Три мудреца

9. Три мудреца.


     Мудрецы: философы Н.Ф.Федоров, В.С.Соловьев и писатель Л.Н.Толстой.

     ... повиноваться природе для
разумного существа - значит управлять
ею. Но природа в разумных существах
обрела себе главу и повелителя.

                Н.Ф.Федоров.


     До экзамена по философии оставалось два дня, а невыученного материала у студента Федора Штурмина было более чем предостаточно. Письменный стол в его комнате был завален учебниками, книги лежали даже на диване и на полу, раскрытые на нужных ему страницах.

     Федор не разрешал матери навести даже подобие порядка - она могла перепутать его систему расположения материала. Поэтому мать, принося ему завтрак, обед или ужин, осторожно обходила разбросанные книги, стараясь ненароком не наступить на источники знаний сына.

     В доме господствовала абсолютная тишина, словно в палате реанимации, родители старались перемещаться по квартире только в случае крайней необходимости и если разговаривали между собой, то делали это исключительно на кухне и шепотом. Телевизор не включали, дабы не отвлекать ученого отпрыска от философских размышлений.

     Федор же старательно пытался наверстать упущенное за семестр, когда  друзья и девочки отбирали у него слишком много времени. Поэтому именно сейчас он старательно грыз гранит науки, отдавая сну не более четырех-пяти часов. Глаза его покраснели, мозг не всегда успевал раскладывать по полочкам прочитанный материал. Устав от бесконечного чтения и усвоения материала, он свалился на диван, положив под голову вместо подушки толстенный философский словарь и тут же уснул....


     - Вот вы утверждаете, любезный Николай Федорович, что человек в силу своего разумения поставлен над природой и посему имеет полное право распоряжаться ею по своей прихоти. Но кто же дал ему такое, с позволения сказать, право?

     - Вы же понимаете, уважаемый Лев Николаевич, что это сама природа мудростью своей делегировала единственному разумному существу на планете свои полномочия, - ответил служитель Румянцевской библиотеки Н.Ф.Федоров.

     - Позвольте, природа - слишком обобщающее понятие. Из ваших слов вытекает, что обширная мать-природа обладает разумом. Но разумом может обладать лишь живое, материальное существо, имеющее сравнительно развитый мозг, - возразил Соловьев.

     - Владимир Сергеевич, вы же должны догадываться, что всем руководит некое бестелесное создание - Высшее существо! - в запальчивости произнес Федоров.

     - Вы, естественно, подразумеваете Бога, - с усмешкой спросил его Лев Николаевич.

     - Дорогой мой писатель, вы же не отрицаете разумность происходящего а природе? - стоял на своем Николай Федорович. - А коли так, то регулированием процессов в природе и мире должен управлять кто-то разумный!

     - Поскольку Бог - суть представление сугубо абстрактное и неопределенное, уважаемый Николай Федорович имеет в виду философов, в том числе и себя, сидящего в этой каморе и управляющий процессами в мире, - с ехидцей заметил  Соловьев. - Помнится, еще Платон писал в трактате "Федон", что "в род богов не позволено перейти никому, кто не был философом и не очистился бы до конца, - никому, кто не стремится к познанию".

     - Зачем вы так, дорогой Владимир Сергеевич? - укоризненно покачал головой Толстой.  - Верит человек в бога - это его право, также как каждый из нас имеет право на ошибку и заблуждение.

     - Господа, мы можем до бесконечности спорить о вероятности существования Вселенной, но разумность происходящего в мире мы не можем отрицать. А поскольку на Земле  есть лишь одно разумное существо - Homo sapiens - то отрицать возможную связь человеческого разума с разумными же проявлениями природы мы не можем, не так ли? - не сдавался Николай Федорович, не обратив внимания на ехидный тон собеседника.

     - Мне представляется, что почтенный Николай Федорович глубоко заблуждается, ставя человека вторым после Бога представителем на земле, проводником его идей, - проговорил в раздумье Лев Николаевич.

     - Истинно так, дорогой наш классик, - поддержал его Соловьев. - Самой природой в человеке заложено пагубное  стремление к властвованию и разрушению. Выходит, что слепая природа отдала бразды правления этому несовершенному существу - человеку.

     - Далеко не каждому человеку свойственно это стремление, - подал реплику Федоров.

     - Согласен с вами. Вот, к примеру, у нашего друга, Льва Николаевича, это чувство напрочь отсутствует. К сожалению, к власти чаще всего рвутся и приходят люди недалекие, алчные, неоправданно амбициозные, страждущих богатства, низменных страстей, презирающие народ, из которого и при поддержке которого они вознеслись к вершинам власти. Взять хотя бы нашу многострадальную Россию. Именно для такого рода людей, как русские, Моисей Мардохей Леви, он же Карл Маркс, написал свое теоретическое обоснование и руководство в практическому действию "Капитал".

     - К несчастью для России, у него нашлись ярые последователи в лице внуков Израиля Мойшевича Бланка (отец Марии Александровны Ульяновой. В 1820 году из иудейской веры перешел в православную, приняв новое имя - Александр Дмитриевич, - авт.), - с досадой проговорил Федоров.

     - Да уж, семейка! - с досадой проговорил Владимир Сергеевич. - Не приведи Бог еще одной такой появиться в нашем отечестве! Мамаша, будучи кандидаткой во фрейлины императрицы, нагуляла двух первых детей от великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III. А потом, как говорили, нагуляла еще одного ребенка от семейного доктора Ивана Сидоровича Покровского.

     - Жаль было бедного Илью Николаевича Ульянова, - вмешался в разговор Лев Николаевич. - Честный, глубоко порядочный труженик поддался соблазну сделать карьеру, прикрыв грех несостоявшейся фрейлины. Да, получил при этом дворянство, несколько имений, но семья не сложилась.

     Именно жена и дети-дегенераты и свели его в могилу раньше времени.  Старший сын Александр покушался на жизнь родного батюшки - императора, хамил ему, когда тот навестил неразумного сына в Шлиссельбургской тюрьме.

     Другой сынок - Володя, не раз подвергал насилию свою сестру Ольгу, которая не выдержала позора и в 19-летнем возрасте покончила жизнь самоубийством*.

     - И впоследствии этот отпрыск  был замечен в педерастических связях со своим соратником Юлием Цедербаумом**, добавил Соловьев.

     - Не напрасно еще Зигмунд Фрейд в свое время писал, что "именно явные гомосексуалы... отличаются особенно активным участием в общих интересах человечества, интересах, которые сами возникли из сублимации эротических инстинктов", - процитировал Лев Николаевич.

     - Обидно, что здравомыслящая часть общества не смогла справиться с дегенератами из организаций коммунистического развратного вертепа, - продолжил свою мысль Владимир Сергеевич. - Россия до революционного переворота 1917 года  занимала 1-е место в мире по темпам экономического развития. Всего за 10 лет (1887-1897 гг.) металлургическая промышленность возросла на 176%, горно-заводское производство - на 152%, текстильное - на 104%. За это время было создано около 800 тысяч новых рабочих мест, построено более 20 тысяч верст железных дорог***.

     - Вот вам, Николай Федорович, пример, к чему приводит власть недалеких, но амбициозных людей над обществом. То же самое произойдет и с природой, если позволить верховодить над ней человеку. Непременно загадят поля и водные источники, повырубают леса и безнадежно изуродуют недра, варварским способом вынимая полезные ископаемые из подземных кладовых, да и воздух, которым дышит, приведет в негодное состояние, - грустно произнес Лев Николаевич.

     - Да вы, батенька, футуролог, - бросил реплику Федоров.

     - Он суровый реалист и прагматик, - возразил ему Соловьев. - И он прекрасно понимает, что жизнь человека и мира есть природный процесс. Да, эта жизнь есть смена явлений, игра естественных сил, но эта игра предполагает играющих и то, что играется...

     - Я все-таки настаиваю на том, что человек человеку - рознь и, говоря о главенстве человечества над природой, имею в виду людей разумных, а не дегенератов с завышенными амбициозными претензиями, с узким кругозором, не выходящим за пределы мировоззрения и интересов дегенератов, - продолжал настаивать на своём Николай Федорович.

     - Вы пленены идеями Жан-Жака Руссо, который делил человечество на две категории - одно, обобщенное - физический объект, и другое - нравственное и политическое. Но тот же Руссо указывает, что вторые состоят в различных привилегиях, которыми они пользуются в ущерб другим. Например, что одни более богаты, уважаемы и могущественны, чем другие или даже заставляют их повиноваться себе, - возразил Владимир Сергеевич. - Вот именно этих других, сотворивших революцию 1917 года, мы увидели воочию, что привело к гибели не менее 60 миллионов соотечественников за время их деспотичного правления. Я имею в виду и потери во время Второй мировой войны.

     - Я согласен с Владимиром Сергеевичем, - вступил в разговор Лев Николаевич.  Вы только посмотрите, что натворили эти Бронштейны****, Аксельроды, Бельтманы*****, Свердлов Янкель Мовшевич, сын еврея Феликс Дзержинский, отец которого, домашний учитель, совратил 14-летнюю дочку профессора Янушевского...

     - Лев Николаевич, дорогой, да вы, батенька, скатываетесь к антисемизму, - всплеснул руками Николай Федорович.

     - Ни в коем случае - в любой добропорядочной нации найдется десяток-другой паршивых овец, - возразил Толстой. - Я хочу обратить внимание, что революцию сотворили не представители коренной нации. Я удивляюсь, как  в целом трезвомыслящий русский народ поддался на лживые лозунги этих вандалов. И у меня порой невольно появляется сомнение в умственных способностях нации. Посмотрите - через семьдесят с небольшим лет возник новый переворот и к власти пришли точно такие же грабители народа!

     - Коммуно-кратия рывком превратилась в бандо-кратию, а она - в клано-кратию, - с грустью произнес Владимир Сергеевич. - Мы здесь философствуем, а наши потомки там, на земле, делают свое подлое дело. Кому нужны все наши рассуждения о высоких материях?

     - Хорошо, что мы не дожили до этих времен, - тяжело вздохнул Лев Николаевич. - Но каково там им, нашим внукам и правнукам?

     - Апчхи! - неожиданно чихнул Федоров.


     От этого чиха студент вскочил с дивана, протер глаза и с недоумением  посмотрел на свой письменный стол. За ним никого не было.

     - Надо же, а приснилось, словно наяву, - пробормотал он.

     На всякий случай он вышел на кухню и спросил:

     - К нам никто не приходил?

     - Нет, сынок, никто, недоуменно проговорила мать. - Ты бы отдохнул!

     Ничего не сказав, Федор вернулся в свою комнату и сел за стол. Оглядев столешницу, он содрогнулся - прямо перед ним лежала брошюра Н.Ф.Федорова "Философия общего дела", явившаяся невесть откуда...   

     * источник - О.Грейгъ. Красная фурия или как Надежда Крупская отомстила обидчикам. С. 94.
     ** Известный меньшевик Мартов.
     *** С.Кукушкин. "Разгром "Искрой" "экономизма". В  сб. "Ленинская
"Искра", с. 212.
     **** Лев Давидович Троцкий (Бронштейн)
     ***** Георгий Валентинович Плеханов (Бельтман - фамилия по матери)
   


Рецензии