Вечный кайф

Многие тысячи лет искусство и мифология были неотделимы от магии.А магия как искусство изменения видения мира едва ли не до сих пор связана с меняющими это самое видение веществами.
"Пять народов я вижу, как сор в глазу...Оба мира менее одного моего крыла...
Я поднимаюсь выше неба, танцую на крохотной Земле,я - великий... Не напился ли я сомы?" Текст,которому более трех тысяч лет, написанный в Северо-Западной Индии на языке, родственном почти всем европейским языкам, воспевает бога
экстатического напитка Сому, третьего по могуществу после обожествленных грома и огня. Забыт рецепт зелья Сомы, приближавшего к небу мифологию, из которой взошли почти все,европейские сказки. Сейчас только предполагают, что то был сваренный в молоке сок индийской конопли или особо приготовленные выжимки кустарника эфедры.
    Вот древнегреческая чернолаковая ваза.На росписи - ритуал, посвященный богине земли. Ей подносят пшеничные колосья.Меж зернами ясно видны рожки гриба, паразитирующего на пшенице. Argot - на французском, спорынья - по-русски. Спорынья - имя богини, связанной с древнейшими славянскими культами плодородия.Грибок этот в натуральном виде очень опасен.Адколоиды,содержащиеся в нем, поднимают температуру тела настолько высоко, что обычно это кончается некрозом конечностей и смертью. Возможно, в античности знали способы смягчения его действия. К сожалению,ничего неизвестно о том, какую муку использовали ранние христиане для хлеба, которым причащались. Но античные традиции и секреты в ту пору были еще живы... "Лихорадкой святого Антония" был назван недуг, охвативший в 1096 году некоторые из земель Франции. Помимо жара и конвульсий, болезнь сопровождалась сильнейшими галлюцинациями. Размешанные в общей массе муки несмертельные дозы спорыньи породили орден иоаинитов и первый крестовый поход. Ведь главными рекрутами его были крестьяне из наиболее пострадавших от "божественной" лихорадки французских поселений.

На большинстве континентов нашей планеты произрастает гриб из рода рsу1осуЬе. Он использовался в древних кельтских ритуалах. В европейских мифах эти грибы, произрастающие среди трав на коровьих пастбищах, представляются маленьким народом,который мог завлечь пастуха или прохожего в эльфийский мир, где волшебный день равен по продолжительности человеческому веку. До сих пор в Уэлльсе, я сам тому свидетель, смешанные с медом "магические" грибы едят местные деревенские жители на специальных празднествах. "Небесный бессмертный", Сянь, в даосизме, одной из двух древнейших религиозных филосо-
фий Китая, традиционно изображается танцующим среди тех же грибов. Даосизм
представляет, в частности, тысячелетнюю традицию алхимии и медицины, целью поисков которых был не пресловутый философский камень, но бессмертие. Здесь стоит напомнить и об известных культах "плоти бога", "тьенанакатля", как называли гриб того же рода в доколумбовой Америке. На заре средневековья драконоподобные ладьи викингов стали ужасом прибрежных поселений многих стран. Особо страшились берсерков - слывших неуязвимыми скандинавских воинов, которые шли в бой полуобнаженными, без щита, с одним лишь мечом или секирой. Считается, что они пили перед боем настойку красного мухомора. Древнейший рецепт ее был изобретен шаманами финских племен и использовался повсеместно, от Скандинавии до Сибири. Этот гриб фигурирует и в древнейших памятниках искусства Северной Индии.
    В развитом европейском средневековье видения становятся основой уже единственного, определяющего государственность культа. Христианство предпочло галлюцинации, достигнутые в результате целибата - сексуальных ограничений, самогипноза, осознанного лишения адепта любой информации, кроме догматически отобранной. Это универсальный путь так называемых мировых религий. Древняя память европейских народов подсказывала иные решения. "Способ же полета таков. Ведьмы приготовляют мазь из сваренных частей детского тела... по указанию демона намазывают ею какое-либо седалище или палку,после чего тотчас же поднимаются в воздух..." Это цитата из "Молота ведьм", канонического труда двух немецких монахов XVI века, руководствуясь которым их коллеги предали огню тысячи женщин, мужчин и детей. Имеется множество иных описаний
"ведьмовского зелья", сообщавшего способность к полетам. Общим активным компо
нентом его были растение Аtrора Ве11аdоnnа, а иногда известный магическими
свойствами еще с античных времен корень мандрагоры, выраставший, согласно средневековым представлениям из семени повешанного. Оба характерны высокой концентрацией атропина.Этот весьма токсичный галлюциноген может усваиваться и через слизистую оболочку кожи.
Согласно ритуалу, "ведьма" раздевалась донага и натирала колдовским снадобьем ручку метлы,подручного фаллического предмета, отдававшего затем атропин через слизистую вагины. Высокие дозы алкалоида приводили к долгому, глубокому сну-трансу с ощущением мистического полета, в ходе которого несчастная европейская баба встречалась со всеми подавленными комплексами современного ей средневековья: дьявольским шабашем и прочим.
    Шли века. Ницше, провозгласивший на излете XIX века смерть Бога, был прав, имея в виду изжившую себя христианскую доктрину. Лошадей сменили машины, черный порох - пироксилин и динамит. Успехи химической промышленности знаменовались не только открытиями Нобеля. Большинство наркотиков самых различных групп было синтезировано в чистом виде. Магия ушла,остались кварцевое стекло и нержавеющая сталь. После первой мировой войны многочисленные диктаторские режимы пытаются взять на себя заботу об обществе и восполнить недостаток традиционной мифологии самодельными идеологиями. Наряду с жесточайшей цензурой информации впервые предпринимаются осознанные попытки запрета наркотиков. Разумеется, человек, имеющий весьма неоднозначное
мнение о реальности, едва ли мог стать частью потной близости ревущих "товари
щей" или "партайгеноссен". Кстати, здесь уместно вспомнить абсент, сложную алкогольную настойку, во многом породившую импрессионизм и - позже - сюрреализм в живописи и поэзии. Производство этой настойки запретили во многих странах за ее весьма галлюциногенные свойства.
    После второй мировой войны США совершает революцию потребления. Дешевая массовая продукция помогла миллионам людей почувствовать себя вполне
обеспеченными. Общество получило наконец достаточно хлеба, но уровень зрелищ
оставлял желать лучшего. Очевидно, что именно тогда этот промежуток между
спросом и предложением начали заполнять наркотики, большей частью химиче-
ского происхождения. Не выходившие многие десятилетия за пределы "черных
кварталов", кабаков и борделей самогохудшего разбора, наркотики за несколько
лет становятся повальной модой. Самые опасные из них проникают в стены элитар
ных университетов.
    В начале 40-х годов нашего века швейцарский химик Альберт Хоффмап случайно синтезирует в чистом виде один из алколоидов спорыньи. В лабораторной книге он был назван ЛСД-25, а в Книге рекордов Гин-
несса сейчас обозначен как самый сильный наркотик. Вырвавшись позже из лаборатории на черный рынок, ЛСД-25 сыграл немалую роль в становлении современной культуры. Конец 60-х - начало 70-х годов породили новые музыку, живопись, литературу,стиль жизни. Период этот, еще не осознанный до конца историками, уже назван психоделической революцией.
    Всего около века назад пуританская Англия вела "опиумные" войны за право доставки наркотиков из Индии на китайский рынок. Оценка опасности различных наркотиков в 60-е годы напоминает недавнее осознание опасности СПИДа. Сегодня, сохраняя контроль над продажей табака и алкоголя,
любое государство не может позволить себе монополизацию рынка наркотиков и их
легальность.
    Сейчас альтернатива представлена гигантской индустрией развлечений, пытаю
щейся безболезненно приблизить сознание "правоверного" потребителя к уровню
наркотической реальности. Появился новый вид ирреальности: компьютерные иг-
ры. Страх постхристианского человека перед убийством конкретного индивидуума
возмещен наконец-то абстрактной игрой.Пластмассовые пистолеты наших детей
вытесняются экраном компьютера. А в новейших боевых самолетах просто нет
окон. Перед пилотом - экран с игрой.Вьетнамский и афганский синдромы буду-
щих воинов будут сняты "виртуальной реальностью"? Изменение психики иод воз-
действием ТВ и компьютеров пока предмет научного, но не полицейского интере-
са. Вместе с тем изобретены сильные галлюциногены, не вызывающие физической
зависимости, но на них мгновенно наложили запрет. К примеру, препарат иод на-
званием "экстази", популярный сейчас в техно"-дискотеках, применялся до начала 80-х в полиции в качестве "наркотика правды". Так же, как символ 60-х ЛСД,"экстази" ныне запрещен повсеместно. Чего более стоит бояться?

• Илья Свенск  "ОГОНЕК" #22 (4401) Май 1995.


Рецензии