Слово об Оскаре Уайльде

С самим  именем  Оскара  Уайльда  у нас  связываются  мысли  и  впечатления  философского  характера. Такой  умный  и  чувственный  человек, знающий жизнь  и  все  её  благоприятные  и  неприятные  стороны, появился  когда-то  в  туманном Лондоне. Перед  читающими  строки  Уайльда открываются  новые  ощущения и представления о людском  мировоззрении и  о природе самого  человека. Произведения О. Уайльда читаются с упоением во всём  мире и по сей  день. Интерес к его сказкам, стихам и пьесам никогда не угаснет. Особенно популярным во все времена был и остаётся роман О. Уайльда «Портрет  Дориана  Грея». Вряд ли у остальных  классиков можно  найти похожее  произведение, которое  настолько отличалось бы своей необычностью, образностью мыслей и действий, полнотой чувств и красок.
         Возможно, успех этого произведения основан на том, что сама жизнь  Оскара  Уайльда была похожа на роман. Роман с интригующим сюжетом и ошеломляющим концом. Хронологические  рамки романа – вторая  половина девятнадцатого столетия. Место действия – преимущественно столица Англии. Пролог развёртывается в  Дублине, где в 1854 году  родился  Оскар Уайльд. От отца  он  перенял любовь к искусству, от  матери – страстность и поэтичность  натуры. Когда  Оскару исполнилось одиннадцать лет, его отдали в королевскую школу  Портора, которая  пользовалась солидной репутацией. Там он открыл  для  себя  прелесть  античного мира и открыл  культ  «нового  эллинизма», который позже  будет  исповедовать. После  школы Уайльд  поступил в дублинский  колледж, где зарекомендовал себя как многообещающий  студент. Он постоянно  выигрывал  различные  конкурсы сочинений, что дало ему  право  поступить в Оксфорд. Это  открыло в жизни Уайльда новую страницу. Он пишет  свои  первые стихи и сонеты, которые  позже  выходят  отдельным  изданием. После  своей  учёбы Уайльд  едет  покорять Лондон. Там люди сначала  заинтересовались  им как поводом  для  разговоров, но не как  творцом  прекрасного.
         Вскоре  публика  заинтересовалась  им  ещё  больше. Он  ездил с  лекциями  по  стране, его  приглашали  на  самые  разные  вечеринки, где  он  стал  королём. Он  забавлял  себя  и  окружающих, делая  банальным  то, что  считалось  вечным. Крылатые  фразы  он  выворачивал  наизнанку, давая  свои  определения. Остро  реагируя  на  противоречия  окружающего мира, О. Уайльд  в  то  же  время  сам  был  соткан  из  противоречий. Его  прозвали  «принц  Парадокс», и  стоит  задуматься, может  быть, сам  Оскар  Уайльд  был  прототипом  героя  своего  романа  лорда  Генри? А  кто  же  тогда  был  прототипом  Дориана  Грея?
        Оскар  Уайльд  придумал  и  смог  отобразить  в  Дориане  Грее  самые  жёсткие  понятия  безнравственности, которые  присущи  всем  людям  на  земле. Сам  Уайльд  заявлял, что  эстетика  выше  этики, но  вопреки  этому  очень  многие  его  произведения  содержат  художественно  убедительный  урок  нравственности. Таковы  его  сказки (особенно  «Молодой Король», «Счастливый  принц» и «Рыбак и его душа»), где  присутствует не  только  «намёк»  на  то, что  надо  учиться  любви  и  состраданию. Таков  в  конечном  итоге и  «Портрет  Дориана  Грея», где  вовсе  не  заключена проповедь  индивидуализма  и  аморализма, а  показано  жизненное  падение  человека, следующего  и  учащего  всех  этим  установкам. Но  всё  же, несмотря  на это, О. Уайльда  обвинили  в  аморализме  его  суждений  и  безнравственности  написанных  им  произведений. «Хотите  знать, в чём  заключается  величайшая  драма  моей  жизни? – спросил  Оскар  Уайльд  в  1895  году. – Она  в  том, что  свой  гений  я  вложил  в  мою  жизнь и только  талант  в  мои  произведения». Что ж, с  этим, бесспорно, нужно  согласиться, ибо  действительно, читая  роман  «Портрет  Дориана  Грея», мы  понимаем, что  талант  Оскара  Уайльда  похож  на  жемчужину, чистую  и  затмевающую  всё  вокруг. Безусловно, этот  роман  мы  можем  отнести  к  числу  самых  актуальных  произведений  нашего  времени, и эта  актуальность  проявляется  в  том, что  в  нашем  современном  обществе  просто  необходимо  учиться  нравственности, чтобы  не  совершать  ошибок  аморального  свойства.
           Сам  роман  начинается  с  предисловия, где говорится,  о чём это  произведение, это своеобразный меморандум художника. На  первый  взгляд  да, но  это  не  так! Пролог  дан  для  того, чтобы запутать  и  сбить  с  толку  читателя, который  при  чтении  должен  сам  понять, что хочет сказать автор.   Он учит моральным принципам, предлагая читателю учиться на ошибках других. В этом  произведении  легко переплетаются  реализм и мистика, раскрытие человеческой  души и образ её разложения. Кажется, всё в романе  неправдоподобно, мистифицированно и нереалистично, но на самом же деле  всё  совсем наоборот! Такая история может произойти с каждым человеком, только немного в другом варианте. Это роман о молодом человеке, который решил познать все жизненные пороки и тем самым вовлечь себя в опасность остаться одному с отпечатками этих ужасов на красивом лице. Но судьба уготовила ему иной путь, она решила отобразить всё это не на прекрасном лике Дориана Грея, а на его не менее прекрасном портрете. Таким образом, юноша мог наблюдать осквернение  собственной  души, но, тем не менее, он не начал  сразу  предпринимать  попыток  остановить  этот процесс, то есть не сразу осознал величину проблемы. Дориан страдал эгоизмом, и поэтому, как только он понял, что существует угроза его жизни и благосостоянию, он  убивает собственного друга, который только лишь узнал его тайну. Дориан в смятении. И после этого он думает, что во всём виноват портрет, но оказывается не прав. Ведь во всех ужасных событиях, произошедших с ним, виноват он сам. Он  сам сломал свою  душу и разум, следуя законам  аморальности  и  безнравственности.
         Для меня Дориан  Грей – юноша, переступивший черту  запретов, – олицетворение того, что может  сделать сладкая и красивая  жизнь с невинным, не  познавшим  земные искушения  созданием. Мне это произведение показало, что жизнь непредсказуема во всех её оборотах. Сегодня мы можем радоваться  миру, а завтра ненавидеть его всеми фибрами души своей лишь из-за того, что этот мир оказался к нам неблагосклонен.
         В целом, этот роман произвёл на меня неизгладимое впечатление, потому что в нём показана вся глубина человеческой души. Особенно интересна кульминация этого романа, где с главным героем происходит событие, коренным образом меняющее всю его жизнь, создающее вокруг Дориана Грея таинственную пелену, которая заволакивает разум и чувства юноши. Его тайну открывают, и в голове у него просыпается только  одна  мысль: «Сохранить  мою тайну во что бы то ни стало!» И ради её осуществления  он  готов  прибегнуть к любым  действиям. Это и сподвигает Дориана  на необдуманные,  ужасающие душу поступки. Он совершает  убийство, и нам удивительно  узнавать, что реакция  Дориана  на свой  поступок совершенно  лишена  паники, в ней присутствует  только  инстинкт  самосохранения. В произведении  описаны  все  чувства,  обуревающие  Дориана, и,  читая,  задумываешься, а  как  другие  поступили  бы  на  его  месте? Последовали  бы  его  примеру либо  предприняли  бы  другие  действия? Отвечая  на  эти  вопросы, понимаешь, что  душа  человека  многогранна и в каком - то  смысле  пугающа.
           Человеческую  душу в своем  романе  описал  Оскар  Уайльд. И  я  бы  посоветовала  прочитать  это  произведение  тем, кто  склонен к неправильным  действиям, хочет  узнать  человеческую  душу  и  чувства. Но  я  не  буду этого  делать из-за  того, что  если  людям  хочется  что-то  читать, то  они  сами  к  этому  потянутся, а   нарочитыми  советами  лучше  не  надоедать.
            


Рецензии