Поэт или автор стихов?

Поэт – это не состояние души и даже не род занятий, это социальная роль. В современном обществе люди давно оторвались от реальности и свели едва ли не всю свою деятельность к социальным ролям и к виртуальной реальности социума. Поэтому для того, чтобы социум признал человека в качестве представителя какой-либо группы, играющего ту или иную роль, следует показать социуму некий набор признаков, соответствующий этой роли и понятный окружающим. Что делать человеку, чтобы социум сделал о нем вывод: «это – поэт»? Писать стихи для этого недостаточно (а в отдельных случаях их можно и не писать вовсе). А вот выступать публично нужно обязательно. Но для этого необходимо проработать некоторые детали.
Прежде всего, нужно определить, как себя позиционировать. Возможные варианты:

1) «Гражданский поэт» - в этом случае нужно читать что-то очень пафосное и злободневное, желательно громко, захлебываясь, размахивая руками, падая на колени и периодически перемещаясь по залу. Можно читать с трибуны – это смотрится очень эффектно. Обязательно нужно посещать всякого рода массовые мероприятия, акции протеста и всевозможные политически окрашенные события. Вообще протестовать обязательно. Неважно, против чего. И обязательно нужно заявлять о наличии у себя гражданской позиции – в чем она заключается, в большинстве случаев не имеет значения, потому что, скорее всего, вас об этом никто не спросит. Следует отметить также некоторые детали, касающиеся внешности. Желательно выглядеть как можно более бесполым – ведь гражданскому поэту, будь то мужчина или женщина, не до того, чтобы как-то подчеркивать свою мужественность или женственность – он всецело занят высокой идеей. Можно носить одежду неопределенного цвета и фасона – такую, которая не бросается в глаза, но в которой одновременно вы будете выглядеть узнаваемым. Вообще желательно, чтобы ваш наряд производил впечатление, что для вас не важно, во что вы одеты.
2) «Лирик» - тематика понятна. Основная тема вашего творчества должна сводится к: «я вас любил, а вы … ушли к другому / не оценили / прогнали / посмеялись»  и т.п. Сей печальный факт желательно дополнять всякого рода душещипательными подробностями, хорошо, если в тексте будут встречаться «инфаркты» и «аорты», «нервы» и «вены», а также «депрессии», «деменции», «афазии», «абазии» и .т.п – все равно большая часть слушателей в медицине не разбирается, какая разница как все это будет сочетаться в тексте? Главное, чтобы во всем вашем творчестве сквозила основная мысль: «Вам ооочень плохо». Кстати, в реальности тоже желательно, чтобы вы были несчастны в личной жизни, ну или хотя бы производили такое впечатление. Читать следует негромко, с монотонной интонацией, с опущенными глазами; изредка повышая голос, пуская слезу, закатывая глаза и заламывая руки. В перерывах между чтением стихов ни в коем случае не растождествляйтесь с лирическим героем, иначе ваше творчество будет выглядеть неубедительно. В текстах возможны редкие намеки на сексуальную сферу – то не более, чем намеки, и ни в коем случае не подчеркивайте собственную сексуальность ни на сцене, ни в жизни – вы же пишете о любви, вы должны страдать, а не наслаждаться.
3) «Философ» - главное и основное, что вас заботит – это вопрос о смысле жизни. Вы беспрерывно размышляете об устройстве мироздания, и все ваше творчество посвящено познанию высоких материй. Слова должны быть сложными, конструкции непривычными, весь текст в целом должен производить впечатление чего-то очень серьезного и не доступного для понимания простого смертного. Ваша публика – это продвинутые и высокодуховные люди – у них должно складываться впечатление, что, слушая вас, они приобщаются к высокому и прекрасному. Очень кстати будет периодически употреблять слово «духовность» - что это такое, все равно никто не знает, но зато это слово нынче у всех на слуху, а значит, вам не придется много объяснять, что вы хотели сказать в таком-то стихотворении. Можно периодически взывать к богу или к богам, но осторожно: перед этим желательно хорошо изучить аудиторию, чтобы не вызвать у присутствующих негативной реакции. Читайте тихо и монотонно, с серьезным лицом и ни в коем случае не отвлекайтесь от текста, который всегда должен быть у вас перед глазами на исчерканной и измятой бумажке. Зачем вам живые люди? Зачем вам видеть их глаза? Выглядеть лучше как можно более академически – если вы носите очки, это усилит впечатление, если нет, можно сделать на заказ очки со стеклами без диоптрий. Выходите на сцену в несколько неопрятном виде. Не одевайтесь дорого; если вы мужчина, не носите галстук, если вы женщина – не носите яркую бижутерию и туфли на высоких каблуках. И вообще – ни малейшего намека на то, что вы интересуетесь модой и что для вас важен ваш внешний вид. Вы- философ, для вас важна идея, а материальный мир для вас – мишура.
4) «Эпатажный поэт». Задача понятна – эпатировать публику. Этой цели должно служить все: от того, как вы разговариваете по мобильному телефону до стиля вашей сумочки или обуви. Кстати, ЧТО именно вы говорите, вообще неважно – важно, КАК. Обязательно громко, но без истерики. От вас должна исходить уверенность в любых ваших действиях и в том, что другие люди существуют для того, чтобы слушать вас. Если получится создать себе репутацию «человека с харизмой» - то публика ваша (подавляющее большинство людей понятия не имеют, что означает это слово, но понимают, что это что-то очень серьезное, так же, как и пресловутая «энергетика» - кстати, тоже вариант, - никто не может дать определение того, что это такое, но все дружно скажут, что «это действует»). Для достижения цели все средства хороши. Можно материться – и просто так, и в рифму – можно говорить гадости и оскорблять других. Выглядеть при этом нужно очень уверенно. Истерические тона в одежде приветствуются. Можно всячески подчеркивать сексуальность. Можно быть вызывающим. Можно носить какой-нибудь головной убор безумной конструкции и не менее безумного цвета. И вообще можно и нужно производить на окружающих впечатление, что ВАМ МОЖНО ВСЕ. Желательно, чтобы в как можно большем количестве мероприятий как можно чаще упоминалось ваше имя. Если вы сможете этого добиться, то выступать на всех мероприятиях вам совершенно не обязательно- в отдельных случаях будет достаточно просто почтить их своим присутствием, с кем-нибудь там поругаться, желательно матом, а потом выложить на своей страничке фотографии, на которых вы сидите за столиком в претенциозной позе, и парочку фотографий, где вы в компании «известных людей».
5) «Юморист». Что такое юмор и сатира, в школе проходили все. А некоторые даже в институте. Но подавляющее большинство людей уверены, что это просто «когда смешно». Народ жаждет веселья. Эксплуатируйте образ клоуна – вам зачтется. Во время чтения стихов, жонглируйте ручками, садитесь на шапагат, стройте рожи, изменяйте голос, бегайте от одного микрофона к другому и т.п. Выглядеть при этом тоже желательно смешно, ярко, но не вызывающе (не пугайте публику и не отбивайте хлеб у своих эпатажных собратьев). Когда люди слушают вас, у них должно быть ощущение, что все на свете легко и просто, и что в жизни повсюду царит «позитифф».
6) «Молодое дарование». Речь идет не столько о возрасте, сколько об образе. Даже если вы не молоды по возрасту, вы ни в коем случае не должны производить впечатление взрослого человека. Это категория так называемых «вечных мальчиков и девочек». Горящие глаза, не сходящая с лица улыбка, некоторая дезориетированность, сквозящая во взгляде и в жестах. И обязательно «красивость» в стихах, можно даже без особого смысла. И обязательно восторженность. Одеваться следует опрятно и по возможности скромно – не отвлекайте философов и не дразните эпатажных коллег по творчеству. Хотя, вы им даже не коллега, вы- «начинающий и подающий надежды». Здесь есть некоторая опасность: в этой роли вы можете застрять на всю жизнь и отпраздновать свое 60-тилетие в качестве «молодого таланта».
7) «Мэтр». В некотором смысле очень выгодная роль. Потому что, если вас признали мэтром, то с этого момента можно вообще ничего не писать, а лишь периодически присутствовать на всякого рода мероприятиях, сидя в первом ряду, поучая «молодых и подающих надежды» (кстати, далеко не всегда для этой роли нужно быть в пожилом возрасте, нужно просто производить впечатление очень опытного и признанного человека, который знает, как надо писать стихи), периодически вынимать и листать свои книги (их у вас обязательно должно быть как минимум несколько), изредка выходить на сцену и с вялой и неразборчивой интонацией читать какие-то стихи, «написанные в молодости», вспоминать о том, как однажды в 60-х или в 70-х, в Питере, в Москве или в Рязани вы были в гостях у таких-то, где встречались с кем-нибудь из известных поэтов. У вас обязательно будут брать интервью. Обязательно упомяните о своей поездке во Францию или в США. И скажите, что жить не можете без родины. Даже те, кто не помнят ни строчки из ваших стихов, будут считать вас выдающимся поэтом.

Очень важно провести параллель между собой и кем-нибудь из известных поэтов прошлого – так людям будет понятнее, как вас воспринимать. Вспомните школьную программу и выберете автора, продолжателем идей которого вы хотите себя объявить. Почаще цитируйте его, благоговейно складывайте руки на груди и говорите всем, какое он произвел на вас впечатление, какая у него была тяжелая судьба и как вам понятна и близка трагедия его жизни - чем близка и что такого у вас в жизни трагического, объяснять не обязательно. Просто бейте на жалость, а остальное слушатели нарисуют в своем воображении сами – не зависимо от того, насколько хорошо они знакомы с творчеством упомянутого вами автора и насколько им интересно ваше творчество.

Почаще демонстрируйте людям «искусное владение слогом»: превратите написание стихов в занятие словесными упражнениями. Пишите везде и всюду: в поезде, на автобусной остановке, в магазине, на кухне. Участвуйте в конкурсах – не просто в литературных, а в таких, где нужно написать как можно более длинное стихотворение за одну минуту, написать стихи, стоя на голове, написать как можно больше строчек задом наперед, срифмовать как можно более бессмысленные фразы и т.п. Если вы станете на таком конкурсе победителем, о вас будут говорить, что вы очень талантливы – причем, чем меньше говорящий разбирается в поэзии, тем больше он будет говорить.
Посещайте как можно больше мероприятий: поэтических чтений, чаепитий с чтением стихов, распитий коньяка с чтением стихов и т.п. Это создаст вам имидж не просто поэта, а «человека, интересующегося поэзией» (что не одно и то же!).

Вы решили, что все это очень скучно и вам все это не нужно – вы просто хотите писать стихи, как и раньше? В таком случае ВЫ – НЕ ПОЭТ, ВЫ – АВТОР СТИХОВ (что не одно и то же!). В любом случае, как действовать и кем себя считать – решать вам. А окружающим нужны понятные и простые вещи. Жизнь и так сложная штука – зачем ее усложнять еще больше?


Рецензии