20. Ковчег
Понятием шехина или шхина в иудаизме обозначают Божественное присутствие в мире. Шехина неотделима от Бога и не является Его частью, она собственно и есть Сам Бог. Поэтому Шхина также одно из имен Бога. Если двое сидят вместе и учат Тору, то и Шхина пребывает среди них. И даже если один изучает Тору, Шхина сидит вместе с ним, как сказано «Во всякое место, где будет упомянуто Имя Мое, приду Я к тебе и благословлю тебя» (Шмот 20:21).
Однако единого взгляда на природу Шхины в еврейской философии все же нет. Некоторые полагают, что она тварной природы и существует независимо от Бога.
Слово «шехина» происходит от корня шин, каф, нун «проживать, обитать, селиться». В современном иврите, например, однокоренное слово «шахен» означает «сосед, жилец, квартирант», и слово «мишкан» – «жилище» – того же корня.
По замыслу Творца Шхина должна была пронизывать всю Вселенную и пребывать на земле, чтобы земля и Небеса составляли гармоничное единство. Однако Адам согрешил, и Шхина удалилась с земли на первый уровень Небес. Каин убил Гевеля, и Шхина перешла на второй уровень. В поколение Эноша люди стали служить звездам. Понастроили храмов и алтарей, стали приносить им жертвы, восхвалять и возвеличивать их словами, простираться ниц перед ними, и Шхина поднялась еще на один уровень. В поколение потопа Шхина перешла на четвертый уровень, во время строительства Башни – на пятый, за преступления жителей Сдома и Аморы – на шестой, а из-за нечестия египтян – на седьмой. И вот сейчас после того как для Шхины будет выстроено место ее обитания, пообещал Господь, что вернется она на землю.
Моше объявил, как и повелел ему Бог, чтобы каждый израильтянин добровольно, только лишь по велению сердца, принес возношение (труму) Богу, всего пятнадцать материалов: загав (золото), кесеф (серебро) и нихошет (медь); тхелет (голубая шерсть), аргаман (шелк малинового цвета), толаат шани (пурпур), шеш (тонкое белое льняное полотно) и изим (козий волос); орот элим меадамим (бараньи шкуры красного цвета) и орот тхашим (тахашевые разноцветные шкуры); дерево шитим (акация); шемен ламаор (масло для светильников), бесамим лешемен амишха (масло помазания) и ликторет ассамим (благовония для воскурений); авней шогам веавней милуим (камни для эфода).
На самом деле было три вида приношений. Половина шекеля на серебряное подножие Мишкана и половина шекеля на приобретение животных для общественных жертв. Это обязательные жертвы. Их должен был принести каждый израильтянин достигший двадцатилетнего возраста. А третье, без всяких оговорок добровольное приношение – «кто сколько сможет» – на постройку Мишкана и изготовление его утвари.
Уже к утру 12 тишри все материалы, к удивлению Моше, были собраны и даже в большом избытке.
Когда подсчитали шекели на серебряные подножия, оказалось их сто кикаров (1) и еще 1775 шекелей. Такое количество серебряных монет по половине шекеля принесли 603550 израильтян. В этом нетрудно убедиться.
Денежную единицу в один священный шекель (по-арамейски – села) установил Моше. Шекель – это то, что отвешивают. От корня шакаль – «взвешивать». Цена священного шекеля, в отличие от шекеля современного, равнялась цене четырех золотых динаров, приблизительно 14 граммам чистого золота (около 580 долларов сегодня). Но в народе шекелем стали называть половинку от шекеля священного, потому что по закону именно половину священного шекеля каждый должен был ежегодно принести в храм.
Возглавить работы по строительству Моше поручил своему родственнику внучатому племяннику Бецалелю сыну Ури, внуку Хура, правнуку Мирьям. Ему едва исполнилось 13 лет. Он родился еще в Египте в 2436 году. Однако Всевышний сказал Моше: «Я наполнил его Божественным духом, мудростью и разумением, и знанием, и талантом к любому ремеслу: искусно ткать, работать по золоту, по серебру и по меди, и резать камни…, и резать по дереву…» (31:3-5, 35:31-33).
А помощником ему Бог повелел поставить Оголиава, сына Ахисамаха, из колена Дана. Бецалеля Бог выбрал за заслуги Мирьям и Хура. А почему выбрал Оголиава не ясно. Бецалель был из колена Йегуды – самого большого колена Израиля, а Оголиав из колена Дана – самого маленького, да и к тому же не самого праведного.
Повеление Бога построить Мишкан и всю богослужебную утварь описаны в 25 – 27 главах книги Исход (недельный раздел Трума), а описание исполнения повеления содержат главы 36 – 38 (недельный раздел Ваякгель (2).
Строительством руководил Бецалель, но надзор за работами осуществлял Моше, ведь только он собственными глазами видел Шатер Откровения и все его наполнение, все что должно находиться в нем. А главное то место, где должна пребывать Шехина.
Шехина не должна пылиться где-то в самом темном углу, для нее Бог повелел изготовить специальное место пребывания – ящик (арон) устроенный особым образом. Из 25 главы следует, что работы должны были начаться с изготовления вот этого арона или ковчега, как принято писать по-русски (3). Однако, как ясно из 36 главы, Бецалель начал с шатра (4).
«И сделал Бецалель ковчег из дерева шиттим длиною в два с половиной локтя, шириною полтора локтя и высотою полтора локтя» (Исход 37:1).
Ковчег был сделан из дерева – это ясно, но из какого дерева – существуют споры. Одни говорят, что дерево шиттим – акация, другие, что это дерево – кедр.
Внешние размеры ларца можно оценить лишь приблизительно, так как нет точных данных, каким именно локтем пользовались евреи при измерениях. Если это был египетский «царский» локоть равный примерно 52, 5 см, то арон был около 79 см в ширину и высоту, и около 131 см в длину.
«И покрыл его чистым золотом изнутри и снаружи, и сделал к нему золотой венец вокруг» (37:2).
По Раши Бецалель изготовил три ковчега: два из золота, а один – деревянный, таким образом, чтобы они как матрешка, но плотно и без зазоров входили один в другой. Самый внутренний – золотой, затем из дерева шиттим, а снаружи опять золотой.
О толщине деревянных стенок и стенок из золота существуют споры. Одни говорят, что толщина дерева была менее одного пальца, другие – два пальца, как и толщина золотых стенок. По мнению же Абарбанеля деревянный ящик был покрыт тонким слоем золота изнутри и снаружи.
У ковчега были дно и четыре стенки, а сверху он был полностью открыт. Есть мнение, что наружный золотой ящик был по высоте несколько больше остальных. Из этого выступающего превышения и был изготовлен золотой венец, окаймлявший с четырех сторон ларец.
К четырем углам ларца вверху были прикреплены отлитые из золота кольца, таким образом, чтобы можно было вставить два деревянных шеста, покрытых золотом, причем длина ковчега отделяла один шест от другого. Эти шесты заповедал Бог никогда не вынимать.
Сверху ларец закрывался золотым покрытием – каппорет. Его толщина была один тефах или примерно одна ладонь (5).
«И сделал двух керувим из золота, чеканной работы сделал их с двух концов покрытия. Один керув с края с одной стороны, и один керув с края с другой; из покрытия сделал он керувим с двух его концов. И были керувим с простертыми вверх крыльями, укрывая своими крыльями покрытие, и лица их обращены друг к другу; к покрытию были обращены лица керувим» (Исх. 37:7-9).
Примечательная особенность покрытия это два керува, по одному с каждой стороны. Их нельзя было изготовить отдельно, а потом прикрепить каким-либо способом. Каппорет и крувим вычеканены были из цельного куска золота с помощью различного веса молотков.
Крувим имели человеческий облик. Но не взрослого человека, а подростка. Об этом говорит само их название. Керув составлено из слова равья – «подросток» по-арамейски и предлога каф со значением «как», т.е. керув (керавья, по-арамейски) – «как подросток». А некоторые говорили, что даже и не подростки, а совсем еще дети. Самое удивительное то, что один керув был мальчиком, а другой – девочкой. Какая половая принадлежность может быть у существ ангельской природы?
Шехина не лежала, укрытая в ящике. Там лежали каменные скрижали, изготовленные Моше. А Шхина являла себя из пространства между керувим, как сказано: «Бог Саваоф, обитающий между керувами» (2 Царств 6:2).
Но был и еще один ковчег, попроще, изготовленный из дерева лично Моше в то время, когда он вытесывал скрижали из камня взамен разбитых им. Он был идентичных размеров, но на крышке у него не было крувим. Когда евреи шли по пустыне первым несли именно этот ковчег (см. иллюстрацию), а «главный» находился намного сзади, тщательно укрытый занавесью парохет и покрывалами с Мишкана.
Привилегия носить Ковчег Завета была закреплена за семейством Кегата. Так как на нем обитала Шхина, неприлично было поворачиваться к Ковчегу спиной. Поэтому передние носильщики были не в простом положении: им приходилось двигаться (скорее пятиться) спиной вперед. К счастью это установление не касалось деревянного ковчега. На нем не было керувим, и носильщики его шли так, как было им удобно, однако внутри между шестами (см.иллюстрацию).
Те, кто нес Ковчег Откровения и простой ковчег, шли босиком. Как же можно в пустыне по раскаленному песку идти босиком? Оказывается можно. Потому что шли они, на самом деле, по идеально ровной поверхности приятной температуры, все равно, что по гладкому полу. Помните облачный столб, что шел впереди? Он всегда сопровождал первый ковчег. Вот он то и выравнивал дорогу, а одно из семи облаков славы стлалось под ногами, точно персидский ковер.
Из шестов «ведущего» ковчега выходили две струи огня, которые уничтожали любую живность, представлявшую угрозу шествующей колонне. В основном, змей и скорпионов.
Вообще, нужно сказать, Ковчег был довольно опасной штуковиной. Не только змеи и скорпионы, но и людей немало сложило голову от «неосторожного» с ним обращения и его таинственной силы. Один взгляд на него представлял опасность для простого человека. Даже левитам, тем, кто носили Ковчег, под страхом смерти было запрещено смотреть на него.
Однажды филистимляне, по глупости, захватили Ковчег, и когда покрылись мучительными наростами, решили его вернуть. Установив Ковчег на колесницу запряженную коровами, они отправили его без всякого сопровождения по дороге в Бейт-Шемеш. Коровы притянули повозку на поле Йегошуа Бетшемешского, где народ как раз жал хлеб. Очевидно, не ожидая никакого подвоха, самые любопытные полюбовались святыней. «И поразил Он людей Бейт-Шемеша за то, что они заглядывали в Ковчег Бога, и было убито семьдесят человек…» (1 Царств 6:19).
А однажды Давид перевозил Ковчег на повозке. В одном месте повозка накренилась, а шедший рядом некий Уза, сын Авинодава, решил его поддержать, чтобы не свалился ларец с повозки. И мгновенно был поражен, и умер на месте (2 Царств 6:7).
Но первый раз Ковчег показал себя в день освящения Мишкана. В первый день месяца нисан 2449 года от сотворения мира Моше, Аарон и сыновья Аарона совершали в шатре служения. Все положенные жертвы были принесены, но Шхина никак не обнаруживала себя, и Господь не принимал жертвы. Т.е. огонь не сходил на жертвенник. И тогда сыновья Аарона Надав и Авигу решили немного ускорить процесс. Они взяли по совку, положили на них горящих углей и благовоний и, не известив Моше, направились в Святая Святых. И вышли от Ковчега две огненные струи и, разделившись каждая на две, вошли в ноздри неразумным сыновьям Аароновым. Они упали замертво, а на жертвеннике вспыхнул огонь, и сошла Шхина, и разместилась на крышке Ковчега, промеж крувим, и обрела постоянное пристанище на земле.
Судя по количеству золота, Ковчег имел внушительный вес. И нести его было бы непростой задачей. Но Господь и здесь все предусмотрел. Говорят, Ковчег не только не утруждал тех, кто его нес, но и помогал им самим идти.
«И было, когда поднимался ковчег в путь, говорил Моше: восстань, Господи, и рассеются Твои враги, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к множеству тысяч Израиля!» (Числа 10:35-36).
Когда царь Шломо выстроил Храм, Ковчег занял предназначенное ему место в Святая Святых. Случилось это в день освящения Храма в месяце тишри 2936 года (824 г. до н.э.). А когда вавилонский царь Невухаднеццар II (Навуходоносор) захватил Иерусалим летом 3338 года (422 до н.э.) и вошел в Храм, Ковчега там не оказалось. Он исчез.
Последний раз в Танахе упоминание о Ковчеге содержится во второй книге Хроник (Паралипоменон) 35:3. Как следует из этого стиха во время царствования иудейского царя Йошиягу (Иосии) (3278 – 3316 годы) Ковчег еще был.
Куда же он делся? Есть несколько версий.
Например, зафиксированная в неканонической второй книге Маккавеев.
Во второй главе рассказано, что пророк Йермиягу «по бывшему ему Божественному откровению, повелел скинии и ковчегу следовать за ним, когда он восходил на гору, с которой Моисей, взойдя, видел наследие Божие. Придя туда, Иеремия нашел жилище в пещере и внес туда скинию и ковчег и жертвенник кадильный, и заградил вход. Когда потом пришли некоторые из сопутствовавших, чтобы заметить вход, то не могли найти его. Когда же Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа. И тогда Господь покажет его, и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее, как и Соломон просил, чтобы особенно святилось место» (2 Макк. 2:4-8).
Гора Нево – та самая гора, на которую повелел Господь взойти Моше перед смертью. С ее вершины открывалась панорама на землю обетованную Израилю. Господь хотел, чтобы Моше увидел святую землю, потому что ступить на нее ему было не суждено. На этой горе умер Моше и на этой горе погребен. Где могила его неизвестно и не найдена по сей день.
Другую версию содержит Талмуд. В трактате Йома (52 б) сказано, что царь Йошиягу получил пророческое извещение о вавилонском пленении и спрятал Ковчег Завета. А вместе с ним спрятал ларец с маном, бутыль с маслом помазания и посох Аарона, расцветший цветами и давший плод, как рассказано в книге Числа (17:8), а еще короб с дарами филистимлян, которые принесли они, чтобы не гневался больше Господь и не мучал их нарывами.
А где конкретно спрятал, не говорится. Некоторые считают, что он закопал его где-то в Храмовой Горе, возможно под камнем штийя – краеугольным камнем мироздания, который находился как раз в Святая Святых Храма и который и сегодня можно видеть в исламском Куполе Скалы или Куббат ас-Сахра.
В городе Аксуме в Эфиопии находится православный собор Святейшей Девы Марии Сионской. В небольшой часовне на территории собора якобы хранится «настоящий» Ковчег Завета. Его никто не может видеть, кроме одного монаха – хранителя святыни. Но ему нельзя покидать часовню, и интервью он не дает.
В Книге о славе царей Эфиопии – Кебра Нагаст (6) – есть рассказ о том, как Ковчег оказался в Эфиопии.
Однажды к царю Шломо, прослышав о мудрости его и богатстве, явилась царица Савская (Шва или Шеба). Кто она такая и откуда пришла не совсем ясно. Ее имя не сохранилось, а Шеба – возможно, Сабейское царство, существовавшее на юге Аравийского полуострова. Но роман с иудейским царем у нее все же случился. И, естественно, от этой связи появился ее плод.
В Кебре Нагаст говорится, что династия эфиопских царей берет начало от царицы Шеба, по имени Македа, и царя Израиля Шломо. У них родился сын Менелик (7). Менелик вырос, стал царем эфиопским, выкрал Ковчег Завета и перенес его в свою страну.
Не то в 1952 году, не то в 53 группа археологов вела раскопки в пещерах Кумрана на берегу Мертвого моря. В пещере, которую местные жители называли «Две Луны», они обнаружили медный свиток с текстом на древнем иврите. В конце концов, свиток развернули, а текст прочитали. Об этом узнал некий американский экстравагантный джентельмен и пастор баптисткой церкви по имени Вендил Джонс. Он сразу понял, что речь в свитке идет о сокровищах Храма Шломо. В одном из фрагментов текста сказано: «В основании холма в пустынной долине Анкор с его восточной стороны есть камень, закрывающий вход в пещеру. От входа нужно спуститься по сорока каменным ступеням, и там стоит засыпанный землей серебряный ларец с облачением первосвященника, а рядом погребена священная дарохранительница с бесценными сокровищами из золота и серебра». Но никаких конкретных указаний.
Это обстоятельство ничуть не смутило американского джентльмена, однажды даже ставшего прототипом Индианы Джонса Стивена Спилберга, и он упорно продвигался к намеченной цели: найти Ковчег.
В конце концов, он нашел «тот самый» сосуд с маслом помазания и резервуар с неким порошком, основой для священных благовоний кеторет, с которыми входили в Святая Святых. Это были якобы предметы из медного списка, и которые были спрятаны вместе с Ковчегом. Он нашел также многоуровневую пещеру, где, по его убеждению, находится Ковчег. Но проникнуть в нее не смог из-за противодействия властей.
27 декабря 2010 года Вендил Джонс покинул землю, а Ковчег остался на своем месте.
Иллюстрация: фрагмент работы Гади Поллака.
Примечания:
(1)Кикар (или талант) – мера веса, равная трем тысячам святых шекелей (шекель гакодеш) или 35,4 кг.
(2)Название недельной главы происходит от первого слова первого стиха 35 главы книги Исход: «Ваййакгель Моше эт-коль-адат бней исраэль…» – «И собрал Моше все общество сыновей Израиля…».
(3)Ковчег, который построил Ноах из дерева гофер, назван словом тева. Ларец из папируса, в который мать уложила младенца Моше, также назван тева. Арон – это ящик, сундук, гроб. Например, гроб, в котором несли прах Йсефа, назван арон.
(4)В «Легендах еврейского народа» Луиса Гинцберга можно прочесть, что строительство Бецалель начал все же с Ковчега.
(5)Тефах – линейная мера равная ширине ладони или ширине четырех пальцев (около 7,4 см). Амма – локоть равный ширине 28 пальцев или 7 ладоней.
(6)Кебра Нагаст издана на русском языке в серии «Александрийская библиотека» в 2006 году (Амфора).
(7)В еврейских источниках есть предание, что прямым потомком дочери, родившейся от связи царицы Шва и Шломо, стал вавилонский царь Невухаднеццар, который спустя четыре столетия захватил Иерусалим и разрушил построенный Шломо Храм.
Свидетельство о публикации №214090300862
Нужна ли мне будет дальше эта ваша инфа, не знаю.
Не сказать, что котов люблю, но от собак спасала не раз. И шипение котов им не помогало, а моё желание.
Пока без оценки, но я не вы не понравилось не поставлю.
Гулкая 03.10.2014 06:57 Заявить о нарушении