Крымская война и Кавказская война

Крымская война (1853—1856 годы). Причина для ее начала самая что ни наесть высокая — контроль над церковью Рождества Христова в Вифлееме. И последствия этой войны для России были самые далеко идущие.
Во-первых, церковь Рождества Христова России так и не досталась.
Во-вторых, в попытке предотвратить дефолт, в 1861 году было отменено крепостное право. Крестьяне приобретали личную свободу и право выкупа земли. Бюджет, было, пополнился крестьянскими деньгами, но к 1865 году казна вновь опустела.
Пришлось продать Аляску. Если бы ее не продали, то в 1867 году нечем было бы платить жалование боевым господам офицерам и гос. чиновникам.
Госбюджет тогда надломили непосильные расходы по ведению Кавказкой войны (1817—1865 годы). Имамат Дагестана и Чечни во главе с Шамилем (тогда не Басаевым), как и сегодня, покорить не удавалось в течение полувека. Крымская война была лишь апофеозом войны Кавказской.
Лишь в результате геноцида народов западного Кавказа в 1862-65 годах, было уничтожено полтора миллиона человек, Кавказская война пошла на убыль. Убыхи были самым многочисленным народом северного Кавказа. Их столицей был город Сочи. Кто их сейчас помнит? Даже Word подчеркивает слово «убыхи» красным как не существующее.
Получившие из рук России независимость абхазы в ходе геноцида 1862-65 годов потеряли 70% своей численности.
В результате прекращения снабжения Имамата Дагестана и Чечни через черноморское побережье западного Кавказа Шамиль лишился сил и средств ведения войны и был побежден. В Сочи располагалась как столица, так и главный порт снабжения Турцией войска Шамиля вплоть до уничтожения народа убыхов. Впрочем, полностью все-таки этот народ уничтожен не был. Где-то пол миллиона представителей этого народа ныне проживают в Турции.
Остатки же населения западного Кавказа, 400 тысяч человек, главным образом адыги, покинули пределы Российской империи. Впрочем, лица кавказской национальности на западный Кавказ сегодня возвращаются, а русские оттуда уходят. В Ставропольском крае, к примеру, сегодня проживают 200 тысяч дагестанцев.
Выходцев с западного Кавказа только в Турции проживает 7,5 миллионов человек. В турецком руководстве и генералитете много (если не большинство) выходцев из народностей западного Кавказа. Сам Эрдоган, кстати, по происхождению аджарец.
В Турции численность адыгов (еще их называют черкесами) достигает 4 миллионов человек, хотя местные власти не признают их в качестве отдельной этнической общности. В Сирии живет 160.000 черкесов, в Иордании — 120.000. На исторической родине их живет всего миллион (Кабардино-Балкария — единственная северокавказская республике, где черкесы составляют большинство населения). Еще миллион их живет в арабских странах. Так что вряд ли эта страница истории перевернута. Сегодня этот вопрос подобен застарелой ране, с которой спала ветхая повязка.
Да и Турция сейчас поднимается с колен самым наглым образом. Как любит говаривать Ильхам Алиев: «Турция и Азербайджан – это единый кулак, а тот, кто встрял между нами — пусть живет в страхе». И Ильхам Алиев прав. Турки и азербайджанцы — это один народ. «Азербайджанцев» придумал Сталин, как он придумал, к примеру, молдаван (это румыны).
Впрочем, Ильхам Алиев и его окружение, замаскировавшись под тюрков, лоббируют в регионе курдские интересы, это общеизвестно. Оно и понятно, по происхождению Алиевы курды. Но когда к власти в Азербайджане придут истинные тюрки...
Численность турок и азербайджанцев примерно одинаковая — миллионов 30. Но турки — это государственно образующая нация в многонациональной Турции, а азербайджанцы разделены между ныне независимым Азербайджаном (северный Азербайджан) и северо-западными районами Ирана. Историческая столица Азербайджана, кстати, город Исфахан. Доктрина «одна нация — два государства» (которой сейчас официально придерживаются и Турция, и Азербайджан) — это дело сугубо временное и преходящее. А Движения Национального Пробуждения Южного Азербайджана (ДНПЮА) существует и ждет своего часа.
К чему это я? А к тому, что война на Кавказе для России — дело чреватое. Как, впрочем, и претензии на церковь Рождества Христова в Вифлееме.


Рецензии