Челнок
Почему-то, как назло,
Часто тянет сельских в город,
Городских - назад в село...
И не важно, стар ли, молод,
Жизни суть свое взяла -
Завлекает модой город,
Тяжко сердцу без села...
Недавно у меня был один интереснейший разговор с моим преподавателем из альма-матер:
-Артур, в деревню соседнего района требуется учителя башкирского и английского языка, если есть, кто на примете, позвони, - и был дан номер телефона. Честно признаюсь, это сообщение меня сначала позабавило, но в ту же секунду опечалило.
-В село никто ни поедет! – заявил с полной уверенностью я.
-Там прекрасная школа!
-Дело не в школе. Просто мало кто из молодых учителей согласится отправиться в село работать, - парировал я ответ, - Мои искренние «соболезнования» директору.
-По себе других не судят! А сам-то, почему в селе?
-А я уже не работаю! В село могут поехать от безвыходности. Ищите таких.
В самом деле. Рассказ на тему молодых учителей в селе, нет, правильнее сказать «в деревне», я хотел написать уже давно. Название было выбрано в момент возникновения самой идеи. "Челнок"! Именно такое название подходит учителю, который работает в другом селе, зачастую мигрируя из своего постоянного места проживания. Челнок – это учитель, переносящий все тяготы не служебной, а жизненной действительности.
Я бы не стал писать об учителях-челноках, мог бы просто пропустить мимо ушей очередное упоминание в каком-либо разговоре, газете, СМИ. Однако быть учителем-челноком очень близко мне. Совершенно недавно я сам им являлся. Уважаемый читатель скажет: «О! Решил поделиться!» Я скажу: «Да! Я решил вам во всех возможных подробностях описать все «плюсы» и «минусы» учителя-челнока».
Стать челноком вас никто не может заставить. Обычно из рядового учителя получается челночный вполне ожидаемо. Не нужно здесь быть профессиональным аналитиком на рынке труда. Только за последнее десятилетие, текучка кадров увеличилась в разы. На мой взгляд, есть два основных места, где сосредоточены рабочие ресурсы: город и деревня. У каждого места есть как положительная сторона, так и отрицательная. Непросвещенных в этом вопросе мало, но если рассмотреть подробнее скелет условий каждого места дислокации вы заметите существенную не честную разницу.
Город – место сосредоточения всего необходимого для человека и его полноценной жизни. Город – место, где человек в состоянии найти всё, что его душе заблагорассудится. Город – место, где человек в полной мере способен себя реализовать. Наконец, город – это место, где течет жизнь, своей многоводностью и полноцветностью не обходит стороной, того, кто хочет достичь большего. Естественно, все блага вам в большей степени приходится приобретать в упорном труде. Часто этот труд проходит в поте лица. Что уж философствовать на эту тему?! Мы живем в стране, где 90 процентов людей вынуждены работать. С девяти до семнадцати, с девяти до семнадцати, с девяти до семнадцати... Работать пять, а то и шесть дней в неделю на продолжении нескольких месяцев ради того, чтобы обеспечить себя всеми мечтаемыми благами. Огромное влияние на вашу жизнь имеет условия проживания. Город имеет большее количество преимуществ. Проживание в уютной квартирке, пусть даже съемной; высокооплачиваемая работа, пусть даже с девяти до семнадцати; отдых и гулять в многочисленных разнообразных парках и скверах, пусть даже в середине транспортного города; музеи, театры, клубы на любой вкус, пусть даже добираться до них в пробках несколько часов; рестораны и кафе с любой мировой кухней, даже если это слегка дороговато; магазинные комплексы, где разбегаются глаза в разные стороны, и в которых есть возможность заблудиться. Я перечислил лишь самые очевидные «плюсы» города перед российской глубинкой.
Чем может ответить деревня? «Да в деревне в сто раз лучше, чем в вашем городе!» заявили бы мне в лицо. Спешу успокоить, полностью с деревенскими жителями согласен, ибо сам «парень из деревни». Много хорошего и в сельской местности. Прежде всего, это самые очевидные - чистая природа: масштабные леса с чистейшим озонированным воздухом; реки и озера без сточных вод; тишина, нарушаемая пением птиц летом и завыванием вьюги зимой. Стоит ли говорить о перечисленных выше городских преимуществах?!
-Наши выпускники, всегда востребованы в профессиональной среде, - начал свою речь директор колледжа на выпускном вечере, - Они всегда находят себя и место, на профессиональной стезе.
-Ага! – рассмеялись мы, стоя у задних рядов.
-Охранник, менеджер, кладовщик, завхоз, бармен, - перечислил, давясь от смеха, мой однокурсник.
Окончив педагогическое учебное заведение, вы выпускаетесь в свободный птичий полет. Расправив крылья, вы мчитесь испробовать все те многочисленные знания, полученные в ходе ежедневного умственного труда на протяжении пяти лет. Подтвердить свои знания на практике, и вследствие этого доказать, что получили диплом не зря - становиться вашей приоритетной задачей. Сам собой возникает вопрос: куда пойти работать со своим свежим дипломом, запах типографской краски, которого еще не улетучился?
В сельской местности не так много школ. Если это среднестатистический район России, то количество учебных заведений ограниченно естественным отбором. Обычно их набирается не более полусотен или около того. В каждой школе есть собственный коллектив, слаженный за многие десятилетия.
Текучка кадров в коллективах происходит, как оказалось, ежегодно. В это, выражаясь современным языком спорта, трансферное окно, нашему выпускнику необходимо попасть. В главном здании РОНО, как и в международной футбольной организации «ФИФА», вам готовы предоставить все возможное «клубы» - школы, которые хотят «приобрести» себе «высококлассного игрока». Тридцать-сорок таких «клубов» - школ после очередного сезона теряют своих подопечных. Одни завершают свою карьеру пенсией, вторые меняют одну учительскую на другую, причем другая может находиться за границей вашего родного района. Третьи находят себе совершенно другую карьеру.
Смена учительской – одна из главных причин текучки кадров. Как в мире спорта есть различного уровня и условий клубы и команды, так и в образовании существует разница между учебными заведениями. Необходимо быть особенно внимательным при выборе своего места. Однако, если вы в безвыходной ситуации, вам придется согласиться на имевшуюся вакансию. Уповать на помощь со стороны не стоит. В отделе образования не так много учебных заведений, где есть свободное местечко. Преимущественно, место вам могут предложить в отдалении от центра определенного района. Чаще всего это «российская глубинка».
Российская глубинка. Сколько слов было посвящено этому месту! Величайшие русские писатели и поэты слагали свои произведения, одухотворяясь корнями из глубинки. Меня всегда поражало то, как они воспевали «деревню»!
Какое счастье жить в деревне,
Вокруг вода, леса, луга, поля,
И возле домика фруктовые деревья,
А чуть подальше к лесу тополя.
Здесь летом очень мило и красиво,
И летний воздух очень чист,
Деревья шелестят листвой игриво,
В сирени слышен соловьиный свист.
А ласточки, кружа над косогором,
Гоняют комаров и мошкару,
Кукушки эхо слышится над бором,
Туман над речкой стелется к утру.
Седой туман клубится над водой,
Роса легла в некошеные травы,
Поет невидимая птица, козодой,
Заря уходит за далекие дубравы.
Проходит ночь и утро наступает,
И снова солнце над рекой встает.
Пастух на поле стадо выгоняет,
Паук на ветке паутинку вьет.
Пастух величественно, браво,
На поле начал стадо выгонять,
А где-то там, в лесу за переправой,
Кукушка начинает куковать.
И соловей кукушке мерно вторит,
Насвистывая сладостную трель свою,
Как будто он о чем-то с нею спорит,
Мол, все равно я лучше всех пою.
Вот стадо шумно речку переходит,
Идет на луг что в пойме у реки,
А из-за леса солнышко выходит,
И на рыбалку вышли рыбаки.
Все разбредаются по лодкам,
Спешат занять свои любимые места,
Кто собирается ловить в проводку,
А кто-то бросить донки у моста.
(А. Кулябин.)
Итак, молодого учителя направляют в живописную глубинку где-то в углу нашей необъятной страны. С первых дней может возникнуть одна из самых главных проблем России – жильё. Где сельскому учителю-челноку придется жить? Как правило, не все школы имеют в наличии собственное жилье для их кадров. А если учесть место действия «глубинка», то трудность на лицо. Как говорится «всем миром», а в случае с челноком всем селом, ему находят жилье.
Можно было бы детально дальше описать жизнь и быт челночного учителя, но до меня это уже сделал наш великий русский писатель Александр Исаевич Солженицын в своем рассказе «Матренин Двор».
Челноку обычно выделяют деревенский дом с хозяином или без него. Здесь в типичном деревенском быту закладывается челночная трудовая и житейская деятельность.
Туфельки сменив на сапоги,
Рукавицей, заменив перчатку,
С багажом намерений благих
На ветру слезу смахнёшь украдкой.
Перед сваленною у крыльца
Кучей дров — в растерянности полной.
Перед снимком милого лица
Вечерами, как перед иконой.
За порогом не видать ни зги,
Тишина — как будто ты оглохла.
И дождями (мама, помоги)
Осень хлещет и дробит по стёклам.
Сразу печь не растопить никак,
Гаснет неподатливое пламя.
И как будто, влезши на чердак,
Кто-то завывает там ночами.
Притязанья местных женихов,
Интерес сударушек окрестных,
Любопытный взгляд учеников.
И кому тревожней — неизвестно.
И спешит за строчкою строка.
С кем ещё смятеньем поделиться?
«Как мне грустно, одиноко как!» -
Понимает чуткая страница.
Наконец пушистая зима
Освещает всё своим покровом.
И от сердца отступает тьма,
И душа опять взлететь готова.
В новый год, где новые друзья,
Мост пока ещё довольно хрупкий.
Чтоб его перешагнула я,
Первым ты протягиваешь руки.
(Трутовский К. А.
«Сельская учительница» 1883)
О, сколько же приходится переживать и претерпевать российскому челноку! Начинается все с дорожных условий. Отправляясь из «ядра» района, оттуда, где челнок проживает, он может добраться до места «вахты» двумя способами. Если «вахта» находится на полу-периферии района, есть хорошая возможность доехать на сельском труженике – автобусе «ПАЗ». Чаще этого помощника ласково величают в народе «резиновый пазик». Вот стоит наш Челнок на автобусной остановке, в ожидании кареты, которая обычно прибывает вовремя по расписанию. Ожидать приходится в любую погоду: в хорошую, когда на дворе царит «Бабье лето»; в плохую, когда «Бабье лето» с ревом покидает свой пост взамен наступающим холодам скорой зимы. Зимой ожидание пазика особенно тянется долго. Челноку приходится стоять под светом столбового фонаря на открытой остановке, притаптывая ногами от мороза или жмурясь с каждым завыванием метели. Дорожную сумку в несколько килограммов уже успевает припорошить снегом, когда вдали появляется мерцание двух фар снизу и двух огоньков лампочек на верху, на крыше плоского лица автобуса. В пылу ожидания, челноку хочется, чтобы он ехал быстрее к вам, но машина лишь медленно плывет сквозь волны снега, невзирая на мольбу челнока.
Со скрипом тормозных дисков автобус останавливается рядом с вами. Шторки двери с пшиком распахиваются, откуда слегка выдувается пар из салона. Вскочив на подножку, Челнок направляется к водителю. За многогодовую поездку одним и тем же маршрутом водитель уже знает, кто и куда, во сколько едет. Я не удивлюсь, если трудяга баранки наперед, с утра, выходя в рейс, в голове прокручивает, кого и где он подберет и докудова доставит. Челноку даже не приходиться говорить, куда он направляется. Лишь водитель возьмет, не глядя деньги спросив:
-Ровно?
-Да, - заученно ответит Челнок. «Доверяй, не проверяя» здесь бытует правило. Рубли оказываются в кассе, взамен получен пять на пять сантиметров билетик с пунктом назначения. Снова знакомые еженедельные лица сидят на сиденьях, больше похожие на скамейки, автобуса. Несмотря на то, что район большой по площади, а автобус курсирует по три раза на дню, миграцией занимаются в большинстве своем одни и те же люди. Контингент обычно ограничивается одними и теми же социальными слоями. Милые старушки своим котомками припасов и невесть, какими припасами весело болтающие в одном углу салона. Чаще всего они занимают самые передние места, те сиденья, которые расположены друг против друга, сразу за водителем. Создается такой кружочек из четырех-пяти бабулек. В противоположном ряду обычно сидят студентки. Красивые девушки, все время улыбающиеся, и вечно хихикающие над своим «над женским». Они успевают, и главное, понимают друг друга с полуслова с наушниками в ушах звенящей музыки низкой частоты. Посередине салона занимают места пассажиры среднего возраста. Кто-то едет с гостей, другие на работу, третьи возможно по делам. Самые задние ряды – амфитеатр, по понятиям принадлежит людям с понятиями. Самые строгие, а подчас суровые люди сидят сзади, уступая партер вышеперечисленным пассажирам. Особо интересные спикеры заседают здесь. Часто захмелевшие, они поднимают большую дискуссию, нередко скандаля, словно на думских баталиях.
После службы в армии, я каждый раз двигаясь челночным маршрутом вспоминаю песню из армии, где есть такие куплеты:
Обычный автобус и все как обычно
Кто спорит о чем то, кто просто сидит
И с девушкой рядом на заднем сиденье
Обычный парнишка, парнишка сидит.
Одет он был просто - джинсы, футболка,
И видно, что парень встречался c бедой
На вид - двадцать шесть, ничего он не прожил,
Но был, этот парень абсолютно седой.
Хотелось бы, конечно, чтобы и на заднем сиденье сидели обычный пассажир и пассажирка.
Примостившись, где есть место, а временами и стоя зацепившись за поручень, Челноку предоставляется смотреть открытый спектакль. С каждой остановкой действующие актеры меняются. Актерский состав пассажирского театра можно разделить на два вида – меняющийся и пополняемый. «Это как?» напрашивается вопрос, ведь в обычном театре есть первый актерский состав и второй.
Автобусу предстояло проехать несколько населенных пунктов. В этих пунктах, как в актах и действиях пьесы сменялись «актеры». Пассажиры выходили и заходили. Недоехавшие оставались, пополняемые отъезжавшими.
Работая два года Челноком, мне довелось удостовериться, что я не одинок. Только на проезде по своему маршруту я насчитал пятерых Челноков. Некоторые из них были мне лично знакомы. Также, как и я, они добирались на автобусе со своими котомками. Еженедельно из месяца в месяц, при любой погоде в день миграции они стояли на остановке в ожидании «пазика». Входя в салон, повторяли те же действия, что и я.
Перед тем, как начать писать этот очерк, я пообщался с одной молодой учительницей, тоже Челноком, являющейся им на полу-периферийной дистанции. Зовут Ее, кстати, Юлия. Целью было выяснить, скольких таких же «братьев и сестер по мелу» она знает. Я и представить не мог, что Она перечислит мне еще с десяток имен и фамилий. Многие из молодых учителей работают в периферийных селах района. Как известно, в России две беды, причем, одна постоянно лечит другую. Чтобы добраться до периферии учителю порой требуется преодолевать небывалые проблемы российских дорог! Обычно в самые отдаленные участки, в народе их называют «медвежьими углами», не имеют частого сообщения с ядром (или центром) района. Вследствие этого Челноки вынуждены не часто выбираться со своей вахты. А чтобы добраться необходимо, нанять транспорт.
-Недавно, отвез их туда, в деревню, - рассказывал однажды мне друг, который жил по соседству с двумя Челноками. В глазах его я прочитал жалость и состраданье к бедным учителям.
-Ни асфальта, ни дорог нормальных. Кое-как доехали, чуть машину не угробил! У тебя как с дорогами? – спросил тем временем он меня.
-Да у меня более или менее. Асфальт есть, автобусы ежедневно по два-три раза. Но далеко! Целый час приходиться ехать, - по сравнению с описываемыми Челноками, которых я знал и знаю лично, мне действительно повезло в плане дорог и проезда.
-Зато там построили недавно мост! – вскинул друг палец вверх, - Вся деревня не нарадуется. Раньше же не было, паромом пользовались.
-Бедолаги. Романтика советских времен.
Таким образом, Челноку волей – неволей приходиться добираться из пункта «А» в пункт «Б» и обратно. Только со мной работала Челнок, которой приходилось еженедельно преодолевать больше сотни километров, приезжая с соседнего района!
А ведь все это происходит осенью:
А потом наступает осень,
Ветер в спину и дождь в окно.
Одиночество ... ну, а впрочем,
Это грустно, но так смешно.
Улыбаясь, ты шлёшь подальше
Все несбывшиеся мечты.
Понимая, что чем ты старше,
Тем красивей горят мосты.
Дождь идет, опадает листва
Лес зеленый наряд свой сбросил
На полях и лугах пожелтела трава
Это к нам приближается осень.
Шквальный ветер несет облака
Своей силой качает деревья
Стала темно-свинцовой река
Приумолкла, затихла деревня.
На селе воцарился покой
Да и день не такой уже длинный
И смотрю я в окошко с тоской
На холодные долгие ливни.
Слякоть, дождь, темнота на дворе
Лишь деревья со скрипом качает
И дворняга моя, что живет в конуре
Слышу я, как под скрип завывает.
Дождь нам в окна стучит бубенцом
Мы его не зовем и не просим
И поскрипывает дверь на калитке с кольцом
Это в гости к нам просится осень.
Зимой:
Вот опять изменилась погода,
Выпал снег и пришли холода,
В это зимнее время года
Замерзает в реках вода.
Белым снегом засыпана речка,
Лишь темнеют ее берега,
В избах топятся русские печки,
Побелели леса и луга.
А из печек дымок струится –
Нежный запах березовых дров,
Снег кружится, кружится, кружится,
Стали белыми крыши домов.
Снег ложится, поля заметает,
Им покрылась крона сосны
И не скоро тот снег растает,
Пролежит до самой весны.
Прибыв к месту назначения, Челноку еще предстоит добраться до выделенного ему жилья. Тем временем на улице опускается глубокая зимняя ночь. Спускаясь с подножки автобуса, так не хочется, чтобы его огни салона покидали вас. Однако, шторки двери со скрипом закрываются, водитель дает газа и скрывается за поворотом, превращаясь в дали в светлячок. Тьма. Взвалив сумку на спину, Челнок делает шаг – один, второй, третий. Наш Челнок идет, идет, идет, невзирая на дождь и слякоть, пургу и мороз, через колдобины, ухабы, метровые сугробы ему кажется, нипочем. Улица слегка освещена огнями, падающие из окон домов. Иногда в них можно заметить движимые неясные силуэты. Ни зги не видно, уличные фонари молчат, в целях экономии. Не понимая, куда сделать следующий шаг, приходится прорываться к домику в деревне, забывая о бродячих собаках или и того страшнее диких животных-хищников.
Челноку есть чем упрекнуть известных сильных мира сего за такие условия, созданные ими, но он этого никогда не сделает, ведь все же знают Он – Учитель! Он Сельский Учитель!
Нам бороздить просторы нашего села
Не позволяет статус: мы – элита.
А то б кривая нас далеко завела,
Но развлеченья дверь для нас закрыта.
Будь мы простые люди - все в порядке:
Хучь на природе пей, хучь вечером в кабак.
«Накушался» - сопи ноздрей на грядке,
Репертуаром матерным отпугивай собак.
В подполье нас судьба-злодейка загнала,
Одела в белые пушистые одежды
И знамя целомудрия дала,
И отняла последнюю надежду.
Быть тяжело примером для людей.
Ведь идеала в жизни не бывает
Учитель, братцы, тот же лицедей,
Он много разных масок надевает.
И только лишь в кругу своих друзей
Срываем мы и маски и наряды -
«Сестра, свободы и вина налей,
Свободе и вину мы очень рады.
Уж, коли, мы обижены судьбой
Налей бокал, сестрица, пополней
Я знаю впереди у нас с тобой
Немало радостных и светлых дней!»
___________________________
И опрокинув внутрь бокал вина
Учитель с обнаженною душой
Чтоб выпить чашу горести до дна
Шагнул с охапкой масок в мир большой.
Что ждет его в селе? Практически целый год он, а чаще она, находятся в деревне. Что присуще деревушке, было уже описано и в этом рассказе и творениях других писателей. Есть лишь малая разница в веках. На дворе XXI век, и до закоулков нашей великомасштабной страны добрались блага цивилизации – телекоммуникации, сотовая и интернет связь. Несмотря на наши дороги, они хотя бы работают медленно, но верно, с некоторыми перебоями в сильную пургу, метель или если Челноку посчастливилось жить среди гор и лесов. Есть и свет, и газ; отголоски советской водопроводной системы, с ароматным привкусом ржавчины. Чтобы Челнок не расслаблялся зимними вечерами, есть тренировка по разгребании снега после очередного всеми ожидаемого бурана. Разгребая снег, и прорывая траншею, у вас есть время подумать о сущности жития-бытия. Покидав снег с места на место, Челнок заходит домой, где его ждет душистый чай со сладостями и жареная картошечка на деревенской чугунной сковородке. В морозные дни стоит уповать на газовый котел, лишь бы он по необъяснимым причинам не потух. Иначе придется затопить печку «Голландку», за дровами для которой уж так не хочется выходить из дому. А куда деваться?!
Ну, иногда, не все так однозначно печальненько. Вспомните ранние советские фильмы 50-80 годов прошлого века такие, как «Девчата», «Весна на Заречной улице», «Трактористы», «Высота» и другие. Во всех подобных фильмах царит неподдельная, как в нынешних попсовых фильмах, искренняя Романтика!
Мой отец – агроном, моя мама – учитель,
На селе такой брак очень часто случается.
И, наверное, связан невидимой нитью…
Выбирать на селе не у всех получается…
На селе выбирать можно хату из брошенных,
Коровёнку в хозяйство из стада колхозного.
Да и то не для всех перспектива хорошая,
Лишь для тех в ком работника видят серьёзного.
Я приехал, и мне сразу блага создали:
Поселили в квартиру и дали «УАЗик».
И уже пятый год я «давлю на педали»,
И с тех пор – с под «УАЗика» я не вылазил.
Осознал я в себе неплохого работника:
Агроном, автослесарь, и грузчик, бывало.
Уберёг меня бог переделаться в скотника
Ничего во дворе у меня не «мычало»…
Меня мама толкает – пора, мол, жениться,
Говорит, что и в школе полно Незамужних…
Не хочу я – как все… не хочу повториться…
И с учителем жить агроному не нужно.
Очень разные это на свете профессии,
Занят летом один, а другой отдыхает.
Я не помню, что б жили мы счастливо, весело,
Ну а, может, семья получилась такая.
Именно. Челночная работа регулярно способствует закладке, а затем и зарождению семей. Думаю, нет смысла описывать деревенскую романтику, героями которой являются Он – сельский парень, и Она – молодая, пышущая женственностью и в то же время строгостью, сельская учительница. Тысячелетиями известно, что любовь виртуозно кружит головы влюбленных. Поэтому нет ничего удивительного, что Челнока затягивает, и он сменяет статус «временной» вахты на «постоянную». Некогда отдаленный поселок на окраине, а правдивее сказать в уголке, района, «среди лесов, среди дубрав и гор» становится его родным домом.
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Я твой – я променял порочный двор Цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.
Я твой – люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крылаты;
Везде следы довольства и труда…
Я здесь, от суетных оков освобожденный,
Учуся в истине блаженство находить,
Свободною душой закон боготворить,
Роптанью не внимать толпы непросвещенной,
Участьем отвечать застенчивой мольбе
И не завидывать судьбе
Злодея иль глупца – в величии неправом.
Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!
В уединеньи величавом
Слышнее ваш отрадный глас.
Он гонит лени сон угрюмый,
К трудам рождает жар во мне,
И ваши творческие думы
В душевной зреют глубине.
Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.
Опора милая стареющих отцов,
Младые сыновья, товарищи трудов,
Из хижины родной идут собой умножить
Дворовые толпы измученных рабов.
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
(А.С. Пушкин)
Нельзя, не согласится с Александром Сергеевичем, не так ли? В условиях российского села, очень часто в жестких условиях пытаются жить и работать Они – Челноки – Учителя, кому выпала такая Судьба.
А в конце недели или двух, частенько месяца, Челнок возвращается обратно к себе в родные края. Чтобы увидев своих близких, и заново выйти на автобусную остановку...
В селе ты не просто порядочный житель,
У всех на виду твоё имя – Учитель!
И спрос с тебя строгий, и честь высока,
И ноша твоя на миру нелегка.
Как в святости имя своё ты хранишь,
Как добро на земле ты творишь,
Как праздник встречаешь,
Как любишь семью -
Всё вносится в светлую книгу твою.
Труд твой не измеришь обычною мерой.
И это ты знаешь, учитель наш первый.
Как светится в доме твоём огонёк,
Когда ты проснулся и рано ли лёг.
И как интересен был в классе урок.
Насколько был добр, и насколько был строг.
И как улыбался, и как говорил,
Какую картину с собой приносил.
Кого по головке погладил рукой.
Какою походкою шёл ты домой –
Ничто не уходит от взора людей.
И это понятно: Ты, Сельский учитель,
совесть детей!
Свидетельство о публикации №214090401151