Бабушка

             Бабушка - какое теплое, мягкое, ласковое, родное слово!!!
             Бабушка родилась в Архангельской губернии, только не в знаменитом и глубокочтимом в нашей семье Ягрыше, а в скромном Тимошине (Муниципальное образование «Тимошинское» (сельское поселение) в Верхнетоемском районе Архангельской области России - тоже из Википедии). Это случилось 30 декабря 1909 года («весь год на себе тяну»- сетовала бабушка на дату своего рождения).
          Добрая, милая, тихая, маленькая моя бабушка! Как не хватает тебя!!!! Пишу и заливаюсь слезами, так хочется вас вернуть, обнять, прижаться к груди, сказать как благодарна за все-все-все, что вы сделали для меня!!! Сразу вспомнился детский фильм «Руки вверх!», его снимали в Лиепае. Мне было за тридцать и вы с дедом уже ушли «на другую планету» (слова деда), когда я не в первый раз смотрела этот фильм. На экране ваша улица и ваш дом! Мне так захотелось впрыгнуть в экран, чудесным образом пройти через стекло и оказаться там и тогда, когда вы живы и близко, только руку протяни…Ясно увидела бабулечку, сидящую у окна, а дед где-то в городе, может … за квасом ушел… Какое непередаваемо-щемящее чувство пустоты….
           Я не помню бабушкиных рассказов о детстве и юности…. Помню мамины рассказы, что бабушка была активистка и плясунья! Знаю, что она училась на рабфаке в Ленинграде на библиотечном отделении, видела  Н.К.Крупскую, Надежда Константиновна приезжала к ним в институт. Высшее образование бабушка не получила: вышла замуж, дети пошли, не до учебы стало….
          Когда началась война, они жили в Ленинграде на Фонтанке - дедушка, бабушка, моя мама и ее младший брат Артур. Дед, остался защищать город, а бабушку с детьми эвакуировали. Они  поехали к родным в Архангельск. Это была долгая и страшная дорога, их поезд много раз бомбили. Бабушка рассказывала,  как во время бомбежки сажала детей на одеяло, брала его в зубы и ползком тянула их в безопасный лес. Слава богу, целые и невредимые они добрались до места.
          Очень жаль, но уже ничего не исправить, я больше не знаю никаких подробностей о ее жизни во время войны. Когда война закончилась,  дед служил в Германии и Польше, потом семья  переехала в Лиепаю, мой любимый прибалтийский город. Поселились они на маленькой уютной улочке в центре города на первом этаже двухэтажного дома, построенного в характерном для Лиепаи стиле с большой застекленной верандой. Позже, когда однополчанин переманил деда на жительство в Алма-Ату, шикарная квартира с милой сердцу верандой была обменена на коммуналку, поскольку мама оставалась в городе доучиваться в медучилище.
          Сначала нас каждое лето привозили сюда родители. Из жаркого с пожухщей от зноя травой Андижана в прохладную сочно-зеленую Лиепаю, к морю! О какие это были незабываемые путешествия! Ехать приходилось долго с пересадкой в Москве и Риге.  Целую неделю поезд шел до Москвы, что это были за поезда можно себе представить: кондиционеров не было, окна настежь, но все равно невыносимо жарко! В одну из поездок даже окна не разрешали открывать, мы проезжали через какую-то область, где была эпидемия холеры.
Кстати, впервые я увидела полиэтиленовый пакет из окна поезда. Это было невероятное необъяснимое чудо!!!! Люди несли воду в каком-то удивительном прозрачном пузыре,  вода в нем перекатывалась и блестела на солнце! Я не верила своим глазам, как такое возможно?!
          Как бы ни была длинна дорога, когда-нибудь и ей приходит конец!  Мы прибываем в Москву, и нам покупают мороженое! О! Это безумно вкусное московское эскимо!!!! В блестящей серебристой фольге и на деревянной палочке! Шоколадная, покрытая влажными капельками, глазурь и  сладко-сливочная  прохладная  сердцевина! Кажется, ел бы и  ел его бесконечно. Но бесконечно у меня не получалось и я отдавала недоеденное лакомство сестре! Как же я жалела об этом потом, дома, и твердо обещала себе, сглатывая обильную слюну, что уж в следующий то раз я ни за что не поступлю так глупо и опрометчиво, а точно, ну вот точно-точно, съем все сама без остатка, еще и палочку посмакую как следует! 
          Поезд из Андижана прибывал на Казанский вокзал, весь потолок на вокзале был покрыт разноцветными воздушными шариками, ускользнувшими из детских ручонок!!!
          Когда мы переехали в Орел, нас с сестрой уже отпускали в самостоятельные поездки, благо до Риги шел прямой поезд. В Риге мы отбивали дедушке с бабушкой телеграмму, чтобы они нас встретили в Лиепае, иногда ничего не сообщали: хотелось удивить и обрадовать внезапным приездом! Это называлось «приехать сюрпризом». Потом гуляли по городу, обедали в незабываемой «Пельменной» с невероятно вкусными, почти «домашними» пельменями, жаль, что ее больше нет этой самой «Пельменной». И еще оставалась  масса времени: поезд из Орла приходил в 10 утра, а на Лиепаю отбывал в 6 вечера. Мы садились в зале ожидания и принимались ожидать: время текло тягуче-медленно, развлекали себя как и чем могли.
         Однажды на вокзале мы купили у цыган восхитительные  пластиковые  пакеты с рисунком и ручками: на одном – сигаретная пачка, на другом – белочка!  Во времена тотального дефицита эта покупка была невероятной удачей! Пакетики эти служили долго, ибо обращались с ними крайне бережно и аккуратно,  и являли собой предмет гордости и трепетного обожания!
          Мне казалось, что до Лиепаи поезд тянется целую вечность с частыми остановками и черепашьей скоростью!
          Практически все каникулы мы проводили в любимом городе!  Но лето заканчивается и пора собираться в обратный путь, бабушка, провожая нас, заливалась слезами: «В последний раз….» и это продолжалось несчетное количество лет…
          В 1968 году папу направили служить в Алжир. Там не было русских школ, поэтому нас привезли на три долгих года в Лиепаю. Мы жили в красивом старинном доме  в центре города, в коммунальной квартире у бабушки с дедушкой. В доме была  роскошная парадная винтовая лестница, и необыкновенная роспись на стенах и потолке! Мне так нравилось любоваться пухленькими румяными ангелочками в белоснежно-пушистых облачках!!!
          Жизнь с соседями протекала невероятно дружно и весело: праздники за общим обильно-хлебосольным столом, всяческие игры, в том числе и КВН коммунального разлива, с огромным теплом и удовольствием вспоминаю ту нашу жизнь! Я любила переодеваться, изображая то согбенную старушку с клюкой, то задорного мальчишку-беспризорника в широченных штанах и дедовой кепке на затылке…
          В  доме были чердак и черный ход! Бабушка сушила на чердаке белье, а нас посылала проверить высохло или нет. Так вот, подняться на  чердак можно было только по черному ходу. Если дверь из парадного в квартиру была массивной с  роскошной деревянной резьбой, то в черный ход вела незатейливая дверка из кухни. Лестница, ведущая  на чердак, была винтовой, но гораздо скромнее подъездной, с редкими узенькими окошками, похожими на бойницы. На подоконниках сидели огромные жирные коты, хищно наблюдающие за тобой, когда ты сжавшись от страха (я их очень боялась, казалось вот-вот прыгнут и вцепятся в спину острыми когтями) пробираешься к заветной цели. А на чердаке было здорово и интересно!  Потолки и окна низкие, много всяких балок.  Мы брали с собой дедов трофейный бинокль, привезенный из Германии, пристраивались к низенькому распахнутому оконцу и разглядывали окрестности. Крайне интересное и захватывающее занятие: картинку в бинокле можно было то удалять и все вокруг  моментально превращалось в крохотно-кукольное, то приближать и тогда  все становилось великаноподобным.
          Отвлеклась… Бабулечка, дорогая, ты согревала нас своим теплом не только эти три года, но особенно эти! Твои незабываемые божественные рыбные пироги!!! С румяно-блестящей хрустящей корочкой,  влажной изнутри, пропитанной рыбными ароматами, и палтус в серединке такой жирненький и сочный!!! Ммммммм, вкуснятина!  Отдельная песня - плюшки! Боже, какие это были плюшки!!!! Прочитав книгу Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон», в которой герои частенько баловались плюшками, я начала грезить о них, а ты исполнила мечту, спасибо, моя любимая!!!!
           Если дед держал нас в строгости, то бабушка баловала, как могла! В комнате у окна стоял большой обеденный стол, мы рассаживались обедать, я старалась сесть рядом с бабушкой - моей спасительницей. Больше всего на свете в борще или супе я ненавидела куски вареного жира, дед заставлял есть все без остатка, а милая добрая бабулечка потихоньку вытаскивала из моей тарелки в свою эти отвратительные кусочки!
           Когда дедушка был на ночном дежурстве, в доме царили веселье и анархия: можно было гулять допоздна, нам покупались самые разные лакомства, в общем жизнь была прекрасна и  чрезвычайно вкусна!
Ты не раз спасала меня от дедушкиного гнева, благодаря тебе я избегала наказаний, ты жалела меня, когда мне давались поручения по дому: «Ну что она своими маленькими ручками сделает?!» 
           Рожать доченьку я приехала в Лиепаю, милая моя, любимая  бабулечка, ты изо всех старалась помочь, чем могла, хотя уже была больна и почти не выходила из дома! Я не забуду твоих слов: « Я бы отдала Анечке свою кожу, если бы могла!» Аня мучилась нейродермитом, никто не мог ей помочь…
           Бабулечка обожала смотреть по телевизору футбол и хоккей. Была отчаянно-заядлым болельщиком, ни одного матча не пропускала! Знала всех игроков, любимым хоккеистом был Валерка Харламов (так она его называла).
           Я люблю тебя, моя милая бабушка, светлая память о тебе навсегда сохранится в моем благодарном сердце!


Рецензии
Очень понравилось, душевно, до самого сердца...
Спасибо Вам.

Катерина Шатрова   08.02.2015 13:20     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Екатерина! Мне очень приятны Ваши слова!

Наталья Комарова 5   08.02.2015 13:46   Заявить о нарушении