Миос Хормос- дорога золота и разбоя...
Этот, на первый взгляд, хаотический путь (дорога очень часто «виляет» из стороны в сторону), проложенный через пустыню с востока на запад, от «одной воды до другой воды», по сегодняшним меркам ничего особенного собой не представляет. Перед глазами современника сейчас простирается асфальтированное шоссе с автобусами, грузовиками и бедуинскими пикапами... В древности же этот путь был буквально золотым: здесь пролегала караванная тропа. По ней шли груженные товаром верблюды, брели кочующие странники и скакали курьеры с депешами.
Порт Миос Хормос и город Коптос -это своеобразная коммерческая ось античного Египта. Она была частью властвовавшей на этих землях Римской империи. Эта дорога, пережившая века, берет начало с одиннадцатой династии фараонов (примерно с 2106 по 1963 год до нашей эры) и до Новой Империи (1663-1550 годы). В те времена бесчисленные караваны загружались самыми бесценными товарами: золотом, ароматизирующими веществами, которыми пользовались вместо духов, экзотическими животными...
Эта дорога в те годы была границей между Красным морем и Нилом. Сокровища из страны под названием Пон (сейчас это Восточный Судан), простирающейся до севера Эритрии, перевозимые этим путем, предназначались для египетских фараонов. Вдоль дороги находились карьеры и шахты, где добывались особые камни, превращавшиеся в умелых руках мастеров в замечательные скульптурные изваяния фараонов. Особенно владык Египта привлекал скальный материал серо-голубого цвета, который содержал большое количество кварца и после обработки приобретал оттенок потемневшей от времени бронзы.
Уже в первые годы присутствия римлян в Египте эта дорога, названная, как и порт на Красном море, - Миос Хормос - достигла особой значимости. Благо¬даря свидетельствам путников, оставивших свои впечатления в виде наскальных надписей, теперь известно достаточно многое. К примеру, по этому пути, который занимал от побережья Красного моря до нильского Коптоса шесть-семь дней, проехали и прошли самые разные люди: от египетских греков до итальянцев, от рабов или вольноотпущенников, до самых богатых и влиятельных граждан...
Но уже вскоре на дороге Миос Хормос начались разбои: коренные жители пустынь, кочевники, не хотели мириться с римлянами-завоевателями и нещадно их грабили, вступая в жестокие бои. Тогда римляне решили усилить меры безопасности и стали строить на этом пути четырех башенные крепости, котоые обязательно имели свои колодцы. Всего, если считать и ответвление от дороги Миос Хормос в сторону поселения Эль Моех, было возведено двенадцать таких крепостей. В каждой из них несли службу по пятнадцать римских воинов, не считая воинские отряды, которые стали охранять караваны, официальных лиц и контролировать пересылку почты. Все это началось с 30-х годов до нашей эры, когда тогдашняя «хозяйка» Египта - Римская империя - вынуждена была посылать легионы воинов для охраны караванов и усмирения местного населения.
Надписи на амфорах - свидетели былого.
В развалинах крепостей, сегодня практически сравнявшихся с землей и
на деревянных табличках, скалах и амфорах, от которых в большинстве случаев остались лишь черепки. В частности, было найдено около полутора тысяч писем Максимианону - одному из правителей этих мест.
Любопытно, что эти тексты порой были написаны очень просто, но эмоционально. В них сквозит и страх существования в этом затерянном мире, каким, видимо, представлялась авторам писем дорога и крепости на ней, и страх перед смертью, бесчинство начальства, и особенно - скука казарменной жизни. Время шло, и постепенно дорога стала терять свою значимость. Римские поселения с первой половины III века стали пустеть: Римская империя, ослабленная политической нестабильностью и нашествиями врагов, не имела уже необходимых средств для обеспечения безопасности своих граждан. Постепенно торговцы выбрали другие, более бе¬опасные маршруты для перевозки своих товаров. Например, мирской канал, приведенный в порядок Траяном, связыающий Красное море с Каиром (на месте Каира в те годы находился город, который назывался Вавилон). И дорога Миос Хормос затерялась в песках.
Римские воины не гнушались сводничеством...
Письмена, сохранившиеся на стенах крепостей, рассказывают нам о том, что во времена Римской империи существовало строгое разграничение между пра¬вами военных и гражданских лиц. Ремесленники, торговцы, рабы, женщины и дети всегда находились под защитой стен крепости. Поселения вокруг оборонительных сооружений на дороге Миос Хормос строжайше запрещались. Почему? Возможно, в силу желания римлян знать о местных жителях все и не допускать с их стороны недовольства или, не дай бог, бунтов. А делать это было значительно проще внутри крепостей.
Женщины играли значительную роль в жизни таких лагерей-крепостей. Кстати, проезд по этой дороге был отнюдь не бесплатным. Часть жалования охраняющим дорогу солдатам выдавали деньгами, которые платили все, кто пользовался путем из Миос Хормоса в Коптос и обратно. В Коптосе были найдены «дорожные тарифы» на греческом языке. Согласно этому документу женщины и жены солдат платили за «желание побывать на Красном море» по 20 драхм, а девицы легкого поведения - по 108.
На проститутках неплохо зарабатывали солдаты, указывая, к примеру, в по¬дорожной, что оная персона является рабыней родственницы какого-либо военного. Благодаря липовому документу проститутка платила за проезд по дороге значительно меньше, но за такую услугу рассчитывалась с тем, кто выдал ей эту бумагу. Солдаты не считали для себя зазорным быть сутенерами. Однажды археологи обнаружили запись, сделанную на амфоре, следующего содержания: «Если ты хочешь взять Серапиос на время в услужение из Крокодило (населенный пункт), пошли мне 75 драхм». Впрочем, в Римской империи, тем более в провинции, власть закрывала на это глаза, хотя официально такое занятие римских воинов не одобрялось.
Во время последней экспедиции французские археологи сделали нема¬ло открытий на дороге Миос Хормос. Тысячи предметов были извлечены из песков вдоль этого пути, слывшего дорогой золота и разбоя. Они помогли приподнять завесу тайны над повседневной жизнью древних римлян.
Галина Остякова,
Вячеслав ОРЛОВ
Свидетельство о публикации №214090401581