Маленькая такая-2. продолжение

Глава третья.

Однажды она нарисовала маленькую фигурку с косой в руке, а рядом силуэт побольше с большой косой. Вокруг все пространство было заштриховано мелкими штрихами. Старец задумчиво покачал головой, рассматривая рисунок.
- Что это?
- Я и мама. А вокруг нас люди.
- Я вижу только множество черточек, - Схитрил он.
- Потому, что я представила их себе травой. Помнишь, ты говорил – когда должна забрать множество жизней, представь себе что косишь траву. Представь каждого травинкой и исполняй свое дело. Вот, это травинки которые люди, а это мы с мамой.

Старец не стал напоминать девочке, что у нее нет и не может быть мамы. Не хотел огорчать. Он видел, как ей не хватает материнского тепла. Еще в начале их пути старец изготовил тряпичную куклу и вручил девочке. Она обрадовалась игрушке, сразу прониклась к ней заботой. В кукле девочка видела себя – у которой не было родителей, поэтому взяла на себя роль мамы для куклы. Теперь она не расставалась с нею ни на миг, кормила, поила, укладывала спать, пыталась наряжать ее с помощью лоскутков ткани, которые находила по пути. В свободное от странствия и учебы время, возилась с куклой, читала ей нравоучения… Однажды он предложил  изготовить для куклы маленькую косу, но девочка запротестовала:

- Нет, нет! Моя кукла не будет смертью! Она не станет отнимать жизни. Пусть ее никто не боится. И у нее есть мама – это я.
Старец молча привлек девочку к себе и бережно поцеловал в детский лобик. Так они и странствовали втроем. Как-то в одном городке старец остановился возле постоялого двора. Когда они присели в уголке, чтобы пообедать, к ним подошла хозяйская дочка. Она удивленно посмотрела на куклу девочки, которая лежала на ее коленях.
- Это твоя кукла?
- Да, и я ее очень люблю, - ответила девочка.
Хозяйская дочь скривила губки.
- Она же такая некрасивая. Я бы не стала держать у себя такую уродину.
Старец хотел вмешаться, но сдержался и выжидающе посмотрел на свою воспитанницу. А она удивилась словам незнакомой девочки.
- Разве любят только красивых? Если ты будешь некрасивой, мама не станет тебя любить?
Хозяйская дочь не нашла что ответить, только дернула плечом.
- Все равно, я бы не стала играть с такой некрасивой куклой.
- Ты будешь плохой мамой, - грустно сказала девочка, - а когда станешь старой и больной, останешься одна. Мне жаль тебя.
Позже, когда они продолжили свой путь, девочка пожаловалась старцу:
- Почему люди бывают такими черствыми?
Старец только развел руками.
- Наверно у нее неправильная мама? Да?
- Возможно, ты права, дитя мое. Некоторые вырастают как кривое дерево, повторяя своих родителей. А некоторые растут как сорная трава без должного внимания и любви, даже при родителях. Иных портит слепая родительская любовь. А бывают такие, что им не дано любить никого кроме себя. Червоточинка сидит в них от рождения. Порой в самой ухоженной клумбе среди цветов может вырасти сорняк, а бывает что в самой скудной почве среди сорняков вырастает красивый цветок. Такова жизнь.
- А я все равно бы любила свою дочь, даже если она была сама некрасивая на свете. Только у меня никогда не будет никого кроме тебя и моей куклы, - печально отозвалась девочка.

К ночи проливной дождь застал их на самой окраине городка в бедном квартале. Старец увлек девочку под ветхий навес возле покосившегося домика. В это время в окно выглянула женщина. Увидев их, промокших от дождя, она окликнула старца.
- Зайдите в дом отец! Ваша внучка продрогла и может заболеть.
- Спасибо уважаемая, но нам лучше переждать дождь здесь.
- Что вы, что вы! Неужели я позволю на ночь глядя оставить под дождем старика и ребенка!
- Но ты не знаешь кого приглашаешь в свой дом.
Женщина высунувшись из окна оглядела их и пожала плечами.
- У меня самой таких мал мала куча. Один сын и три дочери.
Старец приблизился к окну, прошептал что-то ей на ухо. Женщина вздрогнула, но справившись с собой еще раз посмотрела на девочку… Вздохнула:
- Ну что тут поделаешь, не оставлять же ребенка да старого под дождем. Заходите.

В доме было темновато. На грубо сколоченной широкой лежанке спало четверо детей укрытых ветхим, лоскутным одеялом. Едва впустив гостей в дом, женщина засуетилась, спеша обогреть девочку промокшую насквозь. Сняв с нее хламидку с капюшоном, горестно вздохнула глядя на худенькое тельце и костлявые ручонки, быстро закутала в свою накидку и сунула в руки чашку с горячим чаем. Налив еще, подала кружку старцу. Девочка послушно выпила чай, чтобы не огорчать добрую женщину. Потом хозяйка уложила ее к детям, заботливо подоткнув одеяло сбоку. Девочка умиротворенная теплом заботы, закрыла глазки и тихо посапывала под шум дождя снаружи, прижав к себе свою куклу.  Женщина поглядывая на нее, покачала головой.

- Ишь ты, смертушка, а дитя дитем – вон как куклу к себе прижала. Видать никогда материнской заботы не знала. И как ты не боишься водить с собой саму смерть?
- Ты же не побоялась принять нас в дом. Вон даже с детьми вместе ее уложила, - усмехнулся старец.
- Разве ж она виновата, что родилась смертью? Ее видать не спрашивали об том. А дитя оно и есть дитя. Кем бы ни было, тоже небось в заботе нуждается, раз тебе доверилось. Авось и мне зачтется потом. Может не забудет добра, когда деток моих где повстречает.
Старец продолжал задумчиво смотреть на лежанку, где мирно спали теперь пятеро детей, одной из которых была сама Смерть – такая маленькая еще…

 Утром, едва рассвело, они снова пустились в путь. Старец из опасения навлечь неприятности на гостеприимную хозяйку, не стал задерживаться в доме. Девочка сжимая в ручонке косу, вежливо поблагодарила женщину и на прощанье сказала:
- Я никогда не забуду ваше добро и теплоту.
Поклонившись хозяйке, они пошли по дороге – старец и девочка, маленькая такая, с острой косой на худеньком плечике. А женщина жалостливо смотрела им вслед, сердце ее сжималось от сострадания к девочке, которой предстояло вечно бродить по дорогам, не зная отдыха и не слыша доброго слова о себе.

Едва старец с девочкой удалились от дома, как навстречу им показалась высокая, тощая фигура укутанная в черную хламиду с низко надвинутым капюшоном и острой косой в руке. Увидев ее девочка удивилась:
- Это тоже Смерть? – просила она у старца.
- Да. Только это взрослая Смерть, даже кажется очень старая.
- Я тоже стану такой?
- Конечно. Ты тоже когда-то вырастешь и станешь взрослой.

Смерть приблизилась к ним.
- Здравствуй маленькая Смерть и ее наставник, - кивнула она обоим.
- Здравствуй и ты, – Ответили они  ей, - Куда направляешься, почтенная?
- Я иду в дом из которого вы идете, - Отвечала Старшая Смерть.
Девочка нахмурилась, сжав в руке рукоять косы.
- Ты не должна туда идти!
- Почему? – удивилась Смерть.
- Потому, что та женщина и ее дети теперь под моей защитой. Они приняли нас у себя, когда лил дождь и нам негде было укрыться. Я спала с детьми под одним одеялом, женщина напоила и обогрела нас. Ты не войдешь в тот дом.
- Не нам с тобой решать чужие судьбы. И ты и я – исполнители предназначения. Не мешай мне исполнить начертанное Роком.

Девочка упрямо замотала головой и сердито возразила:
- Я дала им свою защиту и никто кроме меня не войдет в этот дом. Уходи отсюда.
Старшая снисходительно обратилась к ней:
- Ты еще мала, чтобы указывать старшим. Тебе надо расти и учиться. Отойди в сторону.
- Нет. Меня учили не забывать добра.
- Твоя работа? – укорила Старшая старца, - Разве ты не должен был объяснить ей, что Смерть вне добра и зла. Наше дело – срезать поспевшие колосья. А кому быть срезанным или оставаться – решает Рок.
- Возможно я учил ее не так как принято для Смерти, но что плохого в том, если девочка будет различать добро и зло? И что плохого – если в мире где столько жестокости, на смену тебе явится милосердная Смерть?
- Ты надеешься очеловечить Смерть? – Рассмеялась Старшая, - это будет лишь мешать ей исполнять свой долг.
- Но я считаю, что это поможет ей правильно исполнять свой долг. Беспощадность, бесстрастие и милосердие со справедливостью должны присутствовать в Смерти в равной степени.
- Не тебе судить об этом, - отрезала Старшая, - тебе самому предстоит быть срезанным косой. Наша встреча не заставит себя ждать.
- Только посмей, - Вмешалась девочка, сердито сверкнув глазами, - Он мой наставник и только я провожу его в свой час.
- Вот видишь! Она уже сама точит на тебя косу, - Ухмыльнулась Старшая.
- Ошибаешься почтенная, девочка не хочет этого. В ней нет жажды убийства. Просто она не позволит никому кроме себя проводить меня. И это справедливо – я ее наставник. Мне будет легче, если дитя воспитанное мной, само проводит меня из жизни. Родная рука – всегда милосерднее.
- Будь по твоему, - согласилась Старшая Смерть, - а теперь пропустите меня.
Но девочка упрямо стояла на ее пути, сжимая в руках косу. Тогда Старшая тоже взялась за свою косу.
- Никто не смеет становиться на моем пути, когда исполняю свой долг! Или ты уступишь или я сражу тебя, - Заявила она девочке.
Старец вздохнув встал рядом с младшей Смертью, взяв посох наперевес.
- В таком случае тебе придется сразить нас обоих.

Старшая согласно кивнула и занесла косу. Девочка в ответ храбро нацелила свою косу в нее. В это время раздался голос, которого она давно не слышала, со дня своего явления на свет.
- Остановитесь! Ваш спор был услышан и решение принято! Девочка обещала защиту дому, приютившему ее и вправе держать данное слово. Прежнее начертание отменяется и ты, Старшая можешь следовать дальше по делам своим. А за этот дом в ответе будет девочка – Смерть. И когда настанет время – будет сама приходить за ними. Но не сейчас! Им даровано долголетие. Тебе же старец – за заботу о девочке дано право выбора своего часа. Когда сочтешь, что исполнил свой долг – сам примешь решение.

Старец опустив посох поклонился голосу. Старшая Смерть кивнула и тут же исчезла. Девочка тихо спросила:
- А разве нельзя, чтобы мой наставник всегда был со мной?
- Нет. Для человека бессмертие – тяжкая ноша и дается лишь как кара за самые великие преступления. Ты ведь не хочешь, чтобы он тяготился жизнью.
Девочка ничего не сказала, только молча кивнула. Голос снова обратился к старцу:
- Учи ее и дальше. Мне самому интересно – что из этого получится. Но только помни, что не стоит очеловечивать Смерть. Это может стать невыносимо для нее впоследствии. Прощайте.
Голос умолк. Старец с улыбкой взглянул на девочку:
- Сегодня ты спасла людей которые сделали нам добро. И ты воздала им добром.   Но помни - не всегда Провидение бывает столь милосердно как в этом случае.  Тебе не раз придется делать тяжелый выбор. Иногда уступить не означает - проиграть.
- Я не могла пустить ее к ним.
- На самом деле не в наших силах остановить Старшую. Не будь вмешательства свыше - мы оба были обречены, а она исполнила бы свою задачу.
- А уступи мы ей, Он бы не вмешался. Зато теперь они не умрут.
Старик внимательно посмотрел на нее.
- Ты была готова погибнуть ради них?
- Да. Они же нас приютили. Ведь и ты был готов погибнуть со мной.
- Конечно, разве я мог оставаться в стороне, когда такой славной девочке грозила гибель.
Она просияла радостной улыбкой.
- Ты меня так любишь?
- Как можно тебя не любить? И хватит об этом. Нам пора идти.
Он взял ее за руку и повел по дороге. Девочка привычно затянула было:
- Никто меня не...
Но оборвав себя, счастливо засмеялась.
- Какая же я глупая! У меня ведь есть ты!

 


Рецензии