Фонари
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века -
Всё будет так. Исхода нет.
Случилось так, что по долгу службы, мне приходится часто, а именно, еженедельно ездить в соседнее село. По большей части все мое движение из пункта А в пункт Б проходит в обычном рейсовом автобусе. По расписанию автобус ходит вечером. Маршрут следования, до моего пункта назначения пролегает через несколько сел моего любимого района, и, в конечном счете, преодолевает трудяга «пазик» сорок километров.
К чему я решил написать этот рассказ-статью, спросите вы. Давно возникло желание, написать этакий рассказ, сидя и двигаясь единым целым в автобусе. В один из вечеров уже поздней осени уходящего года, я как обычно запрыгнул в двери автобуса. Водитель улыбнулся своей милой водительской улыбкой.
-В Сальевку? – спросил он добродушно.
-В Сальевку, - повторил я.
Получив теплый билетик из терминала, я отправился в салон, но мест было мало. Пришлось никуда не идти, а сесть прямо здесь же, спиной по направлению к движению. Таким образом, моему обзору предстали все лица автобуса. Автобус тронулся. Вспомнились слова песни:
Обычный автобус и все как обычно
Кто спорит о чем то, кто просто сидит
И с девушкой рядом на заднем сиденье
Обычный парнишка, парнишка сидит.
Одет он был просто - джинсы, футболка,
И видно, что парень встречался c бедой
На вид - двадцать шесть, ничего он не прожил,
Но был, этот парень абсолютно седой.
Да, действительно, разных людей пришлось и по сей день приходится встречать людей в районном общественном транспорте. Дедушки и бабушки, мужчины и женщины, едущие по своим заботам. Молодежь! Группами они залетают на крыльях студенчества, хохочут, «стреляют глазами». От этого старшее поколение только и радуются, наблюдая, время от времени перешептываясь.
Автобус тем временем проехал одно из больших сел района - Дуван. Двери открывались и закрывались, люди входили и выходили, шел беспрерывный круговорот жителей района в автобусе на каждой остановке.
Мой взгляд устремился через окно. Вообще я всегда люблю смотреть через окно в любого транспорта, это напоминает мне экран, на котором показывается фильм, который никогда не повторится. Каждый раз, как вы всмотритесь в окно-экран, вы увидите неповторимые кадры из фильма. У окна ведь нет кнопки «Перемотки». Однако, каждый транспорт предоставляет вам свой собственный фильм. В моем маршруте этот фильм называется «Фонари». Странное название, правда?
Из-за того, что большая часть пути проходит ночью, мне все время приходится смотреть сей, не надоедающий, фильм. В то время, как наш «пазик» приближался к очередному селу, село с некой таинственностью встречало наш челнок уличными фонарями! Именно фонарями, а не фонарем одним. Как многие из вас помнят, было время, когда говорили об уличном ночном освещении, перед глазами появлялась картина – «Одиноко стоящий фонарь, где-то на отшибе или конце улицы деревни». Часто этот фонарь не горел.
С наступлением этой осени, меня осенило! Каждое село, и каждая деревня, встречала нас уличными огнями. Издали, в ночи, при свете «светлячков», человек не знакомый с местностью, подумал бы, что мы подъезжаем к городу! Не там-то было!
То были огни Тастубы. Очередная остановка. Круговорот пассажиров! Тронулись. Фонари, один за другим, сменяли друг друга, передавая эстафету своих огней! И провожали «пазик», чтобы встретить новые авто и прогуливающихся.
Тастуба закончилась, и через пару минут мы въехали в самое длинное село, по крайней мере нашего района, Вознесенку! По некоторым подсчетам, центральная улица Вознесенки имеет длину в семь-восемь километров! Вот уж богаты жители села на фонари. Интересно было бы посмотреть на село такой длины в ранней истории в отношении с фонарями. Как известно, самые первые уличные фонари появились в начале XV века. По распоряжению мэра Лондона Генри Бартона в 1417 году стали вывешивать уличные фонари.
В начале XVI столетия жителей Парижа обязали держать светильники у окон, которые выходят на улицу. Первая система городского уличного освещения была создана ещё в XVII веке в Амстердаме, по инициативе Яна Ван дер Хейдена, который в первую очередь был известен как организатор городской пожарной охраны. В 1668 году он предложил установить уличные фонари, чтобы по ночам горожане не падали в каналы (набережные большинства каналов, которыми славится этот город, не имеют перил), для борьбы с преступностью и для облегчения тушения пожаров (так как при искусственном свете было легче координировать действия пожарных). Проект Ван дер Хейдена предусматривал установку двух с половиной тысяч масляных фонарей, конструкция которых была разработана им самим.
Масляные фонари! Подумайте, масляные! А зажигать их надо было вручную. Вот, где точно Ван дер Хейдену пришлось попотеть!
Вознесенка подошла к концу, а наш автобус продолжал бежать по мягким дорогам нашего района. Следующие остановки ожидались в фольклорном селе, которое известно своим удивительно голосистым хором, Ярославке. И опять они! Фонари! Радостно перехватив эстафету от Вознесенки, они ярко передали автобус в лучи фонарей Сальевки.
Пока ехал, я заметил, что по расположению «светлячков» можно догадаться о селе. Естественно, проделывая один и тот же путь, каждый уличный Фонарь становится родным в любом селе. У каждого из них свой характер и свое свечение мира. Под их зорким оком, изменился как мир, так и они сами.
В 1669 году Ян ван дер Хейден получил должность Директора и инспектора городского освещения, к которой прилагалось ежегодное жалование в размере двух тысяч гульденов. Фонари системы Ван дер Хейдена использовались в Амстердаме до 1840 года, после чего их сменили более современные светильники.
Очень скоро амстердамское новшество позаимствовали и другие города. В 1682 году город Гронинген заказал 300 фонарей конструкции Ван дер Хейдена. Не отставала и заграница: в том же году городское освещение системы Ван дер Хейдена было введено в Берлине.
Сальевочка - моя остановочка. От остановки мне еще идти около километра до дома. И здесь! сопровождают Фонари! Зорко следя, из луча в луч сопровождают они меня. Каждому из них я бесконечно рад! Всё-таки они проделали большой исторический путь – от заграницы до нашей необъятной страны!
В России уличные фонари появились при Петре I — в 1706 году в тогдашней столице — Санкт-Петербурге, на фасадах некоторых домов около Петропавловской крепости. Первые стационарные светильники появились на петербургских улицах в 1718 году. Регулярное уличное освещение было введено в 1723 году в тогдашней столице — Санкт-Петербурге, когда на Невском проспекте были установлены масляные фонари.
«Днём рождения» городского освещения Москвы считается 25 октября 1730 года, когда Московский магистрат издал указ «О сделании для освещения в Москве стеклянных фонарей».
Поначалу фонари давали относительно мало света, поскольку в них использовались обыкновенные свечи и масло. Применение керосина позволило значительно увеличить яркость освещения. Газовые фонари появились в начале XIX века. Их изобретателем был англичанин Уильям Мердок. В 1807 году фонари новой конструкции были установлены на улице Пэлл-Мэлл и вскоре покорили все европейские столицы. В конце XIX века — с изобретением электричества и электрической лампы на смену газовым фонарям пришли фонари с электрическими лампами. Первые электрические уличные фонари в Москве появились в 1880 году. Необычный оранжевый свет импортных консольных светильников с натриевыми лампами высокого давления, которые были установлены в Москве в 1975 году на Охотном ряду и Лубянке, надолго стал визитной карточкой города.
В заключении хотелось бы сказать и выразить желание, чтобы Уличные Фонари стали визитной карточкой российского деревни…
Умрёшь - начнёшь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Свидетельство о публикации №214090401152