Глава 6. Библейские прообразы и наставлени

У человечества поразительно короткая память. Оно приобрело богатый опыт, накопленный веками, в своей непокорности Богу, но полученные при этом уроки забываются. Греховный эгоизм и неприятие повелений Создателя вовлекли человечество в идолослужение, суть которого в том, что поклонение и почитание воздаются не Богу-Творцу, а каким-то иным силам, существам и предметам. Вероисповедание любого народа является основой его национального сознания. От веры зависит духовное здоровье и благополучие каждого.
 Представители различных этносов очень часто стремятся проил-люстрировать своими примерами особое Божье предначертание для своего народа. Страну могут называть «Святой», желая превознести её значимость и надеясь этим поднять уровень духовного самосознания своих граждан. Это громкое звание от частого употребления делает его обыденным и не влияет на чистоту помыслов и поступков того, кто считает, что раз уж народ, которому он принадлежит, является «Святым», то его «незначительные грешки» не упразднят это звание. Такие люди гонят от себя мысли о том, что Богу известны их прегрешения, и не осознают, что их личные беды являются плодом их безбожия.
 Прозвучавшее по российскому телевидению 3 сентября 2006 года обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II-го, к россиянам содержало такие слова: «Бог любит Россию, и если русский народ не найдёт Бога, то он не найдёт ни покоя, ни счастья, ни благополучия!». Это предостережение можно отнести к каждому человеку в отдельности. Ветхозаветное обращение Бога к евреям – избранному народу Израиля, рассеянному по Его воле среди других народов – было таким: «И не будьте таковы, как отцы ваши и братья ваши, которые беззаконно поступали пред Господом, Богом отцов своих; и он предал их на опустошение, как вы видите. Ныне не будьте жестоковыйны, как отцы ваши, покоритесь Господу, и приходите во святилище Его, которое Он освятил навек; и служите Господу, Богу вашему, и Он отвратит от вас пламень гнева Своего. Когда вы обратитесь к Господу, тогда братья ваши и дети ваши будут в милости у пленивших их, и возвратятся в землю сию; ибо благ и милосерд Господь, Бог наш, и не отвратит лица от вас, если вы обратитесь к Нему» (2 Пар. 30:7-9).
 «…Много веков тому назад (около 1900 года до н.э.) Авраам и его семья, согласно Библии, оставили родной город Ур и отправились на запад в поисках новых земель. Возможно, оттого, что они перешли реку Евфрат, их стали называть евреями (иврим, от слова эвер – «дру-гая сторона») – название закрепившееся за их потомками до наших дней. Итак с Авраама началась еврейская история; с течением време-ни она неразрывно переплелась с историей мировой цивилизации и оказала на неё огромное влияние» (41, с. 1).
 Тесное переплетение евреев с мировой цивилизацией произошло не только в области истории, но и в духовной сфере. В истории наро-да Израиля имеется множество примеров, когда он проявлял непо-корность Богу. На примере евреев Бог показывает всему человечеству и каждому в отдельности, чего ему ожидать за свою непокорность, а порой и вероотступничество.
 «В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и гово-рить: Пойдём и возвратимся к Господу! Ибо Он уязвил – и Он исце-лит нас, поразил и перевяжет наши раны» (Ос. 6:1).
 Такие раскаяния звучали многократно, после очередных грехо-падений и наказаний. Бог же отвечал на такое непостоянство и духовное прелюбодеяние: «… благочестие ваше как утренний туман и как роса, скоро исчезающая. Посему я поражал через пророков и бил их словами уст Моих, и суд Мой как восходящий свет. Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений. Они же подобно Адаму, нарушили Завет и там изменили Мне» (Ос. 6:4-7).
 «Израильская культура была тем горнилом, в котором сплавля-лись воедино духовные ценности дохристианского человечества. Лучшее, что было в Вавилоне и Египте, Иране и Греции, нашло своё отражение в Ветхозаветной религии.  …По мере того, как семитиче-ские племена переселялись в Сирию и Двуречье, они, как и арьи, те-ряли свою религиозную самобытность. И только древнее имя Божие свидетельствовало об угасшей вере пустыни. Быть может обращение Авраама было своеобразным возрождением этой древней веры. …Живя в Уре и Харране, он должен был убедиться, насколько сильно языческое влияние на умы его соотечественников» (27, с. 173-174; 179).
 Много схожего имеется между тем, как народ Израиля гневил Бога проявлением язычества в Ветхозаветные времена и тем, как в наше время человечество гневит Бога своей непокорностью Ему: «Ибо дух блуда ввёл их в заблуждение, и, блудодействуя, они отсту-пили от Бога своего. На вершинах гор они приносят жертвы и на хол-мах совершают каждение под дубом, и тополем, и теревинфом, пото-му что хороша от них тень; поэтому любодействуют дочери ваши и прелюбодействуют невестки ваши. Я оставлю наказывать дочерей ваших, когда они блудодействуют, и невесток ваших, когда они пре-любодействуют, потому что вы сами на стороне блудниц и с любо-дейцами приносите жертвы, а невежественный народ гибнет. Отвра-тительно пьянство их, совершенно предались блудодеянию; князья их любят постыдное. Охватит их ветер своими крыльями, и устыдятся они жертв своих» (Ос. 4:12- 14; 18-19).
 Содержание всего Ветхого Завета посвящено описанию жизни народа, унаследовавшего своё название от имени своего патриарха Иакова, которому Бог дал второе имя – Израиль. Иаков получил это имя после того, как однажды ночью боролся с Богом: «И сказал: от-ныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь»(Быт. 32:28).
 После смерти царя Соломона название Северного царства евреев стало Израиль (Израиль – по народной этимологии – «спорящий с Бо-гом»). Вот и спорит народ Израиля с Богом до сих пор, оправдывая своё наименование, предначертанное для него и не признавая в Иису-се Христе Миссию. Гнев, которым воспылал Господь на израильский народ, был вызван тем, что «забыл Израиль Создателя своего»: «Написал Я ему важные законы Мои, но они сочтены им как бы чу-жие. В жертвоприношениях Мне они приносят мясо, и едят его; Гос-поду неугодны они; ныне Он вспомнит нечестие их и накажет их за грехи их; они возвратятся в Египет. Забыл Израиль Создателя своего и устроил капища, и Иуда настроил много укреплённых городов; но Я пошлю огонь на города его, – и пожрёт чертоги его» (Ос. 8:12-14).
 Особое предначертание осетинского народа напоминает мне прообраз Богом избранного народа израильского. Пытаясь понять причины нынешних катаклизмов, происходящих в мире, и учитывая трагедию в Беслане, от которой содрогнулся весь мир, я утверждаюсь в моём предположении, что на осетинском народе Бог являет Свой гнев – гнев, который адресован также всему человечеству за его без-божие.
 Как Он вершил Свой праведный суд за вероотступничество из-раильского народа в ветхозаветные времена, так и теперь причины бед народов кроются в нынешней непокорности человека. И не толь-ко осетина, поклоняющегося многим богам, но каждого, кто сотворил себе кумира, идола: из денег, власти, похоти – у кого Бог убран на второй план, говоря «киношным языком» – в «массовку», в толпу различных богов, придуманных человеком либо Он вовсе ими забыт.
 Осетинский народ (это моё субъективное мнение) является оче-редной жертвой Божьей в последние времена во имя обуздания чело-веческого разума для его прозрения. Всем нам после бесланской тра-гедии даётся ещё один шанс остановиться, задуматься и постараться ответить себе на вопрос: «А правильно ли я живу?», «Угодна ли такая моя жизнь Богу?».
 Ветхий Завет повествует об особой избранности евреев. Бог как любящий отец в строгости воспитывает своё дитя – народ Израиля, желая чтобы на его примере воспитывались другие народы. Уже од-ним этим Бог увековечил избранность народа израильского. Это утверждает и апостол Павел: «Они израильтяне: их сделал Бог Свои-ми сынами, им явил Свою Славу, с ними заключал договоры, им дал Закон, у них и богослужения, у них и обещания от Бога, у них и пра-отцы, и среди них родился Христос, который превыше всех, благо-словенный вовеки Бог! Аминь» (Рим. 9:4-5).
 Умственная одарённость евреев, проявляющаяся во всех сферах жизнедеятельности человека, общеизвестна. В настоящее время, в США (согласно данным журнала «Форбс»), проживает 358 миллиар-деров, из них 108 – это евреи. В этой же стране проживает 160 лауре-атов Нобелевской премии в области науки, из них 61 еврей. Разве эти факты не могут быть подтверждением их избранности и иллюстраци-ей того, что их личное благополучие способствует процветанию стран, в которых они проживают. Это можно наблюдать в настоящее время и в России, например: рост благосостояния жителей Чукотки, возрождение традиций меценатства, возвращение из зарубежья в му-зеи России произведений искусств прошлых веков за счёт россиян, имеющих еврейские корни и т. д. Бог наделил евреев искромётным юмором. Свидетельством этому может быть плеяда талантливых ак-тёров театра, эстрады, известных писателей, сатириков, режиссёров. О неиссякаемом еврейском юморе может свидетельствовать ёмкая по содержанию надпись в аэропорту Тель-Авива для прилетающих в Из-раиль: «Не думай, что ты самый умный, здесь все евреи!». В этой шутке имеется глубокий смысл.
 Те гонения и истребления, которые претерпевали евреи, на про-тяжении всей своей истории, имеющие множество доказательств, то-же можно отнести к фактам, подтверждающим особое предначерта-ние Бога для этого народа – предначертания роли «вечно гонимого», во имя прозрения человечества.
 Евреи всегда преуспевали в международной торговле. В христи-анской Европе V–ХI веков они занимались ремёслами, торговлей, сбором пошлин, медициной. «Но постепенно их оттеснили от заня-тий этими профессиями. Это привело к тому, что всё большее число евреев стало обращаться к ростовщичеству. Христиане по закону заниматься ростовщичеством не могли. Церковь запрещала давать деньги в рост, указывая на запрет, содержащийся в Священном писании, а также потому, что считала это грабежом – ведь человек получал прибыль за счёт чужого труда, не прилагая собственных усилий… Евреев считали жадными, любящими деньги и выгоду и обогащающимися за счёт ближнего» (16, с. 133).
 Основными причинами гонений на евреев всегда были и остают-ся обличаемые Богом человеческие пороки: зависть, лень, желание в своих бедах найти виновного. И чаще всего виноватым оказывался еврей. К сожалению, в истории России тоже есть мрачные, далёкие от истинного христианства, постыдные явления, проявившиеся в еврей-ских погромах. Для многих удобнее иметь «козла отпущения» своих грехов в лице евреев, чтобы не вникать в истинные причины своих бед. Хотя истинной причиной бед человека является его непокор-ность Богу. Человек не исполняет Его волю, осознанно грешит и при этом надеется избежать различных потрясений и скверного внутреннего состояния своей души.
 В царской России государственные деятели отмечали наличие умственной одарённости еврейского народа, желая эту Божью печать упразднить своими циркулярами: «Киевский городской голова при-знавал, что среди русских есть немало нажившихся бесчестным пу-тём, но эти капиталы проедаются и пропиваются в России, а сынки еврейских капиталистов прокучивают деньги в Париже с француз-скими кокотками. … Губернские власти тоже посылали в Петербург свои соображения. Виленский генерал-губернатор докладывал, что «от еврейского племени нельзя ожидать, чтобы оно посвятило свои дарования и свои силы на пользу родины». Харьковский генерал-губернатор полагал, что «только страх наказания побуждает евреев сдерживать свои дурные инстинкты, направленные против коренного населения». А киевский генерал-губернатор советовал «для огражде-ния христианского населения … способствовать выселению евреев из империи», потому что «умственное превосходство еврея» даёт ему преимущества в борьбе за существование.
 В период религиозных исканий Лев Толстой занимался исследо-ванием исторических основ христианства и для этой цели изучал язык иврит, который ему преподавал московский раввин С. Минор. Л. Толстой писал в книге «В чём моя вера?» (закончена в 1884 году): «Я недавно с еврейским раввином читал пятую главу Матфея. Почти при всяком изречении раввин говорил: это есть в Библии, это есть в Талмуде, и указывал мне в Библии и Талмуде изречения весьма близкие к изречениям Нагорной проповеди. Но когда мы дошли до стиха о непротивлении злу, он не сказал: и это есть в Талмуде, а только спросил меня с усмешкой: – И христиане исполняют это? Подставляют другую щеку? – Мне нечего было отвечать, тем более что я знал, что в это самое время христиане не только не подставляли щеки, но били евреев по подставленной щеке» (19, с. 498).
 Некоторые ошибочно считают, что иудеи – это последователи Иуды Искариота, предавшего Иисуса Христа за 30 серебряников. На самом деле «иудеями» называются те, кто происходит от колена (племени) Иуды – четвёртого сына патриарха Иакова (Израиля). Царь Давид тоже из иудеев. Название «иудеи» употребляется также вместо названия «израильтяне», «евреи». Есть такие представители от хри-стианства, которые убеждены, что раз уж евреи не признали Иисуса Христа за Мессию (Спасителя), значит, они автоматически лишаются Богом их особой роли в истории человечества. И такие убеждения способствовали тому, что причислявшие себя к христианам, устраи-вали еврейские погромы, якобы из желания отомстить за распятие Иисуса Христа. Но, в основном, из желания сорвать своё зло за лич-ные неурядицы в жизни и возможность поживиться при этом добром, нажитым евреями.
 Ярый антисемит монах Илиодор многие годы выступал против евреев и провозглашал в проповедях: «Погромы не есть какой-либо человеческий произвол. Это есть Божие правосудие, воля Божия». В 1912 году Илиодор написал в Синод покаянное письмо, в котором были такие слова: «Народ израильский! Светоч мира! Ты особенно прости меня. На тебя я всех больше нападал; поверь мне: крови твоей я никогда не хотел, но людей против тебя настраивал. Прах убитых во время погромов младенцев мучит мою совесть! Прости меня самый даровитый, самый блистательный народ из всех народов. Искренно я о тебе до сих пор заблуждался, искренно и каюсь. Ты рассеян среди всего человечества для того, чтобы вести всё человечество к вечной истине. Веди! Тебе много дано, много и делай» (19, с. 779).
 В IX веке политические деятели любили повторять слова премь-ер-министра Великобритании, еврея по происхождению, Бенджа-мина Дизраэли: «Бог относится к народам так, как они относятся к евреям».
 Красочной иллюстрацией этого изречения может послужить ис-тория жизни евреев в Советском Союзе и печальный финал их гони-телей. В книге братьев Вайнеров «Петля и камень в зелёной траве», на примере жизни еврейской девушки, очень красноречиво описана политика cоветского государства по отношению к евреям.
 В следствии многовековых гонений на евреев, в подсознании многих из них чувство самосохранения обострено на столько, что они и сейчас стремятся скрывать своё происхождение или родство с евреями. Не смотря на то, что в Библии они названы – «Народ Богом избранный», им известно, что для некоторых «еврей» – нарицатель-ное определение.
 И в настоящее время, имеются последователи гонителей евреев считающих, что историческое предначертание христианства заключается в том, что оно призвано «вразумить» евреев. К сожалению, их методы вразумлений, противоречат основным принципам христианства. Сейчас можно встретить, даже, в книжных лавках, при православных храмах, такие книги, авторы которых отрицают, что евреи – народ Божий и, мягко говоря, не призывают к любви, если речь идёт о евреях. В этом не может выражаться христианская любовь к ближнему своему.
 В период великого рассеяния еврейского народа, они подались в Египет, Месопотамию и страны Персидского залива, к берегам Кас-пийского моря.
 «С шестого века новой эры появляются в сирийских, армянских, византийских, латинских и китайских рукописях первые сведения о не известном до того народе, который поселился на территории Ниж-него Поволжья и восточной части Северного Кавказа. А в последую-щие века имеется много упоминаний о них в арабских и персидских источниках. Арабы в своих летописях называли их «ал-хазар», армяне называли их «хазарик», в «Начальной русской летописи» они названы «козаре», в еврейской средневековой письменности они появились под именем «кузар», «кузарим». В современном русском языке этот народ называется «хазары»…
 К восьмому веку Хазарское государство стало могущественной политической и военной силой Восточной Европы, и за этой защити-тельной оградой могла впоследствии возникнуть и развиваться Киев-ская Русь. Не будь Хазарии, которая противостояла на Кавказе мощ-ному арабскому проникновению, история Восточной Европы да и, возможно, всей западноевропейской цивилизации могла бы сложить-ся иначе.
 Хазары были поначалу язычниками, одним из многих языческих народов Восточной Европы, приносили жертвы огню, и воде, покло-нялись луне, деревьям, наиболее почитаемому божеству Тенгри – ха-ну… В первой половине восьмого века часть хазар Северного Пред-кавказья во главе со своим правителем Буланом приняли иудаизм. В тех местах жили тогда евреи, ушедшие из Сасанидского Ирана во времена насильственного насаждения чужой веры; от них-то, скорее всего, пришла к хазарам еврейская религия…
 Евреи с восторгом приняли известие о существовании на востоке царства, которое живёт по законам Моисея. Сразу же решили, что хазары – это потомки Иегуды и таким образом осуществилось библейское пророчество: «Не отойдёт скипетр от Иегуды». Даже когда впоследствии выяснилось, что хазары – перешедшие в иудаизм идолопоклонники, это не поколебало симпатий к неизвестному народу. Рассказами о хазарах евреи зачитывались в последующие века, существовала разнообразная еврейская литература на эту тему, и переписка Хасдая ибн Шапрута с царём Йосефом занимает в ней почетное место…
 Йосеф сообщал, что его народ происходит из рода Тогармы. То-гарма был сыном Яфета и внуком Ноя. У Тогармы было десять сыно-вей, и одного из них звали Хазар. От него-то и пошли хазары» (19, с.17-19; 21; 22).
 «Еврейские поселения появились во всех районах постримского мира, во многих из них евреи достигли экономического и духовного расцвета. Хазарский каганат, образовавшийся в низовьях Волги, яв-лялся не только центром еврейской торговли, но и убежищем, куда устремились еврейские беженцы, спасавшиеся от преследований хри-стиан в Византии.
 … Хазарский каганат – государство хазар, народа тюркского происхождения, сложившегося около VII века н.э. В VIII-IX вв. ха-зарская знать перешла в еврейство, приняла иудейскую религию, а вместе с ней и еврейскую письменность.
 Изначально хазары были кочевым языческим народом, пришед-шим из Центральной Азии. Примерно в 700 г. их царь Булан принял иудаизм. Позже другой царь, Овадия, укрепил позиции иудаизма в Хазарии, пригласив туда раввинов и построив синагоги. Верховный суд Хазарского государства состоял из семи судей: двух евреев, двух христиан, двух мусульман и одного язычника. На протяжении 300 лет существования Хазарского царства его отличала религиозная терпи-мость.
 В 970 г. русские войска оттеснили хазар в Крым. В 1016 г. объ-единенная русско-византийская армия уничтожила Хазарское госу-дарство. Евреи из Хазарии рассеялись по Руси, Византии и средизем-номорским портовым городам» (8, с. 37; 44–45).
 Тот факт, что хазары потерпели поражение от своих бывших данников, упомянут и в «Малом энциклопедическом словаре» Ф. А. Брокгауза: «Хазары, народ тюркского племени, первоначально между Каспийским и Чёрным морями, в VII–VIII вв. распространили власть к Западу, покорили волжских болгар и завоевали Крым и Киев. Сла-вянские племена полян, северян, радимичей и вятичей платили им дань. …Святолсав разбил их 965 г.; 1016 г. разбиты греками и рус-скими, под предводительством Мстислава Тмутараканского» (25, с. 1946).
 «Булан выбрал иудаизм и многие из придворных также последо-вали его примеру. Со временем ещё большее число хазар стало евре-ями. В письме царя Иосефа выражалась радость по поводу возникно-вения контакта с другими евреями. Он сообщил Хасдаю, что хазары читают Библию и вместе со всеми евреями ожидают дня, когда евреи смогут снова жить в Стране Израиля и совершать богослужения в Иерусалимском Храме» (41, с. 185).
 Вероятно, вас удивляет то, что я увлёкся еврейской темой и углубился в своём повествовании в историю евреев и хазар. Надеюсь, что объяснением этому может послужить географическое расположе-ние Хазарского каганата. Согласно карте «Хазарское царство 700–1016 гг.», в «Атласе по истории еврейского народа» (8, с. 44), хазары занимали обширную территорию, весь нынешний Южный федераль-ный округ России, Волгоградскую область, а так же юг Украины и Крым. По Главному Кавказскому хребту Хазария граничила с ны-нешними территориями Грузии и Абхазии, которые согласно этой карте принадлежали Персии.
 «...Несколько позже (VI в. н. э.), когда персы захватили Восточ-ную Грузию, они привлекли для охраны тех же горных перевалов Главного Кавказского Хребта давно испытанных в боях алан» .
Мои сверстники и поколение наших родителей имели поверх-ностное представление о хазарах. Для меня оно ограничивалось толь-ко одним упоминанием о них в школьном курсе русской литературы сточками из «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина:
 «Как ныне сбирается вещий Олег
 Отмстить неразумным хазарам…».
 Нынешние школьники имеют возможность черпать знания об этом народе из множества источников. Сейчас такая информация со-держится даже в Детской энциклопедии раздела «Загадки истории»:  «Ученые сделали вывод, что на востоке царство хазар граничило с Хорезмом, на юге пограничным был город Дербент, знаменитая каменная стена которого отделяла Закавказье от Хазарских владений. На западе хазарам принадлежал весь Северный Кавказ, прикаспий-ские и причерноморские степи с населявшими их народами» (56, с. 164).
 Такое же мнение высказывает и исследователь истории казачест-ва писатель-историк В. Шамбаров, описывая историю происхождения самого слова «Казак»: «А хазары, населявшие берега Каспия и долину Терека, приняли тюркскую военную верхушку и создали свой каганат. В 670 г. в союзе со славянами и аланами они одолели и изгнали болгар. Затем разбили и подчинили Аланию. И вот после этого вдруг распространяется этноним «касаки» (в русских летописях «касоги»). Впервые он зафиксирован ещё у Страбона в I в. – среди племён, населявших Кубань и Кавказ, у него упоминаются «коссахи». Потом это название исчезает. А с VII в. начинает широко применяться по отношению к жителям Западного Кавказа, Кубани и Приазовья» (52, с. 13).
 Следовательно, территория бывшей Алании также была включе-на в состав Хазарского каганата. Почти 300 лет зависимости от Хаза-рии и тесного общения с хазарами не могли не повлиять на быт, куль-туру и даже язык алан, как и других народов, подвластных Хазарии. Кроме того, имела место ассимиляция в процессе смешанных браков.
 По этой причине в начале 4-й главы нашей книги было упомяну-то, что в культурных корнях осетин имеется наследие и от хазар.
В. А. Кузнецов приводит такие исторические факты культурных и духовных основ в Хазарии:  «Как считал М. И. Артамонов, «связан-ное с Византией христианство издавна и широко было распростране-но в подвластных Хазарии областях Крыма и Кавказа, и давление на хазар с этой стороны было, без сомнения, если не столь грубым и прямолинейным, как со стороны арабов-мусульман, то зато более по-стоянным». Известно, что хазарская верхушка приняла иудейскую религию в последней четверти VIII века, однако иудаизм затронул лишь аристократическую группу, но не массы населения. Арабские авторы Ал-Истахри и Ибн-Хаукаль прямо свидетельствуют, что в Ха-зарии преобладают мусульмане и христиане. Последнее подтвержда-ется грузинским источником конца VIII века «Мученичество Або Тбилели»: спасаясь от арабских репрессий, правитель Грузии Нерсес с семьёй и свитой через «ворота Осетии, называемые Дар-и-алан (Да-рьял. - В. К.) бежал на север, в Хазарию, где его спутник Або «от рук честных пресвитеров принял крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа, ибо по милости Духа Святого, в северной этой стране (Хазарии. – В. К.) много селений и городов, которые живут беспре-пятственно в вере Христовой». Таким образом, существование большой христианской общины в Хазарии в VIII–IX вв. вполне достоверно, хотя и плохо освещено как письменными, так и археологическими источниками. … Но рассмотренные выше материалы вплотную подводят нас к проблеме христианизации основного союзника хазар в Восточной Европе и на Кавказе – ираноязычного средневекового этнополитического объединения алан.
 История христианства у кавказских алан затрагивается в труде архимандрита Макария (Булгакова), для которого Алания была то же, что и Хазария; …К началу Х в. Аланы освободились от хазарской за-висимости и приобрели политический суверенитет. (23, с. 24–26; 39).
 Авторы нового учебника для старших классов средней школы «История Осетии» (2005 г.) М. М. Блиев и Р. С. Бзаров уже не упоми-нают о зависимости Алании от Хазарии. Но и не отрицают их тесных взаимоотношений в различных областях жизнедеятельности: «Когда в VIII веке большая группа западных алан переселилась на земли Ха-зарского каганата, их место заняли болгары. Хазары пригласили алан для защиты северо-западных рубежей каганата. Поселённые в бас-сейне рек Дона и Северного Донца, аланы оказали значительное вли-яние на культурный облик и хозяйственное развитие Хазарии. … В первой трети Х в. Хазарские аланы возвратились на родину. Полага-ют, что это произошло в результате алано-хазарской войны» (4, с.100).
 Вероятно, об этом военном сотрудничестве хазар и алан пишет историк В. Шамбаров и другие исследователи роли хазар в истории человечества.
 «По Дону, Осколу, Донцу возникла система крепостей-замков (археологи обнаружили их более 300), продвигавшаяся на запад и до-стигавшая Днепра (в с. Вознесенка около Запорожья). Сами хазар-ские евреи воинами не были, в крепостях несли службу какие-то другие племена. Причём выявлены не только мужские, но и женские воинские погребения, что было характерно для сарматских народов (от которых и пошла легенда об «амазонках»). (52, с. 17).
 До нашего переезда в Осетию мне с женой посчастливилось изу-чать еврейский язык иврит, чтобы лучше узнать культурные особен-ности еврейского народа. В течение двух лет мы изучали этот язык в еврейском агентстве «Сохнут». Этого оказалось достаточно, чтобы начать читать Ветхий Завет на иврите. Когда мы оказались в Осетии, то, услышав осетинский язык, уловили сходство некоторых его слов с ивритом.
 Видимо длительное межэтническое и культурное общение спо-собствовало тому, что и нынешнее поколение осетин использует сло-ва из иврита – языка еврейского народа, либо они созвучны и близки по своему значению. Вот некоторые из них:

В осетинском языке:
Йешо – Иисус
Адамон – народ
шалам – здравствуй
шабат – суббота
ахшав – ночь
 хай – часть
амал – работа
заман – время
кад – честь, святость
хэлар – друг
малыкк – князь, царь
хазар – дом, Родина
Хазар(ия) – возвращение
немэ у Ил – с нами будь Бог
Майрэм – Мария
хэрам – грех
эвзэр – плохо
амбал – друг

В еврейском языке, иврите:
Йешуа – Иисус
Адам – человек
шалом – приветствие, мир
шабат – суббота
ахшав – сейчас
хай – жизненный
амаль – работа
зэман – время
кадош – святой
хавэр – друг
мэлэх – царь
хъазар – дорогой, сородич, брат

Эммануил – с нами Бог (библ.)
Мирйам – Мария
хэрэм – отлучение от синагоги
аводазара – идолопоклонство, язычество
ам бэ Эль – народ Божий

 «Язык есть исповедь народа, В нём слышится его природа, Его душа и быт родной ....», – писал П. А. Вяземский.
  Информация о значительном влиянии хазар на культуру алан, на проникновение еврейской терминологии в их язык, даже исповедование некоторыми из них иудаизма содержится и в учебнике «Религиозные воззрения осетин»: «Совместная борьба с арабами привела к укреплению алано-хазарского военно-политического союза, особенно в первой половине IX в. Когда в начале указанного столетия хазары приняли иудаизм, часть аланской социальной верхушки, поддерживавшей не только политические, экономические, культурные связи, но и вступавшей в брачные отношения с представителями хазарской общественной элиты, также вынуждена была воспринять иудейскую религию. Именно это способствовало ускоренному проникновению тюркизмов (этническая принадлежность хазар) и определенной части еврейской терминологии в осетинский язык. Однако к концу IX в. могучая Хазария ослабела настолько, что аланы сумели вернуть себе по-литический суверенитет и практически свести на нет влияние иудаизма» (40, с. 42).
 «В этом историческое значение хазарской эпохи, и тут мы пол-ностью солидаризируемся с мнением М. И. Артамонова: «…роль ха-зар в истории была прогрессивной. Они остановили натиск арабов, открыли двери византийской культуре, установили порядок и без-опасность в прикаспийских и причерноморских степях» (46, с. 215).
 Осетинский писатель Б. Каплан (по материнской линии Хумаров), в своей книге «Осетины – иранские евреи» (Осетино-еврейские параллели. Еврейский субстрат в осетинском языке), при-водит выдержки из «Славянских Вед»: «Так вот, в «Славянских Ве-дах», в «Книге Велеса» написано об осетинах следующее: осетины являлись кавказскими хазарами, а хазары, по «Книге Велеса», были евреями из колена Симова (Сима). … «Соседи и ближайшие родичи хазар – осетины» – повествуется в «Книге Велеса». … «Книгу Велеса» можно рассматривать как «историческую хронику Европы, вплоть до наших дней», в которой также речь идёт о том, что с середины V в. к северу от Дербента, между Тереком и Сулаком, поселились евреи, «революционеры-маздакиты», изгнанные в 529 году из Персии (Ирана) Хосровом, после того, как они чуть было не совершили государственный переворот в Персидском царстве. Евреи пришли на Кавказ из Ирана, а там, в свою очередь, они появились во II веке, после поражения Иудеи в войне с Римом. Со временем евреи приобретают значительное влияние. В V веке некий еврей Маздак – визирь шаха Кавада – устраивает революцию, подняв бедноту на богачей»…(20, с. 44).
 Возможно, что имя визиря шаха и главы еврейского мятежа – Маздак, имеет отношение к названию осетинского города Моздок. Можно заметить признаки взаимопроникновения символов для по-клонения у хазарских евреев и алан-осетин, например, таких языче-ских персонажей, которым поклоняются в Осетии и в наши дни. Евреи в Ветхозаветное время имели тесное общение с языческими народами и, как следствие: «Некоторые элементы язычества всё же проникли в их религию. Охраняя свои стада, израильтяне боялись вреда, который могли принести духи пустыни. В их представлении эти страшные существа, злобные и мстительные, скрывались за боло-тами и насылали болезни и смерть. Они рисовались воображению из-раильтян в виде сатироподобных демонов; их царём был козлоликий бог Азазел. Чтобы уберечь себя от этих рогатых призраков, пастухи усердно задабривали их, принося жертвы и ограждаясь заклинания-ми» (27, с. 298).
 Мне эти «злобные существа» напоминают осетинских далимонов (чертей) и повествование из книги «Осетинские обычаи» о празднике Хайраджыты Ахсав: «Уастырджи изгнал чертей, но люди всё равно их боялись и, чтобы расположить к себе, отмечали «ночь чертей». …Стол накрывали в полночь. Когда всё было готово, хозяева – от мала до велика – выходили во двор, чтобы дать чертям возможность попировать. Через некоторое время они возвращались и садились за стол.…Хайраджыты ахсав отмечают и в наши дни» (34, с. 9-10).
 «Господа они чтили, и богам своим они служили по обычаю народов, из которых выселили их. До сего дня поступают они по прежним своим обычаям; не боятся Господа, и не поступают по уста-вам и по обрядам, и по закону и по заповедям, которые заповедал Господь сынам Иакова, которому дал Он имя Израиля» (4 Цар. 17:33-34).
 Язык хазар принадлежал к тюркским языкам, но и в нём также имелись признаки еврейской культуры – имена, названия месяцев, например, имя одного из царей «Иосиф» (на иврите «Бог да умно-жит»), название месяца «Нисан» и т. д.
 Вот что пишет об этом раннем периоде истории Хазарии царь Иосиф (Х в.) в своём ответе испанскому сановнику еврею Ибн-Шафруту: «У меня записано, что когда мои предки были ещё мало-численны, Всесвятый, – благословен он, – дал им силу, мощность и крепость. Они вели войну за войной со многими народами, которые были могущественнее и сильнее их. С помощью Божией они прогна-ли их и заняли их страну, а некоторых из них заставили платить дань» («34. Раздел «Ранние тюрки на Северном Кавказе», с. 199).
 Летом 2007 г. в Южной Осетии в г. Цхинвали проходил Всемир-ный съезд представителей осетинских диаспор. Одним из делегатов съезда был мой друг, ранее скептически относившийся к моим изысканиям признаков еврейских корней в культурном наследии у осетин. И он был поражён, когда с трибуны съезда один из авторитетных учёных напомнил присутствующим, что в настоящее время опять стали слышны призывы в различных странах к гонениям на евреев и попросил осетин не забывать о том, что они являются иранскими евреями. На мой вопрос: «И как же отреагировали делегаты съезда на сказанное им?», он ответил: «Молча! Не нашлось никого, кто бы ему возражал!»…
 Возможно, кому-то Бог позволит в дальнейшем более основа-тельно изучить и описать, насколько велико слияние культур этих народов, их интегрирование и ассимиляцию. И разъяснит, стоит ли стыдиться родства с народом, Богом избранным? Целью же моего упоминания об этой взаимосвязи является желание заострить внима-ние читателя на сходстве между избранностью евреев (широко пред-ставленных в Хазарии) в их непокорности Богу, с непокорностью тех осетин, которые, исповедуя многобожие, называют себя христианами; о непростой миссии осетин, уготованной им Богом. Своими страданиями осетины, как и евреи, призваны напоминать человечеству о существовании Бога, Его законах и наставлениях.
 Такая аналогия возникла у меня, когда 3-го ноября 2004 года я впервые вошёл во двор 1-й школы г. Беслана. Это скорбное место те-перь является «осетинской стеной плача» для тех, кто сюда приходит и скорбит о погибших. И у тех, кто, проезжая мимо школы на автомо-биле или по железной дороге, пролегающей в пятидесяти метрах от школы, возникает желание исполнить Божье повеление: «Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании» (Иоил. 2:12).
 Господь вразумил кого-то дать точное определение этому месту, назвав «Детской Голгофой». Когда я в очередной раз побывал там, то среди многочисленных венков от правительств различных государств мира, международных и общественных организаций, заметил на од-ном из подоконников спортивного зала школы, рядом с плюшевым мишкой, визитку, с надписью, сделанной шариковой ручкой: «Изра-иль скорбит вместе с вами!». Народу Израиля знакома горечь утраты своих детей, как и народу Палестины.
 Господи! Позволь этим народам прекратить взаимную вражду и кровопролитие. Яви славу Свою и дай мудрости тем, кто имеет право считать своим праотцом Авраама, быть примером в назидание дру-гим, в мудром разрешении всех конфликтов и разногласий, без кро-вопролитий, с Твоей помощью и с любовью. Во Имя Иисуса Христа! Аминь!
 Бог водил народ Израиля по пустыне, ожидая от него полного послушания и исполнения Его Заповедей. На протяжении всей исто-рии еврейского народа Бог сурово наказывал его за ослушание: «Со-беру на них бедствия и истощу на них стрелы Мои: будут истощены голодом, истреблены горячкою и лютою заразою; и пошлю на них зу-бы зверей и яд ползающих по земле; извне будет губить их меч, а в домах ужас – и юношу, и девицу, и грудного младенца, и покрытого сединой старца» (Втор. 32:23-25).
 Много общего я вижу в страданиях еврейского и осетинского народов, воспринимая трагедию в Беслане, как знамение свыше от Бога для покаяния всего человечества!
 Среди моих друзей, которые являются убеждёнными христиана-ми уже многие годы, есть те, которые не согласны с этим моим мне-нием. От них я слышал: «Как ты можешь говорить, что этот ужас до-пустил Бог? Бог – это тот, Кто приносит доброе, окружает заботой и любовью и от Него не стоит ожидать никакого зла. Все это сделали боевики!».
 С их мнением я согласен только в той части, что Бог – наш лю-бящий Отец Небесный, который желает добра своему творению, все-му человечеству, и зло от него не может исходить. Любой же отец, любящий своё дитя, наказывает его за проступки, которые могут навредить ребенку в дальнейшем, и это не воспринимается как зло. Так и Бог, в моём понимании, жертвует частью своего творения для вразумления и спасения остатка, как это было с Израилем: «Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою; ибо определенное истребление совершит Господь, Господь Саваоф, во всей земле» (Ис. 10:22-23).
 Господь показывает нам на примере непокорности еврейского народа в ветхозаветные времена, как Он будет являть гнев Свой, за идолопоклонство: «Посему, вот Я покажу им ныне, покажу им руку Мою и могущество Моё, и узнают, что имя Моё – Господь» (Иереем. 16:21).
 «Если же и после сего не послушаете Меня, то и Я в ярости пой-ду против вас и накажу вас всемеро за грехи ваши, и будете есть плоть сынов ваших, и плоть дочерей ваших будете есть; разорю высо-ты ваши и разрушу столбы ваши, и повергну трупы ваши на обломки идолов ваших, и возгнушается душа Моя вами» (Лев. 26:27-30).
 «Как предсказал Исайя: «Если бы Господь Саваоф не оставил нам нескольких потомков, мы стали бы как Содом и уподобились бы Гоморре» (Рим. 9:29).
 Господь не желает гибели своему творению – человеку. Но чело-век своими грехами дерзко бросает вызов Богу. Поэтому человече-ство, забывшее закон Бога, будет ощущать на себе последствия своего греха. Трагедии, по моему мнению, происходят ради торжества прав-ды и Божьей истины: «…И как ты забыл закон Бога твоего, то и Я за-буду детей твоих» (Ос.4:6).
 Чтобы не давать повода для ликования тем, которые будут ис-треблять народы, подразумевая нынешних террористов и их идейных вдохновителей, Бог говорит: «Я сказал бы: «рассею их и изглажу из среды людей память о них»; но отложил это ради озлобления врагов, чтобы враги его не возомнили и не сказали: «наша рука высока, и не Господь сделал всё сие» (Втор. 32:26-27).
 В Библии имеется много примеров, когда Господь позволяет са-тане – вождю падших ангелов – проявлять силу. Эту силу Бог позво-лил ему иметь и являть через природные явления и всевозможных его служителей. К служителям сатаны относятся те, кто, исполняя его во-лю, замышляет зло против других.
 Для меня было большой неожиданностью узнать из Библии, что сатана имеет возможность общаться с Богом. Это описано в Библии, в книге Иова, где сатана присутствует на совете перед Господом: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришёл и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришёл? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошёл её. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твоё на раба Моего Иова? Ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, спра-ведливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и всё, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространил по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, всё что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошёл сатана от лица Господня» (Иов. 1:6-12).
 Далее повествуется о том, сколько испытаний перенёс Иов. Че-рез веру Иова, Бог явил Свою славу. Даже когда через жену Иова са-тана пытался поколебать его веру, он проявил духовную стойкость: «И отошёл сатана от лица Господня, и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. И взял он себе черепицу, что-бы скоблить себя ею, и сел в пепел. И сказала ему жена его; ты всё ещё твёрд в непорочности твоей! Похули Бога и умри. Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных; неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всём этом не со-грешил Иов устами своими» (Иов. 2:7-10).
 В этом изречении Иов употребил слово «злого». Думаю, что здесь подразумеваются «боль», «испытания». Подвергая Иова испы-таниям через боль, тяготы, лишения и убедившись в его верности, Господь наградил его щедро. Бог испытывает человека, чтобы узнать, готов ли тот возлагать надежды на Него в момент испытаний либо, отчаявшись, и в гордыне своей, будет полагаться только на себя, сво-их идолов и богов. Если так, то уроки Божьи будут повторяться, как напоминание человеку о необходимости следовать за Богом. Он до-пускает испытания во славу Свою и на благо человека. Через страда-ния и неверующий человек может прийти к покаянию и получить вознаграждение от Бога за своё смирение перед Его волей, а может упорствовать и тогда может произойти то, что было с царём Израиля – Саулом, совершившим самоубийство: «А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа» (1 Цар. 16:14). «То-гда Саул взял меч свой и пал на него» (1 Цар. 31:4).
 Христиане осознают, что через принесение в жертву Своего Единородного Сына – Иисуса Христа за грехи человечества Бог явил Свою любовь к нам. Конечно же, со смертью Иисуса не сможет срав-ниться ни одна из человеческих смертей, ведь безгрешный Христос добровольно отдал Свою жизнь для искупления грехов всех грешни-ков. Но, если нам воспринимать утрату невинных жертв г. Беслана как очередное напоминание Бога о необходимости нашего покаяния в грехах ради прозрения и сохранения остатка человечества, то жертвы Беслана не будут напрасными. Тому, кто осознаёт смысл жертвенности Иисуса Христа, будет легче осознать смысл жертвенности невинно убиенных. И уже многие, пережив потрясение от проявления сатанизма в г. Беслане, покаялись перед Богом в своих грехах и теперь стремятся исполнять Его заповеди. Так поступил и один из моих осетинских друзей, его дочь-старшеклассница погибла во время штурма 1-й школы. Он оставил своё прежнее престижное место службы, приносившее ему огромный «левый» доход, осознав, что этот род деятельности не может быть угоден Богу. Многие до конца своей жизни не забудут Бесланской трагедии, которая привела их к духовному прозрению, как и те, кто прозрел осознав смысл страданий и смерти апостола Павла: «Теперь я радуюсь моим страданиям за вас. Страдая в земной жизни, я восполняю недостающую меру страданий последних времён ради Помазанника, Христа. Я страдаю ради Его Тела, а это – Церковь» (Кол. 1:24).
 Для меня бесланская трагедия – знамение свыше для всего чело-вечества! Более возвышенного, глубокого смысла и значения невин-ных жертв Беслана я назвать не могу. Мы своим неверием или много-божием, которые у нас проявляются в различных формах, бросаем вызов Богу. И тогда мы уже не с Ним, а заодно с Его противником. Жизнь по принципу «и нашим и вашим» не угодна Богу: «Кто не со Мной, тот против Меня. Кто не собирает со Мной, тот расточает» (Мф. 12:30).
 Народ Израиля не признал в Иисусе Христе – своего Спасителя (Мессию), и, приняв Его за самозванца, настоял на Его распятии. Те, кто исповедует иудаизм, до сих пор ожидают обещанного Богом Спа-сителя, не признавая Его в Иисусе Христе. Об этом говорил апостол Павел: «Мужи братия, дети рода Аврамова, и боящиеся Бога между вами! Вам послано слово спасения сего Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу, и, не найдя в Нём никакой вины, достой-ной смерти, просили Пилата убить Его. Когда же исполнили всё написанное о Нём, то сняв с древа, положили Его в гроб. Но Бог вос-кресил Его из мёртвых» (Деян. 13:26-30).
И тот же апостол Павел поясняет причину духовной слепоты ев-реев: «Что из этого следует? То, что Израиль не достиг того, к чему стремился. Достигли этого избранные, а остальные были ослеплены, как об этом говорит Писание: «Бог наслал на них отупение, до ны-нешнего дня не видят их глаза, а уши не слышат» (Рим. 11:7-8).
 Только те, кто не знает содержания Библии либо искажает её со-держание, призывают ненавидеть евреев за то, что их предки имели отношение к распятию Христа. Этим можно навлечь на себя гнев Бо-жий. Такие люди не осознают, что Христу было известно о Своём предначертании пострадать за грехи человечества, грехи каждого из нас. «С тех пор Иисус стал открыто говорить Своим ученикам, что Он должен идти в Иерусалим и претерпеть там много страданий от рук старейшин, старших священников и учителей Закона и что там Его убьют, но на третий день Он встанет из мёртвых» (Мф. 16:21).
 Христос знал, что один из Его учеников – Иуда – будет предате-лем, а Ему предстоит быть распятым на кресте: «Иисус, направляясь в Иерусалим, отвёл в пути двенадцать учеников в сторону и сказал им одним: – Вот идём мы в Иерусалим. Сына человеческого выдадут старшим священникам и учителям Закона. Его приговорят к смерти и отдадут язычникам на глумление, бичевание и распятие, но на третий день Бог поднимет Его из мёртвых» (Мф. 20:17-18).
 «Вы знаете, что через два дня Пасха. Сына человеческого преда-дут и распнут на кресте» (Мф. 26:1-2).
 Стремление Христа исполнить волю Своего Отца ярко выражено в Его указании Петру, пожелавшему защитить Его, в момент взятия под стражу: «–Убери меч в ножны! – сказал Петру Иисус. – Эту чашу дал Мне Отец. Неужели Я откажусь её выпить?» (Ин. 18:11).
 Те «христиане», которые считают, что они «не причастны» к распятию Иисуса Христа, не осознают, что имеют к этому непосредственное отношение. Ведь грехи каждого из нас явились поводом для жертвы Христа. Он пришёл спасти тех грешников, которые раскаятся через работу Святого Духа в их сердцах. Тот же, кто не покается и не осознает истинного смысла распятия Христа, будет способен проявлять ненависть к своим обидчикам и вершить свой суд над другими людьми. Их жертвами могут быть и евреи, предки которых настояли на распятии Христа, крича Понтию Пилату: «На крест Его! На крест!». Не увидевшим в этом событии исполнения ветхозаветных пророчеств и не распознавшим в этом духовного значения, не открывается замысел Библейских тайн. Апостол Павел пояснял верующим в Христа причину отвержения иудеями Радостной Вести о Нём: «Я хочу, братья, открыть вам одну тайну, чтобы вы о себе высоко не мнили: ослепление, в котором пребывает часть Израиля, не навсегда, а до тех пор, пока весь языческий мир не придёт к Богу»; «Они не приняли Радостной Вести – и Богу они враги, ради вас враги. Но они – избранный народ Божий, и Бог их любит, любит ради их праотцёв» (Рим. 11:25;28-29).
 Под праотцами подразумеваются Авраам – патриарх народа Бо-жьего, который отказался от языческой веры отцов и уверовал в Еди-ного Бога, а также Иаков и двенадцать его сыновей.
 Бог через Апостола Павла даёт осознание всем верующим в Хри-ста как в своего Спасителя по праву считать себя сынами Авраама: «Вот, к примеру, Авраам. Он «поверил Богу, и Бог признал это за праведность». Вы, конечно, понимаете, что сыны Авраама – это те, кто верит. И Писание предвидело, что Бог за веру оправдает языче-ские народы, и впервые возвестило Радостную Весть уже тогда, когда Аврааму было сказано: «Через тебя все народы получат благослове-ние Бога». Следовательно, вместе с Авраамом, поверившим Богу, по-лучат благословение все те, кто верит» (Гал. 3:6-9).
 Как я уже упоминал, мои прародители являлись казаками. Каза-ки, исповедующие христианство, тоже имеют право причислять себя к сынам Авраама, ведь «сыны Авраама – это те, кто верит». Многие казаки такого «родства» не осознавали, судя по некоторым историче-ским событиям. Часто их духовные наставники сами имели убежде-ния, противоречившие Слову Божьему. Такие, как они, стояли у лю-дей на пути к истине, в Царство Небесное, противясь воле Бога.
 В прошлые века многие люди, исповедовавшие Православие, не были обучены грамоте, не имели Библию у себя дома, да и не привет-ствовалось это служителями церкви, как об этом было ранее сказано. Следовательно, многие были лишены возможности знать наставления апостола Павла: «Поэтому помните, что вы, язычники по рождению, люди, которых называли «необрезанными» так называемые обрезан-ные с их телесным обрезанием, – помните, что в то время вы жили без Христа. Вы были чужестранцами, а не входили в число народа Божьего Израиля. Обещания, которые Бог дал Своему народу, к вам не относились. Вы жили без надежды и без Бога!
 А теперь – в единении с Христом Иисусом – вы, некогда далёкие, стали близкими благодаря жертвенной смерти Христа.
 Ведь это Он – наш мир. Он, соединивший евреев и язычников в один народ; Своим телом разрушивший стену вражды, которая разъ-единяла нас; отменивший Закон с его уставами и правилами, чтобы, установив мир, создать в единении с Собой из двух человек одного нового и обоих, в едином теле, примирить с Богом через смерть на кресте, уничтожив собой вражду. И Он, придя, принёс Радостную Весть о мире вам, жившим вдали от Бога, и тем, кто рядом с Ним. Так что благодаря Ему мы оба – и евреи, и язычники – имеем доступ к Отцу, соединенные одним Духом» (Еф. 2:11-18).
 «Нас он призвал – и не только из евреев, но и из язычников, как об этом Он говорит в книге Осии: «Я назову народ, который был не Мой, Моим и нелюбимую – любимой. И в том самом месте, где Я сказал им: «Вы не Мой народ», – теперь их назовут сынами Живого Бога» (Рим. 9:24-26).
 «Ибо так заповедал нам Господь: «Я положил Тебя во свет языч-никам, чтобы Ты был во спасение до края земли» (Деян. 13:47).
 То, что Иисус Христос был положен «во свет язычникам», «во спасение до края земли», не все знают сейчас, и в прошлые века эти истины часто искажались. По этой причине казаки зачастую станови-лись инструментом подавления народных волнений, бунтов, мятежей, еврейских погромов. Они исполняли волю недальновидных правителей и несознательных церковных служителей, среди которых были и те, которые, злоупотребляя властью, данной им Богом, искажали суть веры. Периоды прозрения казаков, памятны проявлением их бунтарского духа, тогда уже цари и власти имели основания опасаться их способности самоорганизоваться за короткий срок. Поэтому казачеству доверялась охрана границ, чтобы их не было рядом со столицей. К сожалению, не остались казаки в стороне и от еврейских погромов. Многие из них, слыша от некоторых служителей церкви внушение, что евреи, предки которых распяли Христа, достойны истребления. Якобы это богоугодное дело и достойное возмездие, что этим можно доказать свою верность Богу, царю и отечеству. Вот описание одного из первых фактов этого: «Добавлялась к этому давняя нелюбовь православных к иудеям. В конце концов, это вылилось в страшное по своей ярости казачье восстание. Возглавил его казацкий сотник Богдан Хмельницкий. Хмельницкий собрал огромное войско из украинских казаков и кре-стьян, заключил союз с запорожскими казаками и крымскими татарами. Вся эта орда двинулась разорять Польшу. Высланное им навстречу польское войско было разбито. Восстание охватило всю Украину и соседние области. Плохо приходилось полякам, попадавшим в руки к не знавшим пощады казакам, но ещё хуже евре-ям. С евреями расправлялись особенно безжалостно. Не щадили даже грудных младенцев. Еврейская история знала немало погромов, са-мых жестоких, но зверствам казаков Богдана Хмельницкого не было предела. …Казаки повели себя не так, как в Немирове. Сначала они обезоружили и ограбили евреев, а затем предложили им выбор – пе-рейти в православную веру или умереть. Не нашлось ни одного еврея, отказавшегося от своей веры, все были зарезаны» (9, с. 150-152).
 Надеюсь, что содержание «Еврейской истории для детей», из ко-торой приведена эта выдержка, не послужит поводом для искажённо-го восприятия детьми образа истинного христианства. И их родите-лям хватит мудрости объяснить детям, что Христос призывал к про-явлению любви, а не насилия. В истории человечества множество примеров того, когда веру пытались насаждать силой. Содержание же Нового Завета посвящено описанию силы молитвы за тех, кто ещё не познал Иисуса Христа как своего Спасителя, но, судя по участию ка-заков в еврейских погромах, им это не стремились донести их духов-ные наставники. В серии книг «История российских евреев» приво-дятся такие свидетельства: «В Белостоке во время праздника Песах казаки избивали молящихся в синагоге, и больше всех пострадали старики: «Головы их изранены ударами нагайки, по всему телу сса-дины…» В Минске солдаты били евреев, городовые стреляли в участников самообороны, казаки разгоняли их: «Большинство ранено пулями, многие пиками, некоторые шашками и нагайками…» В Ека-теринославе солдаты и казаки стреляли в евреев на улицах, громили их дома и лавки: «Смятение и ужас в городе. Разгромленные дома, раненые, убитые, паника и отчаяние… » (19, с. 702).
 Были среди священнослужителей и православных христиан те, которые являлись богобоязненными и благочестивыми. Они справед-ливо осуждали погромы и всячески стремились доказать, что это про-тиворечит учению Христа. Примером может быть их реакция на ев-рейский погром в г. Кишинёве в воскресенье 6 апреля 1903 года, на исходе еврейского праздника Песах и в первый день христианской Пасхи. Погром длился два дня: «После погрома в Кишиневе в еврей-ских газетах сообщали: «…Священник Лашков приютил у себя много евреев… Девушка из интеллигентной христианской семьи просила разрешить ей дежурить у постели изувеченных, чтобы искупить – как заявила она – грех «своих»…». Певец Ф. Шаляпин пожертвовал сбор с концерта на нужды пострадавших кишиневских евреев. Антоний, епископ Волынский и Житомирский, с церковной кафедры осудил погромщиков: «Страшная казнь Божия постигнет тех злодеев, кото-рые проливают кровь, родственную Богочеловеку, Его Пречистой Матери, апостолам и пророкам… Под видом ревности о вере они служили демону корыстолюбия… Так поступают людоеды, готовые на убийство, чтобы насытиться и обогатиться…» (19, с. 689-690).
 Иисус Христос объяснял своим последователям поведение всех тех, кто «под видом ревности о вере, служит демону корыстолюбия» тем, что они не познали ни Отца, ни Его: «Изгонят вас из синагог, да-же наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня» (Ин. 16:2-3).
 Поэтому не все священнослужители были способны сами понять и донести до сознания своих прихожан, что «Бог – есть любовь!». Возможно поэтому некоторые православные христиане пытались утолить свой духовный голод в синагогах. Этому есть свидетельства в «Книге времён и событий».
 «Из еврейских газет России»: «1910 год. В Екатеринодаре можно увидеть в синагоге казаков, увлечённых молитвой. Они говорят по-русски, считаются коренными казаками, имеют земельные наделы и отбывают воинскую повинность. Они населяют две крупные станицы в Кубанской области, ведут себя строго религиозно и стараются под-держивать связь с еврейством. В одной из станиц имелся раньше сио-нистский кружок» (19, с. 867).
 Разве это не свидетельствует о разочаровании таких казаков в православных священниках.
 После Октябрьской революции 1917 г. казакам довелось самим познать, что такое гонение и геноцид, когда они истреблялись тыся-чами, властью, в которой широко были представлены представители еврейского народа. Эти правители, упиваясь властью и руководству-ясь местью к бывшим гонителям своего народа, теперь уже сами гре-шили перед Богом. Вероятно, что многие из гонителей в дальнейшем осознали, что ранее позволили себя вовлечь в политические игры, межрелигиозные конфликты, приведшие их к греху. Геноцид, кото-рый довелось пережить евреям, а потом и казакам, сблизил их. К по-каянию пришли многие, как это сделал в своё время и Лев Николае-вич Толстой. Их покаянные молитвы, обращённые к Богу, с просьбой о прощении и даровании лучшей доли для своих потомков, благо-творно влияют на духовное прозрение внуков и правнуков.
 Среди праотцев осетинского народа, как уже упоминалось, име-лись те, которые, отказавшись от языческой веры своих предков, при-няли христианскую веру осознанно, по убеждению, а не по принуж-дению. Об одном из таких убежденных христиан из предков осетин и свидетельствовал мусульманин, летописец Х в. Ибн Русте: «Алан-ский царь – христианин в сердце, но весь народ его царства – язычники, поклоняющиеся идолам» (23, с. 39).
 В этом коротком отрывке содержится вывод из личных наблю-дений очевидца, исповедовавшего ислам. Из этого можно понять, ка-ким веротерпимым и миролюбивым христианином был «аланский царь», не использовавший свою власть, чтобы силой навязать христи-анскую веру своему языческому народу. Это яркое свидетельство ду-ховной зрелости человека, предоставившего своему народу свободу выбора и полагавшегося на волю Бога.
 Есть и более свежие примеры явления христианских подвигов истинными христианами, сынами осетинского народа: «Но проповед-ники упрямо шли в горы, не страшась пуль и шашек. Таков уж мир, таковы люди. В архивных документах сохранились докладные о мис-сионерах, сознательно шедших на смерть ради веры. Так, в 1831 году пять офицеров – осетин: Султан Дударов, Джанхот Дударов, Шафрук Тулатов, Темурко Кундухов, Дудар Шанаев по просьбе экзарха (в то время, главы христианской церкви на Кавказе) Грузии отбыли пропо-ведовать христианскую религию в горы. Учитывая тогдашнюю об-становку, предприятие это считалось очень опасным, офицеры шли в горы на верную гибель. Так оно и случилось: трое миссионеров были убиты фанатиками, остальные двое, будучи ранеными, спаслись бла-годаря ингушским кунакам. А как, если не деятельностью миссионе-ров, объяснить появление 118 дворов крещёных ингушей, которые состояли прихожанами церкви во имя Рождества пресвятой Богоро-дицы в крепости Владикавказ» (24, с. 63).
 Многие люди, заблуждаясь, считают себя обречёнными на невозможность прощения их Богом, за совершённые ими грехи. Они говорят: «Рад бы в рай, да грехи не пускают!». Многие считают себя уже неисправимыми, говоря: «Горбатого только могила исправит!». Подобные мысли подбрасывает людям сатана, желая убедить их в бе-зысходности, чтобы они продолжали грешить, ненавидеть других, считая, что нет им прощения и иной жизни быть уже не может. Бог же, желая вселить надежду во всё непокорное человечество, которое, в настоящее время далеко отошло от веры в Него, через апостола Павла, говорит то, чем может руководствоваться каждый: «Ведь мы тоже когда-то были глупы, упрямы, беспутны, были рабами всевозможных желаний и удовольствий, жили, полные злобы и зависти, сами ненавистные и ненавидящие друг друга. Но когда миру была явлена доброта нашего Спасителя Бога и Его любовь к людям – не по нашим «праведным» делам, которые мы совершали, но по Его милости, – Он спас нас, очистив водой возрождения и обновив Святым Духом. Он щедро излил на нас Свой Дух через Иисуса Христа, нашего Спасителя, чтобы мы, оправданные по Его великой доброте, стали наследниками вечной жизни, на которую уповаем. Это верные слова» (Тит. 3:3-8).
 «Неужели вы не знаете, что люди порочные не получат наследия в Царстве Бога? Не обманывайте себя! Развратники, идолопоклонни-ки, неверные мужья и жёны, извращенцы, педерасты, воры, стяжате-ли, пьяницы, клеветники, мошенники – никому из них не получить наследия в Царстве Бога! А такие среди вас были! Но вы омыты, вы освящены, вы оправданы именем Господа Иисуса Христа и Духом Бога нашего!» (1 Кор. 6:9-11).
 «Всех Бог сделал пленниками непокорности, чтобы всем даро-вать прощение. О бездна Божьего богатства, мудрости и всеведения! Не объяснить Его решений! Не понять Его путей! Кто познал разум Господа и кто был Его советчиком? И кто дал Ему хоть что-нибудь, что Он обязан вернуть? Ибо всё от Него, через Него и для Него! Ему слава вовеки! Аминь» (Рим. 11:32-36).
 «Ведь все вы через веру сыны Бога в единении с Христом Иису-сом. Ведь крестившись, чтобы соединиться с Христом, все вы облек-лись в Христа. И нет уже ни еврея, ни язычника; ни раба, ни свобод-ного; ни мужчины, ни женщины – вы все одно существо в единении с Христом Иисусом. А если вы – Христовы, значит, вы – потомки Ав-раама и наследники того, что обещано» (Гал. 3:26-29).
 А обещано нам было Иисусом Христом, что Он пошлёт Духа Святого, Который будет наделять людей, принявших Его, различны-ми дарами. К тем, кто принял Духа Святого, обращается апостол Па-вел, с такими словами: «Что касается даров Духа, братья, я не хочу, чтобы у вас было неправильное понимание. Вы знаете, как неудер-жимо влекло вас к безгласным идолам, когда вы были язычниками? Поэтому я хочу, чтобы вы поняли: если в человеке есть Божий Дух, он не скажет «Будь проклят Иисус!». И никто не сможет сказать: «Иисус – Господь», если в нём нет Святого Духа!» (1 Кор. 12:1-3).
 В Божьем обращении через пророка Иеремию к царскому дому Иудеи содержится прообраз для нашего времени: «Ибо так говорит Господь дому царя Иудейского: Галаад ты у Меня, вершина Ливана; но Я сделаю тебя пустынею и города необитаемыми и приготовлю против тебя истребителей, каждого со своими орудиями, и срубят лучшие кедры твои и бросят в огонь. И многие народы будут прохо-дить через город сей и говорить друг другу: «за что Господь так по-ступил с этим великим городом?» и скажут в ответ: « за то, что они оставили завет Господа Бога своего и поклонялись иным богам и служили им» (Иер. 22:6-9).
 Бог позволяет человечеству прочувствовать последствия греха, и наши страдания не радуют Его.
 Мне многократно доводилось слышать, что гибель детей в бесланской трагедии – это Божье возмездие за грехи их родителей. Если бы это было так, то всё человечество давно было бы уже истреблено Богом: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23).
 В Библии есть пример и того, что не всегда беды, постигшие че-ловека, являются возмездием за его грех, или последствием родитель-ского греха. Бог являет Своё величие, допуская испытать страдания и утраты, чтобы явлены были чудеса Божьи, так об этом говорил Иисус Христос: «И проходя увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божьи» (Ин. 9:1-3).
 Дела Божьи являются и при духовном прозрении человека. Сле-пой, описанный в этом стихе Библии, является прообразом тех, кото-рые были слепыми духовно, но, познав милость Божью через Иисуса Христа, прозрели: «Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения, и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пой-ди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин. 9:6-7).
 Бог милостив и даёт человечеству возможность спастись через веру в Иисуса Христа. Как это произошло со стражником, охраняв-шим Павла и Силу в темнице: «Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе, и выведя их вон, сказал: государи мои! Что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян.16:29-30).
 Думаю, не ошибусь, если выскажу предположение, что все, кому довелось посетить новое кладбище в г. Беслане, где похоронены жертвы трагедии, отметили в себе особое чувство скорби, которое на любом другом кладбище им испытывать не приходилось.
 Это кладбище необычно еще и тем, что гробницы и надгробные плиты на всех могилах одинаковые, только сориентированы одни на восток, другие на запад, вперемешку – здесь похоронены вместе му-сульмане и христиане. Пример мирного соседства представителей разных религий!
 Жертвы теракта даже своими могилами символизируют призыв к мирному сосуществованию людей. Эту братскую могилу невинно-убиенных необходимо воспринимать как Божий призыв к духовному прозрению, примирению и веротерпимости между представителями различных религий и вероисповеданий, во имя спасения человечества от великих потрясений.
 «Имеющий ухо да слышит …» (Откр. 2:7).


Рецензии