Оперуполномоченный

  Представляю отрывок из очередной истории о Трисоне. Это шестая книга. 

Первая книга: "Радуга для друга"

2. "Формула добра"

3. Фукусима"

4. День надежды (В авторской версии "Поводырь для олигарха")

5. "Остров везения"

Все книги в любом формате можно найти здесь:  http://www.litres.ru/mihail-samarskiy/

               


                Пролог

     Ты помнишь, дорогой читатель, сколько раз я попадал в кутузку? То с бомжом сидел в одной клетке, то бандиты меня похитили и в сарай упрятали, еле ноги унёс, то полицейские в какой-то чулан запихнули, это когда меня обвинили в краже колбасы из супермаркета. Эх! Да что кутузка, если мне даже одно время на цепи пришлось посидеть. Кстати, за границей меня сия участь тоже не миновала – арестовали, как бездомную собаку,  – там я и вовсе думал, что живым уже не выйду.

     Поневоле вспомнишь своего самого первого подопечного, слепого старика Ивана Савельевича, тот частенько говорил: от сумы и тюрьмы не зарекайся. Следуя мудрому совету, я уж давно не зарекаюсь, понял, что в жизни может случиться всякое. Но была у старика ещё одна поговорка, она, наверное, в жизни самая главная – «Никогда не сдавайся!». Вот она-то меня и спасала всегда, я никогда не паникую, стою до конца, зная, что правда на моей стороне. Я ведь честный пёс и ничего противоправного никогда не делаю. Моя профессия - поводырь, а основная моя обязанность - помогать людям. И вы знаете, я открыл очень важный житейский закон: если плохих поступков не совершаешь, всегда найдётся тот, кто тебе в трудную минуту поможет. Вот с этим убеждением и живу.

     Чтобы я сам работал в полиции, извините, такое мне даже во сне не могло присниться. Спасателем был, пожарным был, сторожем работал, одно время даже  побирушкой пришлось подрабатывать. Но вот какая история со мной приключилась!

     Ладно, как обычно, рассказываю, всё по порядку.
 
     Академик Василий Михайлович после моего возвращения с острова Кау-вонг* слёг и совсем перестал выходить на улицу. Родственники, недолго думая, передали меня обратно в Школу по подготовке собак-поводырей.
_____________________________________________________
*Повесть «Остров везения». М.: Эксмо, 2014

     Если вы вдруг забыли, напомню: собака-поводырь, у кого бы она ни работала, является собственностью Школы - таков порядок. Представители школы, кстати, могут в любой момент приехать к слепому человеку с проверкой. Дескать, как тут наш воспитанник поживает? Дело в том, что собаку-поводыря выдают незрячему бесплатно, предварительно обучив человека всяким премудростям, как правильно обращаться с нами, как  кормить, ухаживать и так далее.

     Собака-поводырь – это не только средство реабилитации, это ещё и большая ответственность. И это правильно – я ведь по приходу домой сам с себя не смогу снять, например, шлейку, вычесать себя, искупать, накормить. Несмотря на свой недуг, слепой человек должен всё это делать сам. Вот инспекторы из Школы по подготовке поводырей время от времени и проверяют, как и в каких условия живёт их собака. Конечно, в основном нашему брату жаловаться не приходится, многие наши подопечные относятся к своим обязанностям очень хорошо и ответственно, но, к сожалению, бывают и досадные исключения. Причём, я знаю об этом не понаслышке, сам такого в жизни натерпелся, ой-ой-ой! Впрочем, обо всех моих приключениях вы можете узнать из предыдущих историй. Почаще заходите в книжный магазин и спрашивайте книги из серии «Приключения необыкновенной собаки».

     Словом, вскоре после возвращения в альма-матер у меня появился новый кандидат в подопечные. Такой, знаете, серьёзный мужчина, бывший полицейский, хотя, справедливости ради, нужно сказать, полицейским он и не успел поработать, поскольку вышел на пенсию ещё задолго до всех этих реформ с названиями. Так что правильно его называть бывшим милиционером.  Елисеев Андрей Максимович  - дослужился до подполковника, имеет много наград, даже орден есть. Со слов его сына (а он сопровождал подопечного в нашу школу) отец его настоящий герой.
 
     Самое интересное, что Андрей Максимович не стал исключением среди незрячих людей. Он, как и все его собратья по недугу, любил поговорить со мной. И столько нарассказывал удивительных и захватывающих историй, что мне просто грех не поделиться с вами, мои дорогие читатели. Но с вашего позволения, к его рассказам, как всегда, я прикладываю и свои.


     Глава 1

     Всё дело в том, что сын моего подопечного, Максим Елисеев, пошёл по стопам отца и работал в полиции оперуполномоченным уголовного розыска. Именно это обстоятельство круто изменило мою жизнь, да и вообще, заставило взглянуть на этот мир другими глазами.

     Что вы думаете, Макс (так называют его сослуживцы) учудил? На первый взгляд, ничего особенного и сначала мне эта  идея даже понравилась. Однажды он мне говорит:

     - Трисон, я смотрю, тебе, по-моему, с моим батькой скучновато?
     Я, правда, ничего не ответил, в смысле, даже не авкнул, только пошевелил ушами. Да и что тут ответишь? У нас не принято обсуждать своих подопечных – скучно, не скучно, работай, помогай и следи, чтобы человек не вляпался в какую-нибудь нехорошую историю.
     - Не хочешь со мной на службу сходить? – продолжил Макс.
 
     «Нашёл, у кого спрашивать, я, что ли, сам могу решить этот вопрос? Спрашивай у Андрея Максимовича – он и отец твой, да и званием повыше будет. Разрешит, я с удовольствием разомну свои косточки».

      Откровенно говоря, я действительно тут залежался. В последнее время мне везёт на загородные дома. В таком доме жили и Елисеевы. Андрей Максимович в основном гулял по двору, далеко никуда не ходил, всё больше сидел на лавочке под яблоней. Однажды ему на голову свалилось яблоко. Он ойкнул, а потом, обозвав себя Ньютоном, как начал хохотать, даже я запрыгал рядом с ним от радости. А что вы думали - нам всегда передаётся настроение подопечных. Если человеку весело, то и нам хорошо. Видимо, наши сердца и впрямь связаны какой-то невидимой нитью. А по-другому и не получится. Профессия поводыря зиждется на вот таком единении человека и собаки.

         В общем, предложение его сына мне понравилось. Тогда ещё я не знал и даже не догадывался, чем всё это для меня обернётся. Но вот такая натура у собак, впрочем, как и у людей – вечно искать на свою голову (?!) приключений.
 
     Слышу, как-то вечером Максим говорит Анне Михайловне:

     - Мам, ты не говори отцу, я возьму на службу Трисона, нам нужна будет сегодня собака.
     - Ой, сынок, - всплеснула женщина руками, - ты лучше спроси у папы, не дай бог, узнает, ругаться ведь будет.
     - Мама, - сын подошёл к матери и обнял ей, - ну как он узнает? Ночью гулять пойдёт, что ли? Нет. А я завтра пораньше приеду... Ну, мам!

     Анна Михайловна ещё немного повозражала и согласилась. Заговорщики решили сделать вид, что я словно никуда из дома и не исчезал. Знал бы я тогда во что ввязываюсь, громко бы залаял, чтобы хоть как-то заинтересовать старика своим внезапным волнением. Но тогда я ещё не понял, что меня в одно мгновение переквалифицировали в розыскную собаку.

     Не стану нарушать нашу традицию  - вкратце добавлю немного истории, чтобы дальнейшие события предстали перед читателем более яркими и логичными.

     В российском уголовном розыске первые собаки появились ещё в начале XX века. Первопроходцами были две немецкие овчарки Гекса и Ферри (бедная собака, она тогда и не знала, что когда-то её именем назовут средство для мытья посуды). Но нужно отметить, что это было не только название породы, они обе действительно были родом из Германии и даже у себя на родине успели отличиться – были награждены за отвагу при поимке преступников.

      В России отважные собаки тоже показали своё умение и не раз помогали полицейским изобличать и задерживать преступников. В те времена ещё не было кинологов, а тех, кто занимался с розыскными собаками, называли агентами-дрессировщиками. Прямо как в цирке! Идея о привлечении собак в полицию пришлась по душе большим начальникам, и с 1907 года в России учреждается служба по подготовке розыскных собак в масштабе всей страны.

     Нельзя забывать имена людей-энтузиастов в любом полезном деле. У истоков создания службы розыскных собак стоял сотрудник Департамента полиции МВД Российской империи Лебедев Владимир Иванович. Он изучил специальную литературу, посетил собачьи питомники во Франции, Германии,  Швейцарии и других странах. Владимир Иванович очень удивился, побывав в питомнике Бельгийского городка Генте. Здесь полицейские собаки умели многое – они не только находили и обезвреживали преступника, но и умели, к примеру, рассеивать толпу хулиганов. Там, в Бельгии Лебедев купил двух щенков и привёз их в Санкт-Петербург.

        В начале 1908 года было создано Российское Общество поощрения применения собак к полицейской и сторожевой службе. В этом Обществе полицейских обучали приёмам дрессировки и воспитания собак, рассказывали, как правильно ухаживать за ними и как их содержать. Здесь же велась и практическая работа. Как выяснилось, в России опыта применения служебных собак в полицейской практике почти не было. На запрос Департамента полиции в губернии с мест пришли данные о наличии нескольких собак из Киева и Калуги. Да и то, эти собаки не использовались на службе, а только проходили обучение.
 
     В полиции отсутствовали квалифицированные специалисты, способные готовить собак к сыскной службе. Департамент полиции приобрёл за границей обученных полицейских собак. Новшеством активно заинтересовалась полиция Прибалтийских губерний. Там очень быстро поняли перспективность работы с розыскными собаками. 

      В Риге весьма успешно работала собака Хальт, хотя её приобрели не дрессированной и подготовили прямо при полицейском участке. Хальт за время своей службы раскрыла многие крупные хищения и не раз рисковала собственной жизнью. А в городе Липава получила известность собака Цили. Она не раз помогала полицейским в считанные часы раскрывать сложные и запутанные преступления.

        К концу 1908 года служебно-розыскные собаки работали уже во многих городах России - Санкт-Петербурге, Киеве, Риге, Ровно, Уфе и  других.

       В октябре в Петербурге прошло первое в России состязание полицейских собак по служебной выучке. В нем приняли участие пятьдесят собак из различных полицейских служб России и Германии. Чуть позже там же состоялась выставка служебных собак, на которой были представлены породы собак, наиболее пригодные к полицейской службе. Признанными были немецкая овчарка, доберман и эрдельтерьер. Заметили, лабрадора в этом списке нет. Однако моего оперуполномоченного Максима этот факт нисколько не смутил. Но, прежде чем продолжить наш рассказ, ещё чуточку истории.

     Собаки-сыщики Российской полиции всего за несколько лет существования кинологической службы заслужили блестящую репутацию. В наше время двенадцать тысяч специалистов-кинологов со служебно-розыскными собаками используются в уголовном розыске, экспертно-криминалистической и патрульно-постовой службах, вневедомственной охраны, транспортной милиции. В историю российского уголовного розыска вместе с лучшими сотрудниками должны войти по праву и их незаменимые помощники, такие как Гекса и Ферри, Хальт и Цили, и многие другие.

        Вот в такой компании собак однажды оказался и я. Может, и обо мне когда-то скажут: был, мол, такой пёс-поводырь Трисон, который за свою жизнь успел поработать  «розыскником» в полиции.

         Домой мы вернулись рано туром. Самый первый мой рабочий день, вернее, первая ночь, получилась насыщенной настолько, что, когда утром из спальни вышел Андрей Максимович, я еле проснулся. Чтобы меня разбудить, моему подопечному пришлось окликнуть меня два раза, что само по себе уже невероятно.

     - Что с тобой, Трисон? – удивлённо спросил Андрей Максимович, нащупывая меня рукой.
     Признаюсь, мне так стало стыдно, что я от досады, извиняясь за такую оплошность,  даже тихонько заскулил, чем ещё больше напугал подопечного.
    - Ты часом не заболел?  - он прислонил ладонь к моему носу. – Нос, вроде, мокрый.
    - Наверное, ночью плохо спал, - вмешалась супруга, - жарко.

      «Ой, Анна Михайловна, не то слово. Очень было жарко. Максим вряд ли расскажет вам подробности, а я и хотел бы, да не смогу. Ну и работёнку ваш сынок выбрал, я всю ночь в машине провёл – то кто-то стекло в магазине разбил, то соседи подрались, то какая-то стрельба в микрорайоне слышна. Не работа, а какие-то фронтовые операции. Скажу честно, я не из пугливых собак, но что-то мне перехотелось в следующий раз  ехать с Максимом на службу…»

       Ловлю себя на мысли: как-то я неправильно рассуждаю. Что значит, «ну и работёнку ваш сынок выбрал»? Вечно я что-нибудь ляпну (пусть даже мысленно), а потом совесть меня начинает грызть. А кто этой «работёнкой» должен заниматься? В любом случае, без неё не обойтись. Верно? И если каждый скажет, это не для меня, пусть ею другие занимаются, что произойдёт? Преступники, воры, хулиганы достанут ведь всех.  Они как тараканы повылазят из всех щелей и основательно испортят нашу мирную жизнь. Сегодня ночью один из коллег Максима рассказывал, как где-то в Европе на сутки забастовали полицейские, просто разом не вышли на службу и всё. И что вы думаете? Количество краж из магазинов за одну только ночь увеличилось в несколько раз.

        Нет, без полиции нельзя. Зря я так отозвался о решении Максима пойти по стопам отца. Молодец парень! Всё верно сделал.

     - Ну, спи, дорогой, - продолжил Андрей Максимович, - не буду тебя тревожить.
       «А вот за это спасибо, я долго не буду вылёживаться, час-другой вздремну и приступлю к своим поводырским обязанностям».


Рецензии