Православное воинство в Новороссии

Большинство обывателей в конфликтных ситуациях принимает сторону сильного: животный инстинкт. Обыватели могут ошибиться на первых порах, но при изменении расклада сил, они легко переметнутся к побеждающей стороне. Активные граждане со стороны обывателей обречены на непонимание. Понимание приходит только после большой крови, когда проявляются духовные основы противоборствующих сторон, когда стороны проявляют себя в полной мере. Когда в конфликт втягиваются обыватели договороспособность сторон начинает стремительно падать: миротворчество становится непопулярным поведением, и начинается  время мести, ненависти и лжи. За всю историю человечества, оно так и не научилось останавливать войны. Война обретает свою логику, переломить которую может только полная победа или абсолютная усталость личного состава противоборствующих сторон, если развязывание войны не имело цели полного уничтожения противника.

В христианской традиции есть богатый опыт миротворчества, но практически он утрачен сегодня. Нужно восстанавливать, или будет война всех против всех. В Новороссии сейчас набирает силу Православное воинство в прямом смысле. Православные люди с оружием в руках защищают свою веру и свою землю. Православные верующие оказались наиболее активными гражданами своего края, и это разбивает все попытки неоязычников представить Православие как бесхребетную религию пораженцев и рабов. Парадоксальность ситуации разрешается самой жизнью: нет большей любви, чем отдать жизнь свою за друзей своих. Война разделяет людей по делам их. Война выявляет человечность и бесчеловечность. Война показывает: почему Православие объявлено врагом  №1 для американской военной доктрины. Потому что Православие научило сильных людей видеть чужую боль, и это качество в долгосрочной перспективе войны имеет больший эффект, чем трусливое живодёрство. Православная традиция пронизывает тело народа, и в этом несомненная историческая заслуга Православной Церкви.
 
Но есть и непосредственные задачи клира и иерархов РПЦ. Особенно ярко проблема выявилась во время начавшейся войны между Новороссией и бывшей Украиной. Православная Церковь на Украине вступила на путь самоопределения и метафизического выбора сразу после развала СССР. Выбор всегда опасен. Он должен подтвердить или обеты воина Христова, сказанные при крещении или объявить об отступничестве. Но внутри Православия путь воина имеет два вышеобозначенных направления: путь воина-защитника и путь воина-миротворца. Оба пути требуют осмысленного поведения и мужества. Оба пути имеют богатую историю в жизни Православной Церкви. Оба пути уже обозначены и даже пройдены новомучениками во время текущих событий на Украине. Пришло время выбора, который случается часто как прямое следствие нашей внутренней духовной работы: проявляется то, что мы приобрели за время нашей церковной жизни.

Я говорю о внутреннем мире человека и церковном опыте его обретения. Нас профессионально провоцируют на ненависть, и противостоять духу злобы нужно тоже профессионально. В этом задача клира Церкви. Но пока есть возможность, мы все можем участвовать в осмыслении происходящего. Непосредственные участники событий уже сделали свой выбор. Всем остальным это предстоит сделать, поскольку война уже пришла в русский мир.
 
Может быть, для людей невоцерковлённых нужно уточнить, что есть церковная иерархия и есть Церковь как единое тело, объединяющее всех верующих. Иерархия имеет свои функции. Священники и клирики не имеют права проливать кровь и участвовать в боевых действиях с оружием в руках. Но в истории Русской Церкви есть много участников боевых действий, которые принимали сан или постриг после войны и личного покаяния.

Простые Церковные люди проявляют разную степень готовности к настоящим событиям, но есть настоящие герои и мученики, которые становятся образцами святости. Все остальные: и прихожане, и простые клирики и иерархи вынужденно подтянутся до лучших, даже если поражены грехом маловерия. Церковь всегда подражала лучшим и святым, а Святые подражали Христу. Воинство Христово - в русских традициях. И это не толстовство, которое занесло свой вирус в русскую духовную жизнь через последователей оригинального русского писателя и мыслителя, искавшего свой жизненный путь. В русских традициях есть всё – и воинская удаль, и искреннее покаяние, и аскетические подвиги. Путь восточного мудреца у русского человека начинается с момента, когда воин прячет топор войны, исполнив свой долг.


Рецензии
Спаси Господи за статью!

Варвара Мелехова   22.09.2014 00:04     Заявить о нарушении