. Поэтому вскоре в душе нашей милой девушки начала    звучать какая-то новая мелодия, появились незнакомые созвучия… И вот,  однажды, случилось то, что, наверное, и должно было случиться. Как-то    раз, не справившись со своим волнением, девушка призналась Луису, что    потеряла голову. Да, эти слова впервые были произнесены не им, а ею. Он же  в ответ сильным движением руки просто привлек ее к себе. Так началась эта лирическая история, впрочем, с самого начала обреченная на неуспех.

Их романтические отношения длились более двух лет, которые стали для них   годами тайных, мучительных встреч, полных не только сладостной остроты    обоюдного обладания, но и неудовлетворенности и взаимных разочарований. Однако, надо отдать справедливость, Луис в их отношениях всегда оставался искренним, а в чем-то даже простодушным человеком.   

Однажды, во время их очередного свидания в каком-то кафе, случился этот знаменательный разговор. В тот вечер Луис много рассказывал о себе, а    потом вдруг, неожиданно, признался, что приходится родным братом «тому  самому», мрачно известному Рамону Меркадеру. С покорившей ее искренностью, взволнованно, говорил он о том, что в мире  ничего нет грязней и    отвратительней политики, а политический фанатизм, на его взгляд, вообще,  представляет собой некое клиническое состояние, и посему находится за    гранью нормальных нравственных оценок, подобно любому психическому   расстройству. Возможно,именно поэтому, в целом осуждая брата, Луис не    испытывал чувства личного стыда за его поступок.(Спустя много лет, он    опубликует книгу воспоминаний с шокирующим названием «Мой брат убил   Троцкого», которая в 2011 году была  издана также в  России).
               

В середине 70-х годов их встречи становятся все более редкими. А,однажды,   в ответ на упреки девушки, Луис прислал ей милую новогоднюю открытку,  написанную, в подтверждение своей  вины, собственной кровью, то бишь,     кроваво красным фломастером, да к тому же еще и на латыни: «Mea culpa, mea culpa, mea  santissima  culpa», то есть, словами католической  молитвы, произносимой грешниками пред святым ликом Девы Марии. Как всегда,Луис был  обаятелен,а посему прощен.
   
Однако, их жизненные пути неумолимо расходились. И, спустя какое-то время, наша  милая девушка выходит замуж за совсем другого человека, и ее   телефонная связь с Луисом практически прерывается. А уж после того, как    его домашний телефон сначала  перестал отвечать на звонки, а потом и    вовсе заговорил чужими голосами, стало ясно, что хозяин уехал. Куда?...  Должно быть, к своим  родственникам в Париж.

ЧАСТЬ  4

Уже бежали к концу 80-е годы, с их угаром перестройки. В эту эпоху  яростного развенчивания советского прошлого были открыты некоторые  секретные архивы КГБ, и на головы наших соотечественников со всех сторон  хлынул мутный поток разоблачительной информации. И вот,однажды, в доме    нашей милой девушки,(кстати, за эти годы успевшей превратиться во вполне  зрелую женщину и мать семейства), раздался телефонный звонок, и одна из ее   приятельниц скороговоркой прокричала в телефонную трубку: «Немедленно     включай второй канал,там твоего Луиса показывают!». Еще ничего не понимая, наша девушка опрометью бросилась к телевизору и, включив его, ошеломленно   застыла на месте.

На телевизионном экране, крупным планом, действительно, пребывало      улыбающееся лицо Луиса Меркадера! Фантастика! Девушка сразу даже не смогла припомнить, сколько же лет прошло с тех пор, когда она видела это лицо в  последний раз. Однако, про себя, тут же отметила,что выглядит он вполне недурно, не располнел и даже не слишком постарел. Все та же обаятельная манера разговаривать, все та же знакомая улыбка, и, главное, все те же совершенно неповторимые интонации его голоса! Девушка не могла оторвать взгляда от экрана. Волнение мешало ей понять, что же именно там происходит, где,с кем и о чем он разговаривает? Постепенно, как водится, все встало на свои места, причем самым неожиданным образом. Оказалось,что все происходящее имело место, ни много ни мало,как в собственном доме Луиса! И вальяжно сидит он перед камерой на своем собственном диване,и окно, открытое за его спиной, тоже его собственное…  Глядя на экран, девушка пережила странное, но в то же время почти реальное, чувство, что она тоже находится рядом с ним! Казалось, некая таинственная сила, загадочным образом, перенесла ее через разделявшее их пространство, и опустила в его доме… 

Далее телекамера переместилась чуть вправо, и на экране рядом с Луисом   появилась светловолосая девушка, которая начала задавать ему вопросы.    Девушка оказалась корреспондентом газеты «Московский комсомолец», а их  беседа касалась, разумеется, все той же истории убийства Троцкого, к   которой в новое время почему-то снова возник интерес. По этой причине и приехала из Москвы симпатичная девушка–корреспондент, которая в данный момент находится в доме Луиса… в Барселоне! Вот так так! Так вот куда,   оказывается,он уехал! Ни в какой не в Париж, а к себе в  Испанию, где   живет теперь с семьей, и преподает в университете! Еще долго девушку не оставляло странное чувство реальности этого неожиданного «свидания»…    

ФИНАЛ.

Прошло еще около десяти лет. Наступили 90-е годы, годы надежд и    разочарований, принесшие в жизнь радикальные перемены и новую    историческую реальность.В эти годы в Москве появился новый культурный   центр  - Институт испанской культуры имени Мигеля Сервантеса. И в нем
стали часто проводиться разные художественные мероприятия: выставки  живописи, фестивали кино, вечера поэзии и литературы, и многое, многое другое. И вот,(опять-таки, однажды!), уже в 2002 году нового тысячелетия,    в анонсе культурной программы этого института был заявлен фестиваль испанского документального кино, один из фильмов которого, судя по его названию, был посвящен все той же истории убийства Троцкого.

С трудом сдерживая охватившее ее волнение, девушка пришла в небольшой просмотровый зал,расположенный в подвале института,и села там в последнем ряду. Гаснет свет. На экране поочередно возникают все те же знакомые    кадры хроники, на  которых  Троцкий появляется то с кроликами в руках во   дворе своего мексиканского дома, то за столом своего домашнего рабочего   кабинета, то с забинтованной, окровавленной головой на больничной койке… 
И, наконец, все завершается показом крупным планом орудия злодейского убийства - альпийского ледоруба «альпеншток». После этого, своими воспоминаниями начинают делиться люди, некогда знавшие убийцу, в том числе, и немногочисленные его родственники…

Снедаемая нетерпением,наша героиня замерла в ожидании появления на экране   своего героя. И вот, наконец, он! Да, да, да! На экране вновь возникает    до боли знакомое лицо Луиса! На этот раз он выглядит чуть располневшим,   этаким холеным европейским господином,в массивных профессорских очках.   Беседа с ним ведется на испанском, без перевода. Но, о чудо, как и прежде, неизменными остаются и звук его голоса, и его тембр, и эти неповторимые его интонации! Охваченная волнением, как чудо воскрешения переживает девушка все это волшебство современных технологий, подаривших ей  фантастическую возможность снова увидеть давно исчезнувшее из ее жизни лицо,услышать его голос, и даже заглянуть в скрытое от нее временем продолжение его жизни!
 
После просмотра фильма, девушка обратилась к присутствовавшему здесь же режиссеру и, объяснив ситуацию, попросила разрешения получить у него адрес или номер телефона Луиса. «Сожалею,- был ответ, - фильм был снят еще в 1996 году, а двумя годами позже Луиса Пабло Меркадера, увы, не стало. Он умер в 1998  году, от сердечного приступа, в курортном испанском городе Памплона,  куда незадолго до этого он переехал с семьей»… Таким образом, ей дано    было узнать еще и конец его жизни, завершившейся в хемингуэевской Памплоне…

Прощай,Луис!  «Mea culpa, mea culpa, mea  sаntissima culpa»…   
   


Рецензии
Очень трогательая история оборванной любви молодых людей разных стран. Случай нередкий во времена железного занавеса. Чувства людей к сожалению зависели от политики.Даже привезённые в нашу страну из разбомблённой Герники дети ,став взрослыми не имели возможности увидеть свою родную Испанию.Это звучит подтекстом этого рассказа о казалось бы очень личной лирической истории с её грустным концом.

Инна Коробицына   11.11.2014 12:58     Заявить о нарушении