Трамвай не роскошь...

     Зашел к нам поэт, кондуктор трамвая Владимир Иванов. Среди прочих тем говорил он c живым интересом и добротой о своей работе. От него, а затем и от начальника депо Владимира Татаринова мы узнали о Ярославе Викторовиче Лученецком, заместителе директора одной из компьютерных фирм, как выяснилось, единственном в городе, кто с детства заинтересован трамваем вообще и ярославским в частности. При встрече в редакции он рассказал, как ребенком на прогулках c отцом-железнодорожником просился не на карусель, а в трамвайное депо. Почему – и сейчас объяснить не может.

     B школе учился – не только все маршруты знал, каждый вагон с его номером помнил. В Демидовском университете учился на информатике, а с третьего курса уже прирабатывал в компьютерной фирме. Конечно, заинтересовался Интернетом, а через него узнал, что не одинок он в миpe co своим трамвайным увлечением – оказывается, в каждом «трамвайном» городе такие есть, в целом по России таких, наверное, сотня наберется.

     Но в Ярославле он был один. Четыре года назад открыл свой сайт про ярославский трамвай. К тому времени Ярослав уже был своим человеком в музее городского трамвайного депо, собрал большую коллекцию открыток с изображением трамвая. Сейчас у него их более тысячи – самое большое тематическое собрание в России, а может, и в мире. Есть в коллекции Ярослава еще двадцать шильдиков-бирок co списанных трамваев.

     Ну а самая большая страсть Лученецкого – сама история трамвая как транспортного средства.  И здесь он о многом интересном может рассказать. Например, как по всей Европе и в Америке одно время стали снимать трамвайные пути – мешают, мол, автомобилям. Так же было и в Москве, и в Ярославле на Большой Октябрьской. А с 90-х годов начали восстанавливать: без трамвая что-то не так стало в городах. Поняли, что недорогой и вместительный трамвай, если улучшить его внешний вид, качество путей, уменьшить шум и пыль, – останется украшением городской жизни.

     И трамваи меняются. Были двухосные, теперь четырехосные, выходят на маршрут сочлененные – по три-четыре вагона – составы длиной до 30 метров, низкопольные – без ступенек.

     В прошлом году фанаты трамвая устроили встречу в Нижнем Новгороде. Собралось сорок человек, даже из Америки был представитель. Взяли в аренду трамвай, на нем по городу ездили, посетили единственный в мире музей трамваев, где экспонируют около десятка вагонов. Была интересная встреча в депо.

     Ярославскому трамваю уже 105 лет. К сожалению, пока он развивает скорость 15 километров в час, а мог 6ы и до сорока. В некоторых странах, где пути не пересекают другие транспортные маршруты, до сотни нагоняет. Все 116 трамваев у нас традиционно красного цвета, но есть и желтые.

     К тысячелетию города мэр обещает приобрести пять новых вагонов. Но как защитить их от вандалов? Сейчас у нас два новых трамвая пущены по особому дневному графику: и для удобства ярославцев в часы «пик», и для сбережения вагонов – днем-то любители граффити остерегаются портить городское имущество.

     Похоже, что Ярослав о ярославском трамвае знает все, как и о трамвае вообще: о бесшпальных и безстыковочных бесшумных путях, о прочных вагонных стеклах, о заводах, где выпускают вагоны. Он считает, что оправдало 6ы себя продолжение маршрута до Нефтестроя, а перенос депо на окраину города создает лишние трудности и траты.

     И главное – уверен, что хороший, современный трамвай придает городу в канун тысячелетия особо лиричный, романтический ореол.

Северный край, 18 января 2006

На фото: исчезнувший маршрут

Фото Л. Ватлиной

http://forum.tr.ru/read.php?13,340980


Рецензии