Портреты сестер Чавчавадзе. Часть I

  Судьба сестер Чавчавадзе сложилась удивительно. Эти три замечательные женщины навсегда вошли в историю Грузии и России.
  Поэтому особенно интересно знать, как они выглядели, ведь их портретов и фотографий осталось совсем немного. Наиболее известные из них хранятся в грузинском музее в Зугдиди, во дворце князей Дадиани.

  Это пастели, выполненные французским художником Эмилем Франсуа Дессеном.
 О его творчестве написал Белановский Дмитрий Александрович в своей работе:
 "Портретная галерея Эмиля Франсуа Дессена ".
 
  Этот не слишком известный художник с перерывами прожил в нашем отечестве почти десять лет (1844-1854). Его живописные работы того периода разбросаны по музеям, галереям и частным коллекциям России, Грузии и Франции.
  Однако большая их часть хранится в музейных запасниках. Из-за отсутствия информации об авторе и невозможности идентифицировать лица, изображенные на портретах, можно только предполагать, кто на них изображен.

  И все же этот художник, обласканный дочерью Николая I и благодаря этому вошедший в высшие аристократические круги, интересен нам не только пастельными портретами известных лиц, но и своими мемуарами. Помимо портретов грузинской знати он оставил нам интересный портрет Идалии Полетики, который позволяет усомнится в другом ее портрете известного художника Петра Соколова. Совсем не похожа Идалия на портрете француза на ее же портрет работы известного миниатюриста.

  Буднично и неприметно она выглядит на портрете Дессена по сравнению с известной миниатюрой, представляющей ее блестящей светской красавицей.   
  В своих " Записках о путешествии на Кавказ ", переведенных на русский язык  Д.А.Белановским, художник пишет об истории создания портретов грузинской знати, в том числе и о портретах сестер Чавчавадзе.
  Нина, Екатерина и младшая Софья предстают перед нами на этих чуть наивных, но все же, если судить по сохранившимся фотографиям, имеющим несомненное портретное сходство, портретах.

  О младшей Софье в воспоминаниях художника нет упоминания. Известно лишь то, что она в то время была молодой девушкой, ей было восемнадцать лет, в то время как Нина и Екатерина были уже вполне взрослыми дамами.

   Самая известная из сестер, конечно же, Нина Чавчавадзе - Грибоедова.
 Нина известна и любима и в Грузии и в России. Ее трогательная судьба никого не может оставить равнодушным. Как пишет художник, Нина всего восемь дней успела побыть замужем, а затем ее супруг погиб. Но это не совсем так, замужем она была несколько месяцев, но осталась верна супругу на всю оставшуюся жизнь.
  " Зачем пережила тебя любовь моя...". Это ее слова, выбитые на надгробной надписи на памятнике поэта.

  Дочь Александра Гарсевановича Чавчавадзе, верная супруга Александра Сергеевича Грибоедова, Нина Александровна Чавчавадзе родилась в 1812 году и прожила около 45 лет. Всю жизнь она носила траур по убитому мужу и оплакивала его смерть. Ее называли «Черной розой Тифлиса», поскольку она появлялась в свете после смерти мужа только в черных туалетах, пусть роскошных, заказанных в Париже, но обязательно темных.

  Подчеркнем это обстоятельство, поскольку становится непонятным, почему считается, что на одной из пастелей, выполненных в 1851 году, она изображена французским художником Эмилем Франсуа Дессеном в легком голубом платье, с венком цветов на голове. Может быть, Нина одевалась в черное только для выхода в свет, а в домашней обстановке носила другие платья? Но немного смущает еще и слишком юный, на мой взгляд, возраст модели.

  Про этот ее известнейший портрет пишут иногда, что это изображение Нины в юности. Но Нина родилась в 1812 году, а написана эта пастель в 1851 году, когда Эмиль Франсуа Дессен ВПЕРВЫЕ посетил Кавказ, о чем он сам потом напишет в своих знаменитых мемуарах. А Нине было тогда не много не мало, а тридцать девять лет. По тому времени это уже далеко не юный возраст... Чтобы не быть голословной, я приведу здесь воспоминания самого художника о встрече с Ниной Грибоедовой.

  Вот как пишет Эмиль Франсуа Дессен о знакомстве с Ниной Чавчавадзе-Грибоедовой в своих "Записках о Кавказе":
" Путешествие в Цинандали."
***
  Знакомство с Ниной Чавчавадзе.
  Вечером следующего дня мы прибыли в Цинандали. Это небольшое красивое поместье (по местным меркам — целый замок) современной постройки, расположенное на вершине горы. Слева от него находится хозяйственный корпус, а перед фасадом здания — широкая площадь. Как мы и ожидали, нам был оказан радушный прием. Шум нашего экипажа, ехавшего по выложенной камнями подъездной дороге, предупредил о нашем появлении, и все благородные обитатели дворца вышли навстречу нам на террасу.
  Нет слов, чтобы описать это восхитительное общество! Прежде всего, княгиня Анна Чавчавадзе, которая слывет за женщину, имеющую самые чудные глаза во всей Грузии, и ее прелестная сестра мадам Грибоедова, в девичестве Чавчавадзе, ставшая вдовой через восемь дней после свадьбы с русским послом, задушенным в Персии. Несмотря на то что ей уже за тридцать, она продолжает оставаться одной из первых красавиц страны. Добавьте сюда ту приветливость и ласковость, которыми природа так щедро наделяет некоторых женщин.
***
  Каждый день пребывания доставлял не только удовольствие, но и способствовал все большей близости между нами. По утрам, до завтрака, мы занимались верховой ездой; дамы, встав спозаранку, присоединялись к нам. Княгиня Варвара искусно ездила верхом, демонстрируя самые отчаянные виражи, однако чувство тревоги за нее не покидало нас ни на минуту. Возвратившись в имение, мы рассаживались за столом. После завтрака, чтобы не терять времени даром, я приступал к работе над портретами, выполненными на фоне пейзажей парка.***"

  Из воспоминаний истинно галантного француза мы видим, что он отдает должное красоте и обаянию Нины, но все же отмечает ее возраст. А также видим и то, что свои портреты он писал с натуры.
  Эмиль Дессен написал несколько пастелей. Среди них есть портрет Екатерины
Чавчавадзе и еще одна пастель, которая тоже считается портретом Нины Чавчавадзе в темно-коричневом платье. Она написана в том же 1851 году.
  По цвету платья этот портрет больше подходит для изображения Нины.

  Но по моему мнению, он похож на фотографическое изображение Софьи, младшей сестры Нины.
  Юная Софья, младшая сестра Нины и Екатерины, родилась в 1833 году и была младше Нины на 21 год. В 1851 году ей было всего 18 лет.

  Нина умерла совсем молодой в 1857 году во время эпидемии холеры.
  Ей было сорок пять лет. Софья намного пережила свою знаменитую сестру.
  Но и у нее была интересная жизнь, о которой я напишу позже.

  Из портретов француза Дессена самым похожим мне кажется портрет Екатерины, средней сестры.
  На одной из его пастелей ,выполненных все в том же 1851 году и хранящихся в Зугдиди в Грузии, изображена Екатерина Чавчавадзе.
 Екатерина Александровна Чавчавадзе появилась на свет в 1816 году. Была женой владетельного князя Мегрелии Давида I Дадиани.
 Ее портрет отличается несомненным сходством, особенно если сравнить его с портретом известного придворного художника Винтерхальтера. Ее прекрасные голубые глаза были воспеты Михаилом Лермонтовым, служившим на Кавказе и  лично знакомым с сестрами. 
 В 1851 году ей было 35 лет, что вполне соответствует возрасту  модели, изображенной на портрете Дессена.

  А вот теперь настала пора рассказать и о Софье, хотя она и не упоминается как модель художника.
  О ней известно меньше, чем о других сестрах. И все же и ее история сложилась не менее удивительно.
  Софья Александровна Чавчавадзе (1833-1862) – младшая дочь Александра Гарсевановича и Саломеи Ивановны. Была замужем за бароном А.П.Николаи, министром народного просвещения.
  Молодой девушкой на портрете Дессена вполне могла быть восемнадцатилетняя Софья, хотя о ней он ничего и не пишет. Но Эмиль Франсуа Дессен иногда путает степень родства грузинской знати. Так, он пишет, что Нина Чавчавадзе-Грибоедова была сестрой Анны Чавчавадзе, в то время, как она была ее невесткой.

  Дессен писал портреты многих знатных молодых грузинских девушек, но о портрете Софьи его работы сведений нет. Но кое-что предположить можно, следуя его записям.

  Вот как описывает художник свое пребывание в высшем грузинском обществе:
"***
Тифлис. Дворец князя Воронцова

  На следующий день, приведя себя в порядок и одевшись, мы отправились с визитами к родственникам князя, которые, разумеется, были самыми знатными людьми столицы. Сестры, дядья, кузены и кузины принца с нетерпением ожидали нас, везде нас принимали с исключительным радушием. Я не берусь перечислить то несметное количество блюд и вин, которыми нас потчевали, наконец-то мы от души разговелись после столь длительного воздержания! Но, пожалуй, самым примечательным здесь было светское общество, в котором я оказался.
  Я во все глаза разглядывал прелестных грузинок, родственниц моего попутчика, с которыми я непременно желал поближе познакомиться. С этого момента дни превратились в череду наслаждений, не успевало кончиться одно застолье, как начиналось другое.
  Между тем надо было подумать и об официальных визитах, которые, как известно, всегда откладываются на потом, так как они менее занимательны.
  В воскресенье меня ждала к себе графиня Воронцова.
  В этот день я отправился во дворец, где на террасе уже толпились представители многочисленного светского общества: генералы, увешанные орденами, восхитительные дамы и барышни в восточных костюмах, иностранные принцы и проч. У входа и в передней стояли слуги в шелковых чулках и кюлотах. Пройдя через несколько салонов, я увидел перед собой адъютанта, которому представился. Он объявил о моем визите княгине Воронцовой, в девичестве Браницкой, племяннице знаменитого Потемкина.
  Мое личное знакомство с княгиней лишний раз подтвердило ее репутацию исключительно любезной и приветливой дамы. Слева от нее сидела княгиня Анна Багратион, которая, заметив мою скованность, взяла светскую беседу в свои руки. Дамы начали меня подробно расспрашивать о моих пастелях, которые они непременно желали видеть.
  Я предвидел эту просьбу. Пастели, служившие моей единственной рекомендацией, уже находились в передней, оставалось лишь приказать слуге принести их в зал. На них были изображены красивые женщины, с некоторыми из которых мои дамы были уже знакомы. Меня стали осыпать комплиментами. Казалось, все хотели заказать у меня портреты. Графиня первой записалась на сеанс в моей записной книжке...
 Все шло хорошо, однако пора было приниматься за работу.
 Я начал с очаровательной княгини Анны Багратион, принцессы Вахтанг, правнучки грузинского царя Ираклия, княжны Настеньки Орбелиани и губернатора князя Бебутова..."

  Среди окружения Воронцова Дессен упоминает барона Николаи, мужа Софьи Чавчавадзе. В каком году женился на ней будущий министр просвещения, точно неизвестно. Возможно, в 1849 году. От этого брака родилась дочь Мария Николаи, которой была уготована удивительная судьба.
  Мария Александровна стала женой Георгия Дмитриевича Шервашидзе и родила сына Дмитрия Георгиевича, который, по некоторым предположениям, чуть не стал наследником российского престола.
  Как же это могло быть возможным? Конечно, это только предположение, но если вспомнить, какие это были времена, то и самое невероятное покажется возможным.

  Имя Георгия Шервашидзе часто упоминается в дневнике императрицы-матери Марии  Федоровны. Этот яркий и интересный человек был с ней до конца, в самые тяжелые времена. Он умер в 1918 году в Крыму, и лишь тогда Мария Федоровна с родственниками покинула родину на английском корабле.

  Внук Хасанбея  и правнук легендарного владетеля Абхазии Келешбея,  князь Шервашидзе рано осиротел и его взяли на воспитание Кутаисский губернатор, генерал Н.П. Колюбакин и его жена Александра Александровна. В юности Георгий жил в Петербурге и за границей, а в 18 лет поступил на юридический факультет Московского университета.
  Примерно в 1879 году женился на дочери барона А.П. Николаи баронессе Марии Александровне Николаи, которая была племянницей Нины Чавчавадзе-Грибоедовой  и дочерью ее сестры Софьи Чавчавадзе.
  С 1883 г.он стал Тифлисским вице-губернатором. Находясь в этой должности, встречал в 1888 г. в Новом Афоне императора Александра III с семьей. Тогда на него обратила внимание императрица Мария Федоровна. Не прошел и год, как Г.Д. Шервашидзе стал Тифлисским губернатором.

   Дружба с Марией Федоровной продолжалась и после смерти Александра III (1894 г.), в царствование ее сына Николая II.
  Затем Г.Д. Шервашидзе был переведен в Петербург и до революции 1917 г. состоял при императрице Марии Федоровне в чине обер-гофмейстера Императорского Двора, а с 1905 по 1913 гг. заведовал ее канцелярией.

  По некоторым предположениям, Георгий Дмитриевич вступил с Марией Федоровной в морганатический брак, хотя авторы книги «Дворянские роды Российской Империи»  отрицают этот факт.
  В 1911 г. по приглашению короля Георга V именно в этом качестве вместе с Марией Федоровной он находился в Англии на коронационных торжествах.
  Этот визит и почести, которые оказывались князю, подтверждает возможность заключения подобного брака. Но... Император Николай II всячески старался избегать даже упоминания о нем. Это и понятно, ведь сын охранял память отца.

  Между прочим, в тбилисском архиве сохранились свидетельства о том, что после отречения от престола Николая II, его мать, императрица Мария Федоровна и Георгий Дмитриевич Шервашидзе предпринимали попытки возвести на Российский престол сына последнего – Дмитрия Георгиевича Шервашидзе.
  Однако попытки сохранить трон не увенчались успехом, т.к. Георгий Дмитриевич был арестован в Крыму и находился вместе с другими известными придворными и царскими особами в заключении в Ялте, в Дюльгере. Источник сообщает и точную дату его смерти: Г.Д. Шервашидзе умер в Ялте 26 марта 1918 г. и похоронен в склепе Айтодорской церкви.

  Георгий Шервашидзе был в высшей степени образованным, культурным человеком, принимавшим непосредственное участие  в решении ряда политических вопросов царской России. 
  Сын Георгия Шервашидзе Дмитрий Георгиевич был человеком больших способностей и подавал огромные надежды. Был ли он несостоявшимся наследником русского престола, сейчас сказать трудно, но он прожил вполне достойную жизнь.

  О Дмитрии Шервашидзе известно, что он окончил юридический факультет Петербургского университета,затем занял пост Ставропольского вице-губернатора. Венчался с Евгенией Антоновной Терлецкой-Климович. В 36 лет, в 1916 г., Дмитрий стал Витебским вице-губернатором.
  В этой должности его и застала революция 1917 года. В своем письме  Дмитрий Шервашидзе сообщает своей матери, баронессе Николаи о своем аресте
2 октября 1918 г. в Гатчине, затем об освобождении и запрещении советского правительства оставаться в пределах советской республики.

  В конце 1918 г. Дмитрий Шервашидзе приехал в Абхазию и жил в своем Келасурском имении (Хасанбея). После прихода к власти в Абхазии большевиков, выслан в 20-х годах в Иркутск, где работал юристом вплоть до 1937 года. В этом сибирском городе долгие годы жили его сын Леван и внук Юрий.
  Так сложилась судьба  внука Софьи Чавчавадзе.




 ИЗОБРАЖЕНИЕ:
 СЛЕВА:ПОРТРЕТ (НИНЫ ЧАВЧАВАДЗЕ?) В КОРИЧНЕВОМ ПЛАТЬЕ.
 СПРАВА ВВЕРХУ:ПОРТРЕТ НИНЫ(?) В ГОЛУБОМ ПЛАТЬЕ.
 СПРАВА ВНИЗУ: ПОРТРЕТ ЕКАТЕРИНЫ ЧАВЧАВАДЗЕ ЭМИЛЯ ФРАНСУА ДЕССЕНА .
 РЯДОМ:ПОРТРЕТ ЕКАТЕРИНЫ ЧАВЧАВАДЗЕ РАБОТЫ ВИНТЕРХАЛТЕРА.


Рецензии
Очень интересные факты.

Арина Царенко   18.03.2016 13:11     Заявить о нарушении
Спасибо,Арина! Я всего лишь обращала внимание на даты,и это оказалось очень интересно.

С теплом,

Нина Ершова   18.03.2016 16:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.