Самая короткая пьеса

Мы, конечно, служили, я в стройбате, Пашка в погранвойсках. И вот как-то раз 23 февраля мы с Гутионтовым отмечали вдвоем. Выпивка заканчивалась. В тоске и мраке обратились к литературе. Любимая книга («И.В.Сталин. Краткая биография») сама собой распахнулась на 55-й странице. И мы с изумлением прочитали: «23 февраля 1913 года Сталин был арестован на вечеринке, устроенной Петербургским комитетом большевиков в зале Калашниковской биржи. На этот раз царское правительство высылает Сталина в Туруханский край...» Такого не бывает, подумали мы. Жизнь сразу приобрела недостающую осмысленность. Откуда-то нашлись деньги. Годовщина наполняла оптимизмом. Хотелось уверенно смотреть в будущее. Короче, сходили еще. А потом стали разыгрывать сюжет. Так и родилась эта пьеса.

АРЕСТ ВОЖДЯ
трагедия поколения

СТАЛИН - мужчина 34 лет, большевик
ЖАНДАРМ ПРОГНИВШЕГО РЕЖИМА - городовой Сидоров Василеостровской части.
КАПЛАН - пьяная женщина
Официанты, спящие большевики, публика .

23 февраля 1913 года, разгул реакции. Санкт-Петербург. Зал ресторана товарной биржи. Среди публики бродит пьяная женщина Каплан, вглядываясь в лица отдыхающих. За отдельным столиком привольно расположились большевики, члены Петербургского комитета РСДРП. Четверо спят, уронив головы в тарелки. Один курит папиросу «Герцеговина Флор», непрестанно оглядываясь. Это Сталин. Заметно, что Сталина раздражает и обстановка, и публика: маклеры биржи, финансовые воротилы, репортеры газет, проститутки, евреи.

СТАЛИН (гасит папиросу о лоб спящего Троцкого, встает, выпивает) :
Й-эх!.. Где же ты, моя Сулико?
ПУБЛИКА (вразнобой, но отчетливо):
Ну, сколько же можно, ёптыть...
СТАЛИН (стягивает со стола скатерть вместе с посудой):
Мерзкие ублюдки! Шакальи дети! Сволочи! Все жрёте? Все пьете? А дети рабочих голодают!
ЖАНДАРМ (подойдя к столику):
Извиняюсь, господин Джугашвили! Что же вы такое говорите, воля ваша! Третьего дня Путилов рабочим снова надбавку дал. Дети всю телятину в лавке разобрали.
СТАЛИН:
Врешь, царский прихвостень! Пошёл отсюда вон!
ЖАНДАРМ (обиженно):
Ну, зачем вы так? Вон эсеры сидят, портвейн пьют. Вон кадеты с осетриною. Даже Пуришкевич не буянит. А с вами, большевиками, просто беда.
СТАЛИН:
Беда, говоришь, морда жидовская? Это еще не беда. Вот возьмем власть, будем вас, как кроликов, на части рвать и кровь пить!
ЖАНДАРМ:
Дык это когда еще возьмете, ваше благородие, - через четыре года только! А покамест, глядите, сколько посуды набили. И сами пребываете в полном непотребстве поведения. Срам да и только. И с жидовской мордой не правы, готов свидетельство предъявить...
СТАЛИН (замахивается фужером):
А я вот тебе, гад, еще и морду сейчас набью!
ЖАНДАРМ (отшатываясь и закрываясь рукой):
Вы, господин Джугашвили, пьяны совершенно. Вспомните хотя бы, где живете, я хоть насчет саней распоряжусь.
СТАЛИН:
Сани?!. Да будь со мной наган, я бы тебя, барбос вонючий, на месте пристрелил!
ЖАНДАРМ (после свистка):
В таком случае, вы арестованы! Прошу следовать в околоток!
СТАЛИН (задумчиво, в зал, проникновенно):
Что же это, ****ь, за ресторан, что за страна такая?! Как ни придешь закусить, так тебя и в кандалы. Четвертый раз арестовывают. А, спрашивается: за что? (медленно засучивает рукава)
КАПЛАН (подходя к столику, подслеповато):
П-простите, т-товарища Ленина не видели?..
Гаснет свет, слышны женские взвизги, шум падающих тел, грязные ругательства прожигателей жизни, свистки, звон жандармских шпор.
Занавес.


Рецензии