Дама осень

Мне вновь тепло от стен родительского дома, где, словно в юности, доверчив шаг на каблуках. Готова я или не готова? Заглянуть за угол, где притаились прошедшие лета.  Здесь всё как прежде, лишь один штрих добавил смутный век, отныне решётки защищают окна от любого пришлолихого чудака, если я вдали от родового очага.  Ах, в моей жизни дама осень, наступила уж её пора, вдали же вьюжит бабушка зима, пугая старостью да немощью меня. В ответ Яге я страх пред будущим с тревогой прочь гоню, находя успокоение души в шуршании опавших листьев и слышу шёпот  в них слов императрицы осени:

– Всмотрись, простись с ушедшим летом.

И вот за поворотом... Я женщина в лучах солнца золотого, любуюсь витражом ушедших лет, в нём платья любимый синий цвет оставил след: след красоты Анютиных глазок, след чистоты небесной синевы, след таинства пучины моря и след бескрайнего пространства звёзд. 

Пометка:
Пришлолихой - это не знакомый, злой, неместный человек.


Рецензии
Критика на Дама осень от Людмила Шилина и Крит И. К..
Людмила Шилина

РЕЦЕНЗИЯ
на миниатюру «Дама осень». Автор: Люций Старченко
Только текст (Что хочет автор)
http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=333579&pid=0
Фото и текст (Проза.ру)
http://www.proza.ru/2014/08/31/1283

Уважаемый Люций! Ваша миниатюра действительно миниатюра, поэтому позволю себе разобрать каждое предложение. Вы просите меня «одарить произведение женским взглядом и поделиться впечатлениями». Ну что ж – поделюсь.
На мой женский взгляд (и на мужской, я думаю, тоже) Ваше «произведение» - поток таких зубодробительных банальностей, что я даже вначале растерялась: не шутка ли это? Да нет, похоже, серьезно. И хотя мне очень жаль времени, все же сделаю то, что обещала. Итак.
«Мне вновь тепло от стен родительского дома и словно в юности доверчивый шаг на каблуках». Все было бы ничего, если бы дама в причудливом платье на Вашей картинке находилась внутри дома. Она же – снаружи. То есть прислонилась к холодным кирпичам и греется. Или ее уже сама мысль, что она возле дома, согревает? Ну предположим с домом все более или менее ясно. Но при чем здесь каблуки?! А если бы она шла босиком или в туфлях на плоской подошве – шаг был бы недоверчивый. Такова Ваша логика.
«Готова я или не готова? Заглянуть за угол, где притаились прошедшие лета. Здесь всё как прежде…» Так все-таки заглянула, выходит, раз определила, что все как прежде. «Прошедшие лета» - абсолютно лишняя выспренность, ничем в этом тексте не оправданная.
«…лишь один штрих добавил смутный век, отныне решётки защищают окна от любого пришло лихого чудака, если я вдали от родового очага». Ну вот тебе и раз! То про «прошедшие лета», а то вдруг сразу – про решетки на окнах! Чтобы понять смысл этого предложения, мне пришлось прочитать его не один раз. Не уверена, что поняла до конца, но уж тогда позвольте – а если дама в голубом вблизи родового очага, здесь решетки ее не защитят?
«Ах, в моей жизни дама осень, наступила уж её пора, вдали же вьюжит бабушка зима, пугая старостью да немощью меня. В ответ Яге я страх пред будущим с тревогой прочь гоню, находя успокоение души в шуршании опавших листьев и слышу шёпот в них слов императрицы осени:– Иди, смотри мысль, цель – вспомнить прошедшие лета».
Не уловила связи между родным домом (начало у Вас вроде как «за здравие» - дама радуется встрече с родным домом) и вот этим абзацем, в котором шуршат листья и разговаривает императрица осень (окончание – «за упокой», с чего вдруг?). Помирать она, что ли собралась? А на вид так ничего еще, вполне…
«И вот за поворотом, я женщина в лучах солнца золотого, любуюсь витражом ушедших лет, в нём платья любимый синий цвет оставил след: след красоты Анютиных глазок, след чистоты небесной синевы, след таинства пучины моря и след бескрайнего пространства звёзд». Здесь я запуталась окончательно – так все-таки дама заглянула за поворот (а если она у стены дома, то все-таки лучше за угол), и что же она видит? Прежде всего то, что она женщина. Это уже неплохо. А вот как синий цвет платья мог оставить след на витраже ушедших лет – хоть убейте, не понимаю. Полиняло, может? Если же это метафора, то она крайне неудачна и ничего кроме пустой красивости в себе не несет.
Поэтому подведу итог. Не буду долго говорить о том, что мне не очень нравится, когда женщины пишут от лица мужчин и наоборот. Ничего путного из этого никогда не выходило (за редчайшим исключением, но Ваша миниатюра к нему не относится). Выспренность, стилистическая небрежность, невнимание к деталям, которое (внимание) могло бы быть и как-то спасти эту миниатюру, банальные сравнения («императрица осень» и пр.) заставляют лично меня задуматься – для чего автор вообще это написал? Ведь каждый пишущий делает это с какой-то целью: получить одобрение, критические замечания, похвалу читателей, издать, в конце концов, свой опус. Здесь же присутствует лишь донельзя затертый поток сознания, который вряд ли кто согласится читать добровольно еще раз. Я лично – ни за какие коврижки.

Людмила Шилина ,
/член Когорты Критиков проекта «Платон мне друг…»/.
Ответить

Александр Граков (Лекса)
[20.10.2014 11:44:28]

Крит И.К.

РЕЦЕНЗИЯ
на миниатюру «Дама осень». Автор: Люций Старченко
Только текст (Что хочет автор)
http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=333579&pid=0
Фото и текст (Проза.ру)
http://www.proza.ru/2014/08/31/1283
Есть люди, чье творчество не перестает удивлять. В хорошем ли, или не очень, смыслах, сразу и не разобрать – это уже прямая обязанность аналитического аппарата критика разобраться и вынести вердикт. Но сама способность удивлять, по нынешним временам, не менее ценна, чем способность удивляться.
И надо сказать, автору рецензируемой здесь миниатюры это время от времени удается. Вплоть до "разрыва шаблона".
С текстами пера многоуважаемого Люция я знакомлюсь не в первый раз, доводилось их и рецензировать. И вроде бы знаешь, что тебя ждет, готов уже к их особенной "люциевской" отстраненно-потустор¬онности.¬ Настраиваешь себя и все свои сенсорные системы на поиск того чего и нет может быть в предложенном тебе тексте, смысле, пропади он пропадом, и вдруг......
ТАДАМММММ!

Сюрприз

Стихи (авт.Люций Старченко)

"Мне вновь тепло от стен родительского дома
И словно в юности доверчивый шаг на каблуках.
Готова я или не готова?
Заглянуть за угол, где притаились прошедшие лета."

Ну, понятно, что не слишком ритмично-изящно с т.з. стихосложения, но зацепился же взгляд и слух за неявные созвучия.
И уже готов обрадоваться: "Ну же, Люций! Неужели: Вы и Стихи?"
"Но все кончается, кончается, кончается... едва качаются перрон и фонари..."
И дальше понеслось. Лихо, трансцендентно, как уже и упоминал отстраненно-потустор-онне.¬ По-люциевски, да простят мне возможные чтицы этой рецензии некоторую двусмысленно-скабрез¬ность¬ этого термина.
Но иначе ведь и не скажешь?
Откуда-то ведь берутся эти несочитаемо-сочитанн¬ые¬ мазки непонятных оттенков на холсте текста? Все эти "пришло лихие чудаки", вызывающие в мозгу смутные видения мультяшного Бармалея в рыжей бороде и с топором, этот пресловутый "доверчивый шаг на каблуках" - образную бессвязность которого я уже готов было оправдать.
Бабушка зима, чуть тронь которую, и она вмиг обернется Ягой. Почему? С какой стати?
Люций его знает...

Резюмирую: удивила в хорошем смысле, особенно стихотворным началом. Не удивила во всех остальных не очень хороших.
Не пришла ли пора, Люций, переосмыслить свое творчество?

Крит И.К. ,
/ Рецензент-инкогнито проекта «Платон мне друг…»/
Ответить

Люций Старченко
[20.10.2014 14:49:49]

Людмила Шилина, благодарю за уделённое мне время.

«Но при чем здесь каблуки?! А если бы она шла босиком или в туфлях на плоской подошве – шаг был бы недоверчивый. Такова Ваша логика».
На детские ножки лето подарило босоножки, а осень нарастила каблучки. Одна зима тепла жилая забирает обувь, отдавая взамен русские валенки.

«А вот как синий цвет платья мог оставить след на витраже ушедших лет – хоть убейте, не понимаю».
На фото доминирует платье из-за ярко выраженного синего цвета, в произведении это передано, синий цвет платье оставляет след. Отражая всю жизнь героини, открывая читателю имя через аллегорию.

Для чего автор вообще это написал?
Мне уже задавался схожий вопрос Сердитым филологом, поэтому процитирую вопрос и ответ.
«"Когда я читаю какое-нибудь литературное произведение, я прежде всего задаюсь вопросом – для чего автор его написал, какие преследовал цели"?
Создаю свою собственную творческую вселенную, каждым новым произведением расширяя и дополняя её».
Крит И.К. Благодарю.

Смотрю на след оставленный лисой, волком и медведем.
Един с ними сам царь зверей.
И вижу в них времена года.

Не пришла ли пора, Люций, переосмыслить свое творчество?

Пока есть слово – говорю,
Закончатся слова – умолкну…
В золотой паре переосмыслю.

Переосмыслю старый путь,
Несущий таинство бессмертных,
Дающий всем удел для начинания.

Заумные слова, надуманные фразы.
Таков уж юный мир вокруг,
Таков и я.
Ответить

Николай Бурмистров
[20.10.2014 17:20:34]

Временами у Люция появляется тяга к творчеству. Не часто. У него есть некоторые способности к писательству. Он не лишен фантазии, воображения.
Есть у автора и программа:

Заумные слова, надуманные фразы.
Таков уж юный мир вокруг,
Таков и я.

В таком подходе к творчеству, возможно, скрывается одна из причин задержки роста Люция в мастерстве.
Вторая, очевидная - недостаточная грамотность. Негоже писателю делать такие ошибки:
Одна зима(ЗПТ) тепла жи(Е)лая(ЗПТ) забирает обувь,
синий цвет платье(Я) оставляет след.

Литературный язык - это кисть, смычок, резец мастера. Нельзя работать, если резец тупой.
Ответить

Люций Старченко
[20.10.2014 21:13:34]

Признателен за мнение Николай Бурмистров. У меня прогресс, раньше мне доставалось в произведениях, теперь только в рецензиях слабину даю.

Мы нарастим мышцу, подтянем эго, и мыслью будем рисовать да дополнять холст жизненного бреда.
Ответить

Дмитрий Кастрель
[20.10.2014 20:11:41]

Людмила, Крит И.К., даже мне, постороннему человеку, хочется извиниться перед вами за время, потраченное на такую ерунду.
Ответить

Александр Граков (Лекса)
[20.10.2014 20:45:02]

Дмитрию Кастрелю
Милости просим в "Платон..." с не ерундой:)
Ответить

Дмитрий Кастрель
[20.10.2014 21:39:50]

Александр, спасибо, но неловко грузить уважаемых критиков.
Я более-менее представляю качество своих работ. И в плюсах, и в минусах.
Если угодно, даже озвучу:
Плюс - я всегда выхожу на свой максимум. Минус - я довольно средний человек.
Ответить

Люций Старченко
[20.10.2014 21:19:10]

Странная реакция человека, в стихах которого не много толку.

Ябашбам   20.12.2014 14:27     Заявить о нарушении