Учителя в шестидесятых годах

          Учителя – они ведь разные бывают. Хороших больше.

          Часто вспоминаю учителя математики Мухаммеда Исаевича - сутулого старика с гривой, как у Эйнштейна, с лицом изрезанным морщинами, ходившего в прошитых вдоль и поперёк кожаными ремешками валенках и галошах. Обладая большим чувством юмора, он всегда ставил мне тройку с минусом. Ну, не математик я! – Не по зубам мне лавры Софьи Ковалевской, разве что в виде пряности для изготовления первых и вторых блюд.

          Учительница истории - тишайшая Роза Михайловна – удивительнейшая женщина! На её уроках всегда царила тишина. Малейший шумок и она замолкала. Голосок был слабенький, но всё-таки слышимый. Ей, как и мне когда-то сделали некачественное удаление щитовидки, говоря по-простому – зоба, вот она и потеряла полноценный учительский голос, которым, к примеру, говаривала преподавательница географии Зинаида Васильевна (кажется) – о ней позже.

          Как-то сижу я на уроке истории верчу из клочка бумаги крошечный флажок.
          - Валеева! - говорит она мне, - Вижу, ты выбросила белый флаг, иди к доске!
          Нехотя я поплелась.... Роза Михайловна обладала удивительнейшим свойством, она задавала наводящие вопросы таким образом, что даже у нерадивейшего из учеников, она выуживала его потаённые знания. Заработав четвёрку с облегчением вернувшись за парту, я принялась лепить из пластилина голову Гитлера. В тему, так сказать. Гитлер получился похожим на негритянского фюрера, потому как нормального пластилина не осталось, а только черно-бурая смесь из остатков. Остаточный Гитлер был на некоторое время водружен на парту, потом смят в лепёшку, чего он и заслуживал.

          Вышеупомянутая учительница географии - Зинаида Васильевна  - приземистого росточку, с кудрявыми волосами, в меру упитанная особа (в меру, потому что под костюмом легко могла угадываться талия), которая с улыбкой на тонких, крашенных морковного цвета губной помадой, губах легко могла обсудить и осудить любого человека – от ученика до своих коллег – критиковать стоящих выше было рискованно.
          Какое-то время она была у нас классным руководителем. Помню, мы даже ходили навещать её, когда она заболела. Войдя в квартиру, мы ощутили бьющий в нос лекарственный запах бальзама Вишневского. Больная учительница лежала на диване, положив перебинтованную до колена толстую ногу на табурет. Поговорив о школьных новостях, выбежав из тёмного подъезда двухэтажного дома, мы с облегчением вдыхали осенний воздух, пахнущий прелой листвой. Выздоровев, Зинаида Васильевна вернулась к своим обязанностям; рассказывая нам о своём предмете, она стояла на одной ноге, коленом второй опиралась на стул.
          Так она бы мне и запомнилась, если бы однажды я совершенно случайно не услышала обрывок её разговора с другой такой же кудрявой Зоей Александровной, преподававшей русский язык в начальных классах. Они говорили о Тоне Б., что девочка хорошо учится, жаль только, что лицом не вышла, вся кожа в угрях и т.д. И это всё о ней – умнице с ясным взглядом тёмно-серых глаз, с прекрасной фигуркой – талантливой девочке из нашего класса, которая так замечательно рисовала!.. До сих пор помню её рисунок Элины Быстрицкой, срисованный с открытки-фотографии, их раньше часто продавали  в газетных киосках, а мы девчонки покупали эти фото с любимыми артистами на последние гроши, выданные родителями на перекус, жертвуя ради этого своим здоровьем,.

          Учителя обсуждали внешность!.. - Для меня это было шоком.

          В знак протеста я перестала учить географию. – О чём в будущем, временами, очень жалела, разгадывая кроссворды на географическую тему или попадая впросак. Помню, как меня подняли на смех, когда спросили - "Была ли я за границей?". Ну, я и брякнула тогда, что была... в Абхазии. Это сейчас для нас (казахстанцев) и Россия, и Абхазия – ближнее зарубежье, а не в те далёкие советские времена.
          Это теперь я понимаю, что учить предмет всё равно надо было – предмет знаний не несёт (не мог нести) бремя ответственности за доносившего эти самые знания до ушей неблагороднейших учеников средней школы имени пролетарского вождя В.И.Ленина, как сказал бы старик Хоттабыч.

02.07.2014


Рецензии
учителем сейчас быть невыгодно
будут проверяльщики наезжать
а если не проверишься то хана
и так каждый год жесточайшее Унижение от проверяльщиков.
потом ученики Унижают,директор себе..короче фильм Ужасов.
какой там кого то учить...ушёл с работы ,кинув шапку об пол.
хорошо быть бездельником--никто не проверяет.

Анатолий Бурматоф   30.10.2015 18:22     Заявить о нарушении
Спасибо, Анатолий!
Быть учителем сложно... Это как надо любить детей?!
Бывает, что проверяющие сами полные профаны...
Мда, "бездельников - никто не проверяет", но на них тычут пальцем, хотя это и неприлично...

Зоя Севастьянова   30.10.2015 19:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.