5. Самодеятельный театр сатиры - Нашли дурака

НА СНИМКЕ А. Усова из газеты «ЗНВС»: М.Бабина в роли шута (сцена из спектакля).


В Академгородке выступил со спектаклем «Нашли дурака» самодеятельный театр сатиры, организованный Женей Вишневским и Вадимом Суховерховым. О спектакле рассказывает Давид Константиновский в газете «ЗНВС» (№18 от 30 апреля 1967 г.):

- Борьбу против человеческой глупости невозможно выиграть, но и бежать от этой борьбы тоже нельзя, - это высказывание чешского актёра Яна Вереха стало девизом спектакля, показанного в Академгородке Новосибирским самодеятельным театром сатиры.

«Нашли дурака» - это спектакль-памфлет. Девять проблемных миниатюр, окаймлённых прологом и эпилогом, звучат и как размышление и как фарс, как иллюстрации и как приговор: они рассказывают, обобщают, предостерегают.

Многоликий «герой» спектакля – дурак обыкновенный, может быть, примелькавшийся дурак, а точнее – потенциально опасные для общества проявления человеческой глупости, всегда разные и всегда похожие, на первый взгляд, безобидные, на поверку – нешуточные, когда они вырастают в явления, мешающих жизни общества.

Авторы спектакля - руководители театра младший научный сотрудник Института автоматики СО АН СССР Евгений Вишневский и режиссёр литературно-драматической редакции Новосибирской студии телевидения Вадим Суховерхов. Они возглавили театр, насчитывающий свыше 20 человек (актёры, музыканты, осветители и др.).

Двенадцать из двенадцати актёров - студенты с самого его рождения, что произошло в 1959 году. Тогда это был студенческий театр Новосибирского электротехнического института.

Четыре года назад театр ушёл из НЭТИ, безусловно, он неоднократно перерос уровень студенческих капустников, во всяком случае, это верно в отношении тематики театра.

С другой стороны, как показывает приводившийся уже состав актёров, он сохранил добрые и деятельные дружеские отношения со старым своим студенческим домом.

С тех пор театр выпустил уже три спектакля. В прошлом году он вышел в финал Всесоюзного фестиваля студенческих эстрадных театров, (председателем жюри которых был А. Райкин), выступил с программой, в которой, кстати, были пять из девяти миниатюр, показанных в этот раз в Академгородке.

Всего в фестивале участвовало 80 студенческих театров страны. Спектакль имел настоящий успех в Москве.   Театр стал дипломантом и потерял актёра Алика Киселёва, которого принял в свой коллектив Театр драмы и комедии на Таганке (гл. режиссёр Ю. Любимов).

В. Суховерхов и Е. Вишневский получили звания лауреатов фестиваля (за лучшие сатирические тексты) и специальный приз журнала «Крокодил».

Как построен спектакль? В нём есть своеобразный авторский персонаж – шут (обаятельная М. Бабина). Шут в шутовском своём наряде, с шутовским мячом и шутовской улыбкой, мил и беззаботен. Играя с залом, играя с ситуацией на сцене, он провоцирует персонажей спектакля на поступки, из которых вырастают те острые по теме миниатюры, о которых говорилось выше.

Этот достаточно свежий приём должен скреплять миниатюры, объединять их в цельный спектакль. Но он рвётся, как старая кинолента, распадается на отдельные кадры-миниатюры, каждая из которых хороша, но – что делать? – существует лишь сама по себе.

Спектакль ценен текстом. Заметим, что это выявилось ещё в Москве на фестивале: зрители аплодировали тексту. Игра актёров – ниже уровня текста. И уже на третьем месте – построение спектакля (монтаж миниатюр).

О тексте: он ярок, полемичен, остроумен. Он достоин всяческих похвал. Что же касается остального – предоставим решение этих проблем самому театру, обладающему сильным и талантливым коллективом.

Про недостатки стоило поговорить хотя бы из доброжелательства к театру. А теперь хотелось бы сказать главное.

Как бы то ни было, спектакль в целом получился. Это – о качестве. Но одного качества мало. Такая похвала может только обидеть такой театр.

Спектакль нужный, спектакль современный по мысли; он ведёт разговор со зрителем об очень важном, порой досадном, порой опасном…

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/11/10/625   


Рецензии