Музей на обочине

Судьба не щедра на подарки, но иногда случается такое, что впору воскликнуть : "За что мне это чудо!" Еду сегодня из сельской школы, с урока мира. Уже недалеко от Бирюча случилась поломка. Остановился посередине большого села. Почти никого не знаю, а помощи попросить надо. Спасибо - мальчишка-велосипедист подсказал : "А вон в заброшенном магазине мастрская. Там дядя Саша чинит любые машины."
Доехал со скрипом до магазина. Действительно - приветливый хозяин успокоил : " Сейчас починим. А вы пройдите пока внутрь, кофе попейте"
 Вхожу за хозяином. Просторный зал, из угла сварка слепит, кто-то гремит железным листом. Хозяин приглашает в боковую дверь.
 Вхожу...
... и у меня перехватывает дыхание. Всё, что угодно ожидал я найти за дверью Но моего воображения не хватило предвосхитить увиденное. Здесь был настоящий, первоклассный, насыщенный, ухоженный музей. Стенды, витрины, столы, с экспонатами, сундуки, иконы, купеческие безмены, патефоны и много еще чего, что перечислить просто места в этой зарисовке не хватит. Я ошарашенно сел на стул (старинный, с витой спинкой) и попытался спросить :
 -Откуда такое чудо?
Мастер Александр улыбнулся :
 -Так всю жизнь сбираю. А она у меня длинная - скоро сорок лет исполнится. Места у нас - знаете какие? Былинные, здесь много войн прошло. И после каждой земля хранит старое железо. Вот боевой топорик , оброненный кем-то из воинства Степана Разина. А вот медаль за китайский поход 1904 года. Это когда Россия взяла в аренду Порт-Артур. А вот детали автоматов последней войны. Осколки снарядов, электический фонарик немецких разведчиков.
Я всё еще глядел, забыв, извините, закрыть рот. Неужели такое под силу собрать одному человеку?
 -Так мне всем селом помогают. Вот, смотрите - сегодня принесли. Русский офицерский клинок времен Первой мировой войны. Я проверил в интернете - цена такого экспоната около полумиллиона рублей.А человек не продал - принес в
дар. Говорит - фамильный клинок.
 Я всё ещё не верю глазам. Неужели у правоохранителей не возникало вопросов к собирателю?
 -Полиция, - говорит он, -единственный государственный орган, который обратил внимание на мой музей. Несколько раз проверяли. Теперь выписали охранную грамоту. Вот. - Подал большой лист с гербовой печатью, - МВД признало всё бывшее оружие в моем собрании простыми музейными экспонатами. К сожалению - больше государствоу до моей коллекции дела нет. Вот эта комната - моя собственность. И собирательствую я на свой страх и риск. Я не историк, и даже не краевед, А тут надо бы специалиста - сделать опись, составить каталог. Тут ведь не только денежная - историческая ценность безмерная. А ведь, не дай Бог что со мной - завтра всё это по ветру пойдет. А жаль. Я ведь не для себя стараюсь. Тут много крутится жулья - только подайся - растянут всё по пульке, по значку растянут.
  Я слушаю, и всё не могу упиться очарованием места. Спашиваю осторожно:
 -Я в раных музеях искал. У нас в районном краеведческом нет, в областном музее тоже нет. А вам , случайно, стариные чесноки не попадались?
 И Александр молча , откуда-то из-за спины извлекает и ставит передо мной эту мину средневековья. Чесноки - это вроде очень маленьких противотанковых ежей. Их разбрасывали на пути конницы. И как ни кинь - эта штуковина всегда одним шипом торчит кверху. Конь наступал копытом - и тут же выбывал из строя.Кованая штуковина, еще со време Мамая...
Пока мы разговаривали - заглянул помощник Александра. Сказал, что машину мою починил. Расстались с хранителем музея мы , надеюсь, друзьями. Конечно, я заеду к нему еще не раз. Обязательно передам в музей на
обочине те предметы старины, которые у меня есть и могут заинтересовать Александра.

На снимке: * хранитель музея на обочине Александ по стариному телефону передат привет музе истории Клио.
* Из собрания вещей и оружия.


Рецензии