Синдром неофита

Неофит — (от греческого neophytos новообращенный, буквально молодая поросль), 1) новый приверженец какой либо религии. 2) Новый сторонник какого-либо учения или общественного движения; новичок в чем-либо.

          Интересно посмотреть на того, кто придумал это слово – неофит. Звучит как ругательство… Что – то вроде: «ну ты и неофит!» или с подозрением: «а не неофит ли ты?». Спросила у девочки десяти лет, как она думает, что такое «неофит». "Это,- говорит,- камень такой красивый". Когда ей объяснили, что понятие относится к человеку, сказала: «значит это болезнь». Ну да, ассоциативный ряд понятен – бронхит, дифтерит, стоматит, менингит…
Симптомы неофитства известны всем (даже им самим).
У нас это слово как то сразу всем не понравилось и не хотело приживаться. Понятно, что в домашних условиях не хочется терпеть то, что не хочется терпеть, поэтому в своем быту мы ввели для обозначения неофита новое понятие – шибко (или глубоко) православный.
   
    Мы копируем форму, упуская содержание. Не имея опытного духовного руководства, принимаем внешнюю оболочку за христианство подлинное. Впрочем, внешнее нами же и придумано. В своем воображении выстраиваем модель православного человека. Например:
    Неофит знает, каким должен быть настоящий монах: наш герой угрюмо молчалив; всегда с четками; если и что говорит, кроме молитв, то пророчества;  желательно худ. Священник должен быть нищим, многодетным или монахом; а дети опрятными, скромными, послушными, трудолюбивыми, умиленно молящимися и знающими жития святых. Женщина, (О!) это особая тема, должна быть… не хочется повторяться, см. про священника и детей, а еще - юбка «в пол», отсутствие макияжа и маникюра, длинная коса. Упуская детали, православная семья посещает службы, не смотрит телевизор, ведет предельно аскетическую жизнь. К себе неофит так же беспощаден, как и к окружающим, любое несоответствие воспринимается как великий грех. Сам он эти грехи исповедует часами, плачет о них, любуясь своим «истинным покаянием». Вот и все! Готов великий подвижник. Однажды замечает, что по его молитвам, о горе, не исцеляются и, более того, жизнь дает сбои. Дети перестают слушаться, плохо учатся... Потом депрессия.
   Духовный руководитель, как правило, объясняет происходящее, тем, что на подвижников всегда через близких действуют бесы. И вот, разочаровавшись, наш неофит уходит из церкви. Куда? Иногда в раскол, секту, на поиски другого «настоящего» старца; иногда становится непримиримым скептиком. Этаким правдолюбцем, громко критикующим пороки церкви. Порой такое отречение затягивается на долгие годы. Как блудный сын - побитый, но живой, он возвращается и уходит снова. Действие напоминает хроническое заболевание…  Но бывает и печальней.

Притча «Три молитвы»
    Молились женщины: одна, другая, третья,
И мимо каждой проходил Иисус Христос.
На все вопросы первой Он ответил
И осушил глаза ее от слез.

Он говорил с ней долго, нежно, мягко,
Он улыбался ей и утешал,
Он ждал, когда наполнится надеждой
Молящаяся женская душа.

Вот с женщиной второй Христос встал рядом
И положил ей руку на плечо,
Одобрил ласковым ее Он взглядом,
Когда она молилась горячо.

А третья женщина склонилась низко-низко,
Слова слетали тихо с ее уст,
Но к ней не подошел Спаситель близко,
Не вымолвил ни слова Иисус.

На три молитвы дал Он три ответа,
Для каждой женщины ответ был свой.
Одной душе досталось много света,
Другой – чуть меньше, третьей – ничего.

О, мой Господь! Мне не понятно,
Ты на молитву третьей промолчал.
Любовь не может быть лицеприятной,
Ты Бог любви, и Ты не отвечал.

Иисус открыл мне то, что тайной было:
«Когда молилась первая душа,
Я должен был умножить ее силы,
Чтобы она могла свой путь свершать.

Должны окрепнуть крылья ее веры,
Чтобы могла взлететь под небеса,
Я должен быть с душою первой,
С ней много говорить, смотреть в глаза.

Душе другой еще нужна опора,
Но вера этой женщины сильна.
Достаточно ей ласкового взора,
И знаю, что поймет Меня она.

А третья женщина – мы с ней давно знакомы,
Преграды никакой меж нами нет.
И дом ее давно Моим стал домом,
Она всецело доверяет Мне.

Душа прошла чрез испытаний школу,
Я труд любой доверить ей готов.
Я провожу ее путем тяжелым,
Я с ней бываю мягок и суров.

Она теперь нисколько не смутится
И в час тяжелый духом не падет.
Но будет верить, верить и молиться,
Ни слов, ни взгляда Моего не ждет.

Моя любовь дороже слов и взглядов,
Несет благословение она.
И тот, кто стал однажды Божьим чадом,
Научится Мне доверять сполна.

И ты доверься Мне, - сказал Учитель,-
Когда Я говорю, когда молчу».
О, мой Господь, мой Пастырь, мой Спаситель,
Все поняла, я третьей быть хочу! 
                Светлана Копылова

   Прекрасная притча, где все правильно и созвучно нашему сердцу.
Вот и наш неофит, (далее из опыта близких и своего…) хочет быть «третьей». Мы все этого хотим, НО (!!!)
 не получая ответ, как «первая», утешение как «вторая», автоматически причисляешь себя к «третьей». Все симптомы указывают на твою «избранность»! тут уж все можно подогнать: и болезни, и проблемы с родными и другие скорби и печали. Да и, казалось бы, живешь праведно, не грешишь, ходишь регулярно в храм, исповедуешься (и как!), причащаешься, а изменений нет. А молишься то, МОЛИШЬСЯ то как…!
    У меня этот период продолжался несколько месяцев. Так случилось, что я напросилась в духовные чада к человеку очень занятому. Регулярно исповедоваться не получалось, а уж тем более не было возможности спросить о своем внутреннем становлении. Я объясняла это волей Божией и необходимостью смирения. Довольствовалась прослушиванием проповедей и чтением духовных книг. Очень просто: скорби за грехи переносить со смирением, никого не осуждать, молиться горячо. Вот и все! Мой духовник на проповедях регулярно призывал всех к горячей молитве («хотя бы одна слеза»). Надо сказать, что в этом я преуспела. Слезы умиления текли рекой при одной мысли о Боге. И если моя молитва не была услышана, то только потому, что я «третья». Ну и заслуженная награда – особая благодать. Вот они – крылья! Я их почти ощущаю. 
Кому - либо рассказать о чудесах, совершающихся со мной, я не решалась (и слава Богу). Осознавала, что человек, не испытавший этого и не имеющий достаточного духовного опыта вряд ли даст правильный совет. Так и жила, наслаждаясь своим «даром молитвы», ну и другими не такими яркими, но, все-таки, «дарами». На людей смотрела с жалостью и любовью, искренне печалясь, что они еще не познали света.
   Конечно, если быть совсем откровенной, голос совести порой прорывался к разуму. Звучал он как – то тоненько: «…а что, если это ПРЕЛЕСТЬ?...», но другой вопль громогласно перебивал: «Ха-Ха, какая может быть прелесть при ТАКОМ истинном покаянии и сокрушении о своих грехах!» – и, потише: «да и грехов то особых нет…»
   Что делать? Не имея возможности ни с кем посоветоваться, начала призывать Бога направить меня. Ответ был дан. Тут сделаю небольшое отступление.

   Долгое время я мечтала петь на клиросе и регулярно просилась, кстати, и молилась об этом тоже(!). Наверное, нет человека, который больше чего - либо хотел, чем я в ту пору… Регент храма, который мы посещали, всегда мне отказывала.  Логика понятна – я едва читаю ноты, никогда не занималась вокалом, а хор у нас поет, на мой непрофессиональный взгляд, великолепно… ну так и хочется вместе с ними. И вот, вдруг, как раз в период моего духовного просветления, она согласилась!
   Радости не было предела. Ура!!! И нет этого ненастья, нет пронизывающего ветра. О, какие красивые люди меня окружают! Чудесная лужа,... как жаль, что я не умею рисовать! Здравствуй кот, ты прекрасен! Зачем на меня лаешь, смешной пес, посмотри, какой сегодня удивительный день! И музыка, музыка, льющаяся отовсюду! … Что это? Ах вот ОНО – меня взяли, я завтра пою!
   С этого дня «горячая молитва» стала мне недоступна – на клиросе надо быть внимательным, даже если ты всю службу знаешь и профессиональный музыкант, а уж тем паче нам, дилетантам. Вот ведь незадача... Это оказалось сюрпризом. Стою и думаю: «Зачем просилась? Регент меня терпеть не может, молитва не идет, и уйти не могу: во-первых благословение, во-вторых петь – то хочу! Уйду - жалеть буду, не прощу себе». Прошло полгода. Мне уж и себя и Ее жалко стало. Эх, как трудно было молиться… «Господи, Ты видишь, что мне самой не справиться. Прошу Тебя, умягчи сердце р.б………… . А если это не возможно, то выведи меня отсюда». Господь услышал… Не буду описывать подробности. Было больно, непонятно и неожиданно (даром, что сама просила...).
 
   Интересно устроен мир. Иногда мы хотим чего – либо очень сильно. Кажется, что имей мы «это», и жизнь обретет другие краски, все сложится. Нам надо денег, приличную работу, общественное признание, здоровье, взаимопонимание с близкими людьми и прочая, и прочая. Просим, не получаем, ропщем и только со временем понимаем, хотя и не всегда, почему все так сложилось.
   Слава Богу за все!

   Сейчас я пою в другом храме и у меня есть духовник…

   Всем известно, что неофит любит учить. Это не удивительно. Человек творческий, горящий, искренний, ищет главное и когда, как ему кажется, находит, хочет поделиться своей радостью с другими «не просвещенными», чтобы сделать всех счастливыми, а мир лучше… это же так понятно)).
 
Наконец вопрос:  бывают ли священники неофитами?
Если да, то чему они научат? Не причинят ли вред? И не повредятся ли сами?

Отвечать не буду. Думать тоже – пусть умные думают, а я, как моя дочка, пойду лучше книжку почитаю…









Художник Dashka Alex               
               
               


Рецензии
Не во всём с Вами согласен, но.... "Мы копируем форму, упуская содержание" - Это цитата из Вашей статьи. Браво! у Вас философский склад ума. И ещё. В Бога не имеет смысла верить. Что бы мы ни понимали под определением "Бог", Он существует НЕЗАВИСИМО от нашей веры. Его нужно ИСКАТЬ. Что касается храмов, то они, конечно же, нужны, но не Богу. В конце концов, это мы производное Вселенной, а не Она производное нашего ума. Вы явно не неофит, подумайте над этим.

Вадим Чернов 2   05.01.2018 21:43     Заявить о нарушении
Благодарю от души, Вадим!
С Рождеством! Мира и света всем близким, всего хорошего, чистого, доброго.
С уважением,

Орлова Ольга 01   08.01.2018 12:09   Заявить о нарушении
Взаимно, Ольга. С Рождеством Вас и с наилучшими пожеланиями.

Вадим Чернов 2   08.01.2018 18:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.