Покровский ставропигиальный женский монастырь

     Пожалуй, нет женщины, которая не слышала о Святой Матроне и  побывав в  Москве не посетила Покровский ставропигиальный женский монастырь, где хранятся мощи святой.  Выйдя из Афонского подворья, возвращаемся обратно к Таганской площади  и  садимся на троллейбус у метро «Марксистская», нам нужна Таганская улица, дом 58,Покровский ставропигиальный женский монастырь.Адрес - у Покровской заставы Таганская улица , дом 58, метро «Марксистская»,троллейбус 16, 26, 63, либо — пешком 10 минут
    Со времени основания это был Покровский,что на Убогих домах,миссионерский заштатный необщежительный мужской монастырь у Покровской заставы. На месте монастыря с давних пор находился Убогий дом  за Таганскими(Болвановскими) воротами. В начале XVII века здесь на пустом поле за Покровскими воротами было кладбище для нищих и бездомных, которых свозили сюда со всей Москвы.Патриарх Филарет постановил хоронить в Убогих домах: «которых винаобопьются, или зарежутся, или с качелей убьются, или,купаючись, утонут,или сами себя отравят, или иное какое дурно сами над собою учинят»Их не имели права хоронить на приходских кладбищах у многочисленных московских церквей. Убогий дом представлял собой сараи с ямами,куда складывались по сто, двести трупов, которых священники весною отпевали,засыпав землёй.Всеобщее отпевание происходило два раза в год — на седьмой четверг по Пасхе и в праздник Покрова.
     Сюда в мае 1606 года толпа москвичей привезла на навозной телеге труп Лжедмитрия и бросила его в общую могилу для воров и бродяг. По легенде, после этого события в Москве ударили страшные морозы и продолжались они до тех пор пока 28 мая труп Лжедмитрия не извлекли из могилы, после чего его отвезли в деревню Нижние котлы, где сожгли, зарядили пушку пеплом и выстрелили этим пеплом в сторону Смоленской дороги. Надобность в «убогих домах» отпала после отмены смертной казни императрицей Елизаветой Петровной в 1753 году, после чего они были заменены обычными кладбищами.
     Царский Покровский монастырь что на Убогих домах, один из последних по времени основания монастырей Москвы, был основан в 1635 году в пяти верстах от города на месте ранее существовавшего там «Убогого дома» на «комнатные» деньги царя Михаила Фёдоровича в память о кончине 1 октября1633 года Патриарха Филарета, отца Михаила Фёдоровича, который скончался в праздник Покрова.Царь Михаил Фёдорович поставил в монастыре деревянный храм Покрова Пресвятые Богородицы в честь Деулинского перемирия с Польшей.Деулинское перемирие освобождало Москву от притязаний на власть польского королевича Владислава и было заключено в Покров день.В конце XVII века поддержку и покровительство монастырю оказал Патриарх Никон. Сын Михаила Романова царь Алексей Михайлович и его сын Фёдор приезжали сюда на Пасху и по обычаю того времени наделяли старцев своим жалованием и христосовались с ними красными яйцами.Первый храм — Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святого
Иоанна Дамаскина. Был возведён в 1655 году по указу царя Алексея Михайловича взамен деревянной церкви.В 1806 году он был разобран и на его месте сложен новый.Второй храм — Всех Святых (ныне — соборная церковь ВоскресенияСловущего).Возведён в 1682 году по желанию и на средства царя Фёдора Алексеевича.Храм перестроили в 1792-1798 гг. на пожертвования купца, первогомосковского городского главы Деомида Мешанинова.
     В 1854-1855 гг. в конце царствования Николая I храм был перестроен попроекту выдающегося московского архитектора академика архитектуры
Михаила Доримедонтовича Быковского, после чего освящён во имя
иконы Воскресения Словущего.В 1799 году возвели каменную трёхярусную колокольню в готическом стилес часами на средства Деомида Мешанинова, а также подняли каменную ограду протяжённостью 475 метров, пристроили братские кельи и обновилипривратную часовню.Во время войны 1812 года настоятель обители иеромонах Иона погрузилна повозки ценности монастыря и почти со всеми насельниками уехал в Вологду. Наполеоновские солдаты разграбили и опустошили монастырь. К 1815 году настоятель Иона восстановил обитель, за что его прозвали строителем. В XVII-XIX вв. при монастыре существовали две богадельни на 50-75 мест и приют-пансионат для 50 певчих мальчиков, церковноприходская школа.
    В Первую Мировую войну в 1916 году в стенах обители открыли лазарет на 300 коек для раненых солдат. Западная часть обители с XVIII века была отведена под захоронение умерших от эпидемий. К началу XX века кладбище Покровского монастыря было главной усыпальницей московского купечества, духовенства, настоятелей московских церквей, монастырей. Были похоронены: доктор Н. А. Белоголовый ;писатель Василий Петрович Боткин (1869 г.) — брат врача С. П. Боткина ; купец и коллекционер Пётр Щукин, были захоронения московских купцов Хлудовых, Боткиных, Мазуриных, Карзинкиных, Шапошниковых, дворян Ермоловых, Давыдовых, Фон-Визиных и многих других.
     В 1920-е гг. была взорвана колокольня, затем разобрали северную и
восточную монастырские стены .На территории монастырского кладбища поставили эстраду, аттракционы и открыли парк, ныне — Парк Культуры и Отдыха «Таганский».Центральную часть кладбища спланировали под аллеи, а западную —под футбольное поле .В западную стену кладбища вмонтировали барельефы, изображаю спортсменов.Покровский монастырь возродился в конце 1970-х начале 1980-х гг.уже как женский. Настоятельницей вновь открытого монастыря была поставлена игумения Феофания. К концу 1990-х гг. восстановлены интерьеры и росписи храмов,воссоздана колокольня
   1-го мая 1998 года перенесены с Даниловского кладбища гроб и мощи
cвятой Блаженной Матроны Московской.В 2004 году на Архиерейским соборе Русской православной церкви«святая праведная Матрона была причислена к общецерковному почитанию»
    Мои впечатления. Начало Нижегородской дороги, что сейчас называют  Рязанским шоссе,  на  бывшем кладбище начинается, у меня прямо мурашки, энергетика места отрицательная. Толпы жаждущих приложиться к мощам Матроны,  чистенько, продается много разных иконок и организованно питание. Красивый цветник и между сохранившимися могилами посажены кедры.  Была, стояла, просила, особого результата, кроме усталости и раздражения не получила. Очень там богатые священнослужители, вся стоянка в крутых иномарках, ощущение хорошо налаженного  религиозного бизнеса. Купи  иконку,  запиши требы и будет тебе счастье. Почитаю Святую Матрону, знаю пару женщин, которым  молитва этой святой помогла, а толпа страждущих у меня вызывает раздражение. Просто захожу в храм, пишу записочки и ставлю свечи, мысленно обращаюсь к иконе Матроны на внутренней стене храма и продолжаю путь к другим монастырям.


Рецензии
Спасибо, Ольга, за описание. Жаль, что к сердцу не пришелся.

Алла Гиркая   19.11.2019 23:00     Заявить о нарушении
Там очень народу много.

Ольга Сангалова   20.11.2019 21:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 32 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.