Гл. 25А. Молодым о стариках, старикам о молодых

   В начале этой главы расположены фото некоторых известных в конце ХХ-го века киноактрис и актёров в разные  периоды их жизни – в молодости (на пике расцвета их популярности) и в зрелом (пожилом) возрасте, когда люди, как говорится, «выходят в тираж»… Случайные фото выбраны навскидку. Кто есть  (был) кто – см. Википедию. Какие бы фото ни помещать – всё равно через каждые несколько десятков лет «кумиры меняются» вместе со временем… В народных массах, кроме выдающихся исторических личностей, помнят лишь уникальных властителей дум и эмоций из области искусства, в основном комиков, вроде Чарли Чаплина. Великих трагиков прошлых лет, например, запоминают, реже… В контексте сказанного добавлю лишь, что мало снимавшаяся «проходная» симпатичная актриса И. Печерникова неплохо сыграла в фильме «Доживём до понедельника» С. Ростоцкого… Посмотрите, пожалуйста, этот фильм, кто его не видел (особенно - молодые) - не пожалеете!
   В любом случае я лично разглядываю снимки постаревших «кумиров» с некоторой грустью – время жестоко к человеку… И радуюсь редким исключением, когда  вижу постаревших, но прекрасно сохранившихся деятелей искусства…

   Все мы, к сожалению, когда-то  стареем, но за нами идёт новое, более молодое поколение. «Отцы и дети» - вечный комплекс социально-бытовых ассоциаций, постоянно присутствующий в человеческом социуме. Это - обычно констатируемое с разными оттенками понятие, часто кое-где и для кого-то – это даже проблема. Но, полагаю, в целом, это всё же  некая «неизбежная данность»…
   Подозреваю, что старики (в "широком" понятии этого слова) для многих более молодых  - совершенно другая «планета». Жители этой возрастной группы иногда представляются любопытными в общении, даже занятными и полезными (для учёбы у них) людьми. Но, в целом, - живущими своей («другой») жизнью, кажущейся часто очень скучной и однообразной… Старики для многих молодых кажутся, естественно, старомодными, излишне назидательными и совершенно не «креативными», часто  бестолковыми и занудными… Замедленность реакций (любых – физических или умственных) - неотъемлемая черта поведения стариков. Как, иногда, также нетерпеливость и вспыльчивость.

   Немногим из молодых хватает ума и такта относиться снисходительно и не осуждать (даже на уровне подсознания) пожилых за их приверженность своим привычкам, манерам, интересам и стилю жизни… Для многих молодых старые  люди в быту - это неизбежное неудобство и обуза, с которыми приходится иметь дело, считаться и справляться  в меру своей порядочности и человечности, чувства долга, наконец…

   Будучи на 83-м десятке своей жизни, пытаюсь «проецировать» свое отношение в молодости к людям старшего поколения – моего нынешнего возраста. Действительно, всё так и было (как и сейчас), хотя моя юность и молодость протекали вне «возрастного» окружения как это имеет место, например, в родовых общинах кавказских народов, где живут вместе большими семьями и особо чтут стариков. Существуют даже некий их «культ», реальное уважение и почитание. Последнее – общеизвестно, и я сам неоднократно наблюдал на Кавказе в горных аулах подобное отношение к старости… Но я ещё в молодые годы оторвался от «родовых корней», уехал от всей родни на Дальний Восток, где многие десятилетия жил и работал в окружении относительно молодых людей…

   Немногие в старости сохраняют «свежесть восприятия» окружающего, остроту, логичность и  последовательность мышления. Это, чаще, люди, увлечённые какой-либо творческой деятельностью и/либо поглощённые великой целью, «захватившей» их целиком… Это счастливые люди!
   Я осмеливаюсь считать себя тоже немного «счастливым» человеком, ибо практически всю жизнь занимался тем, что мне нравилось, и – несмотря на нынешнюю болезнь и физическую немощь (см. в сборнике «Продолжение 1» гл. 50-ю «Уходящая натура. Небходимое предисловие») – на 83-м году жизни Господь  дарует мне ещё некоторую память, интерес к жизни, и относительно активное её восприятие…

   Вспоминается, как я, будучи ещё студентом, как-то случайно во Львове в парке Высокий Замок (район, где я недалеко жил) разговорился с одним «старым» - по моим тогдашним понятиям – человеком (лет за 60). Это был прилично одетый интеллигентный моложавый старик (похоже - бывший учитель или, в общем, «некий работник умственного труда»). Коснувшись в разговоре какого-то вопроса «высокой политики», я, демонстрируя в разговоре о войнах, некую «эрудицию», упомянул французского политического и государственного деятеля, премьер-министра Франции в годы 1-й Мировой войны Клемансо, который за жёсткий характер и непримиримость к политическим противникам получил прозвище «le Tigre» («Тигр»). Поскольку он носил к тому же усы, я считал, что этот атрибут играл главную роль в его прозвище. Мой визави – типичный «пикейный жилет» -, поправив меня, очень удивился, что я слыхал об этом историческом персонаже. «Как, Вы, молодой человек, знаете, кто был такой Жорж Клемансо!?» - несколько раз повторял он. И всё рассказывал мне про свою молодость. Шёл 1953-й год. Он жил в «своём времени» - эпохе начала ХХ-го века и 1-й Мировой войны. Времена после Великой Отечественной войны 1941-45 гг. были ему уже не так интересны. Многое путал. Мне многие его истории казались «страшным анахронизмом»…

   Конечно, в «обывательской» среде при нынешних успехах СМИ и совремённых компьютеризированных способах общения, не все старые люди «эрудированны», как молодые… Им труднее жить в совремённом мире.
   В большинстве своём они прожили нелёгкую жизнь, пережили войну и послевоенные невзгоды. Какой «ерундой» они бы ни занимались – огородничеством, разведением кактусов, выпиливанием лобзиком, любым – даже странным – коллекционированием - хоть ночных горшков – поощряйте их! Возрастные «издержки» в поведении – ворчливость («раньше всё было лучше!») - часто вызваны профессиональной и бытовой невостребованностью, неизбежным с возрастом сокращением и/или лишением привычного круга общения и занятий – «сокращением степеней свободы». Многих элементарно подводит память, влияют болезни, провоцирующие «заторможенность» реакций и т. п. 

   Посему, молодые люди, пожалуйста, относитесь к таким людям терпимее и уважительнее. Их, того не желая, легко обидеть – лёгкой насмешкой, неудачной шуткой или просто невниманием… Они не виноваты, что стали такими.
   Хорошие (и умные!) дети и внуки помогут придумать, чем необременительно занять своих стариков и не будут лишать их какого-либо посильного рода деятельности (даже, на первый взгляд, не очень нужной или даже бесполезной). Это займёт их ум, внимание и время. Поэтому, детки и внуки (скажу «по секрету»), помогайте (придумывайте) своим старикам – если они сами не смогут найти – какую-либо несложную «заботку», которая бы их увлекла. Вам же легче будет! Всё это – кроме, естественно, ухода за малыми детьми (внуками), когда у «бабушек-дедушек» ещё имеются силы и желание…
   Почаще благодарите их за советы и – даже, если они не нужные, - дайте понять, что они вам помогают (пусть это и не так!)… За любое сделанное ими полезное дело – хвалите и поощряйте!
   И, главное, - будьте со стариками терпеливыми и выдержанными, хотя иногда с ними бывает труднее, чем с малыми детьми… И, когда вы доживёте до их возраста, вы многое поймёте лучше. И Господь возблагодарит вас за это!

   Теперь, наоборот, послушаем немного мнения «ворчливых стариков» о молодых.
   «Наша молодежь любит роскошь, она плохо воспитана, насмехается над начальством, не уважает стариков, перечит родителям. Наши дети стали просто тиранами.”
   «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет завтра в свои руки бразды правления. Эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.»
   «Наша молодежь растлена до глубины души, она никогда не будет похожа на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сможет сохранить нашу культуру.»
   «Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не далек.”
 Согласны ли вы с такой характеристикой молодежи?
 Парадокс в том, что первое высказывание принадлежит философу Сократу, жившему в 400-м году до Рождества Христова (Р. Х.).  Второе – древнегреческому поэту Гесиоду, 720 лет до Р.Х.  Третье найдено в глиняном горшке, 3000 лет хранившемся в развалинах Вавилона.  Последнее – египетскому жрецу. Свитку папируса с этой надписью около 4000 лет.

   Поэтому, «перенесясь» в нынешнее время, увидим, что и нынешние старики часто пребывают в таком же критическом запале в своём недовольстве молодёжью (особенно – городской) за ёё якобы (возможно) избыточный рационализм и расчётливость, полное отсутствие «наивного романтизма», часто заменённого «холодным эгоизмом», растущую «отстранённость» от семейных обязанностей, привязанностей и традиций… А также часто общественно-бытовую «оторванность» от духовного наследия предков, общую «фрагментацию» - «измельчение» устремлений и чувств…

   Верно ли это? Думаю – нет. Могу лишь повторить слова Цицерона «Каждому возрасту присущи свои особенности»… И добавить ниже некоторые другие суждения известных и неглупых людей, подтверждающие его слова.
   Беспредельная надежда и энтузиазм — главное богатство молодежи (Тагор Р.)
   Из молодых людей лучше те, которые краснеют, а не те, которые бледнеют. (Катон)
   Старики всему верят, люди средних лет всех подозревают, молодые всё знают. (Уайльд О.)
   
   Так уж положено: молодость веселится, старость бранится.( Дюма А. отец)
   Молодость — заблуждение, зрелый возраст — борьба, старость — сожаление.
(Плиний Младший)
   С точки зрения молодости жизнь есть бесконечно долгое будущее; с точки зрения старости — очень короткое прошлое. (Шопенгауэр А.)
   Пользуйся юностью; жизнь быстро проходит: последующие радости не будут столь же прекрасны, как первые. (Овидий)
   Юность — время отваги. (Стендаль)
   Легкомыслие свойственно цветущему возрасту. (Цицерон)
   Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов. (Руссо Ж. Ж)
   
   В заключение с «высоты» своего возраста призываю: «господа старики»! Будьте внимательны к молодёжи и снисходительны к её кажущимся (временным) недостаткам: несобранности, импульсивности и душевной «расхристанности». Также, как и к её кажущейся «наглости» и максимализму, инфантилизму и непоследовательности - элементарной телесной и душевной лени… Всё со временем образуется - «Всё проходит» - сказал Екклезиаст…  Ибо, как гласит немецкая поговорка, «молодость - не ошибка, старость - не заслуга». На этом и заканчиваю главу. Может быть сказанное выше кому-нибудь да пригодится...
   
   


Рецензии