Человек и одиночество, или один на один с собою!

Решила написать статью про одиночество. С этим ощущением, наверняка, знакомо множество людей. У любого человека наступает момент, когда его всецело поглощает чувство одиночества.

Когда-то мне попался на глаза афоризм известного украинского актера Богдана Ступки: «Когда тебе нужна поддержка, ты становишься никому не нужным. На самом деле, ты и до этого никому не был нужен, просто почувствовал это только тогда, когда тебе стала нужна поддержка.»

Прочитав это, мне стало как –то и грустно и смешно… Почему же человек ощущает себя столь одиноким?

И является ли грусть и одиночество исключительно негативными состояниями для человека?

Об одиночестве, его природе и причинах возникновения этого состояния  написано множество психологических исследованей, статей и научных работ. Сегодня мне бы хотелось поговорить о состоянии одиночества с точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

одиночество души

Одиночество как отсутствие эмоциональной связи

Люди, которые часто ощущают себя одинокими  - это звуковики и зрительники. Но причины ощущения одиночества у них совершенно разные. Для человека со зрительным вектором одиночество – это отсутствие эмоциональной связи с любимым и дорогим человеком. Возникает такое ощущение не случайно. Как, известно, люди со зрительным вектором боятся одиночества. Для них оно означает потерю такой необходимой эмоциональной наполненности. Эмоциональная связь с кем –либо для зрительника очень необходима.

Для зрительного ребенка первично необходимой является связь с матерью. Именно она до пубертата олицетворяет для него доброту и заботу. Делясь с ней чувствами, зрительный ребенок наполняет себя эмоционально. Он постоянно требует к себе внимания и заботы и хочет получать ее для себя.

Нехватку внимания матери он в детстве компенсирует истерикой, это его страх, который замкнут внутри, заставляет себя так вести. Если мать не дает ему должного наполнения он начинает искать другие объекты, с которыми можно создать эмоциональную связь. Ведь маленький ребенок еще не научен чувственности. Первые ростки «выхода наружу» из состояния страха в эмоциональную связь начинаются, когда он общается с игрушками, например, плюшевым мишкой.

Плюшевого мишку  так приятно обнимать, ведь он для зрительника совершенно как живой.  С ним малыш уже не в одиночестве и темная комната, в которой не видят глаза, уже не кажется такой страшной… Потеря любимого плюшевого друга для ребенка может стать большой травмой. Именно, для зрительных детей, которые страдают, потеряв любимого мишку, в Великобритании были созданы специальные агентства по розыску утерянных плюшевых игрушек. Поскольку для зрительного ребенка замена старого мишки на нового всегда будет бессмысленной, то именно для них возвращение старой игрушки может восполнить  полное одиночество, которое ребенок может ощутить без него.

В более взрослом возрасте зрительники страдают уже не от потери мишки. Чувство одиночества рождается у них в разлуке или после расставания с любимым человеком.

Именно зрительники больше всего страдают от несчастной и неразделенной любви к парню или девушке. Ведь они умеют любить больше и сильнее всех, а для остальных людей отношения строятся в основном на влечении, или же небольшой эмоциональной связи. Остальные люди просто не умеют так чувствовать и глубоко переживать состояние любви для этого у них нет соответствующих свойств и желаний.

Для каждого зрительника характерна самая большая эмоциональная амплитуда переживаний. Вот почему в состоянии влюбленности они могут чувствовать сумасшедшую эйфорию счастья или стремительно упасть во всепоглощающую тоску и одиночество. Миг счастья для зрительника может показаться целой вечностью, но в момент погружения в тоску миг одиночества становиться для него нескончаемым.

Избежать ощущения одиночества полностью, конечно, невозможно.Для человека со зрительным вектором смена его эмоциональных состояний бывает крайне важна. Ведь она позволяет ему ощущать всю полноту земной жизни в ее противоположностях. Как радость и грусть, любовь и страх, хорошие и плохие запахи. Но если в состоянии эйфории и радости человек со зрительным вектором будет готов делиться своей радостью с окружающими, то он не так быстро сможет впасть в тоску. Тоска для зрительника – это негативное состояние. Позитивным «нижним» состоянием относительно радости можно назвать грусть. Грусть – это естественное чувство, как противоположность от радости. Если бы зрительник не ощущал грусти, то и радость была бы чуждым состоянием для него.

люблю одиночество



Экзестенциальное одиночество – сознательный выбор звуковика

Для человека со звуковым вектором одиночество является естественным состоянием. Когда-то звуковик был ночным охранником стаи. Такая роль заставляла его вслушиваться в ночную саванну. Там было темно и тихо. Естественно, что видовая роль предполагала охрану стаи в одиночестве. Звуковик первым отделил себя от стаи и сказал слово «Я». Позже появились и другие вопросы: «кто я?», «зачем я живу на земле?», «в чем смысл жизни?»

Для  звуковика эти вопросы могут быть бессознательными или вполне осознанными, все зависит от темперамента и способа наполнения нехваток.  Сознательно звуковик может для себя сказать «мне плохо, потому что я не знаю смысла жизни, я хочу понять кто я и зачем я.» Это его сознательное намерение, вербализованное желание что-то отыскать. Так извечный звуковой вопрос может двигать человека на поиски смысла через воплощение в профессии либо хобби.

Вслушиваясь в звуки ночной саванны, звуковик, ночной охранник стаи, сосредотачивался на звуках снаружи  и тем самым сосредотачивался на себе. Он всегда на подсознательном уровне где-то внутри ощущает величие Вселенной и себя песчинкой по сравнению с ней… Отсюда и чувство одиночества … как частицы большого замысла, с которым невозможно найти связь скрытую глубоко в безсознательном. Его манит далекий млечный путь, в котором он ищет ответы на загадки мироздания. Он ведь знает внутри себя, что если звезды зажигаются – значит это кому - нибудь нужно.

В системно-векторной психологии любого человека со звуковым вектором называют интровертом. Глубокое сосредоточение на себе делает его рассеяным. Часто он не может вовремя ответить на вопрос, потому, что слишком погружен в свои мысли и, чтоб «выйти наружу» ему необходимо время. Чтоб его не считали недоразвитым, он защищается от замедленной внешней реакции переспрашивая вопрос. Или уточняя: «Это Вы мне?».

В состоянии депрессии звуковик не получает наполнения своих нехваток. Поэтому он часто страдает от ненаполненности жизни смыслом. Избавление от страданий он ошибочно видит в прекращении жизни собственного тела, которое, как ему кажется, приносит душевные страдания, являясь препятствием в постижении тайн вечности.

Но сознательное одиночество для себя может выбрать не только звуковик в состоянии депрессии. Ярким примером того как живет своим внутренним одиночеством человек можно увидеть на примере известного физика Григория Перельмана. Он настолько поглощен идеей своих открытий, что даже пресловутый миллион, который он должен был получить за подтверждение гипотезы Пуанкаре, не играет для него никакой роли.

Даже в состоянии стресса звуковик ищет уединения с самим собой. Искать уединения – это совершенно нормальное состояние для человека со звуковым вектором. Ведь излишние шумы очень влияют на его сверхчувствительное ухо, поэтому состояние одиночества для него  как бы следствие его природной потребности побыть одному.

Я тоже являюсь носительницей звукового вектора, поэтому могу сказать, что иногда люблю одиночество . Особенно потребность побыть одной проявляется после после посещения шумной вечеринки или очередного скандала дома, когда все орут и доказывают один другому свою правоту. От громкого крика у меня и раньше в прямом смысле «болели уши», но почему я так чувствовала объяснить было не возможно. После тренинга по системно-векторной психологии мне стало понятно почему я люблю одиночество, ведь оказалось, что мои уши – это сверхчувствительная эрогенная зона звуковика. Поэтому мне все время хотелось спрятаться в угол во время очередного скандала, чтоб меня никто не трогал. Еще я ненавижу, когда телевизор громко тарабанит в комнате, но кроме меня все мои странности мало кто понимает. Никто не мог понять почему я не могу заснуть, когда громко гудит вентилятор в компьютере, но чувствую необъяснимое наслаждение, когда все ложатся спать и можно побыть наедине с самим собой. В такие моменты я сосредотачиваюсь на себе и думаю о смысле жизни. Иногда так хочется выйти и узнать как это смотреть на звездное небо, которое способно спасти звуковика от любой депрессии, но выйти из дома я не могу, поэтому смотрю на окна, в которых горит свет напротив моего дома, ведь в каждом из этих окон кто-то живет, любит, страдает или скрывает свое одиночество.


Рецензии