Высокая любовь

     Я спросила у Авдеевых, чем сами они объясняют закономерность или случайность их встречи 67 лет назад и точность выбора, который подарила им судьба – ни дня разочарования, как бы ни сложились обстоятельства. Старики решительно и дружно утверждают: всё решила война. Сейчас, спустя десятилетия, само слово «война» в их личной судьбе можно определить шире и разнообразнее.
 

     Про эту семью знают в Ярославле многие. О них любили писать все газеты– ещё бы, познакомились студентка и лейтенант-зенитчик на крыше самого высокого, известного всем писателям дома в Большом Гнездниковском переулке – там был театр «Летучая мышь» и издательство «Советский писатель». А в годы войны в его подвале расположился штаб 56-й зенитной дивизии Московской зоны противовоздушной обороны. На крыше одиннадцатиэтажного здания – пулемётные установки, которыми командовал лейтенант Василий Авдеев. Во время вражеских налётов на крышу выходили девчата-студентки, жильцы этого дома, гасили «зажигалки». Здесь было смертельно опасно и чрезвычайно ответственно. От дома во многом зависела безопасность Москвы. Но в перерыве между бомбовыми ударами они – девушки и парни – успевали увидеть друг друга в свете карманных фонариков, которые были у ребят-зенитчиков. Этих коротких вспышек мерцающего света хватало им для мимолётного поцелуя, пожатия руки. А для лейтенанта Василия и студентки пединститута Галины эти короткие минуты – на высоте, под опасным небом – стали неожиданной проверкой чувств. У них не было возможности и для малейшего, обыкновенного ухаживания, цветов и подарков. Было несравненно более драгоценное – проверка каждого на смелость, надёжность и верность. Завтра просто могло не быть. Это была в буквальном смысле «высокая любовь». Любовь на высоте.

     В сентябре 1941 года день двадцатилетия Галины стал их свадьбой. Они ничего не могли откладывать, просто принимали как бесценный дар каждый день своей общей жизни.

     Всю войну взвод Василия переходил с места на место, как этого требовала служба ПВО. Галина переселялась из своего элитного дома в барак на Трёхгорке, в блиндаж возле зенитных установок. Каким-то образом совмещала учёбу на историческом факультете, не осознавая, что и сама их семья стала частичкой истории. У Авдеевых три набора медалей: «За оборону Москвы», «В память о 800-летии Москвы», «В память 850-летия Москвы».

     Галина Петровна по возможности ездит на встречи своих подруг, бывает возле своего знаменитого дома. А тут приехала и видит – рабочие укрепляют на стене мемориальную доску о штабе ПВО. Она попросила одного из рабочих переписать текст ей в блокнот – для мужа. Молодой человек с огромным уважением выполнил её просьбу. А дома в Ярославле Авдеевы долго вспоминали события своей жизни, перебирали фотографии. Фотографы часто просили их попозировать – очень обаятельна была семейная пара. Но свою первую общую фотографию Авдеевы сделали в одном из московских фотоателье сразу после войны. Василий Фёдорович уже с погонами капитана. Галина Петровна со строгой учительской причёской, на молодом лице тень пережитой беды. В тяжёлую военную пору умер только что родившийся сын – не для грудных детей была тогда жизнь. И для матерей не прошло безболезненно лихолетье. Авдеевы потеряли и второго сына, а третий, студент-баскетболист, покинет их в расцвете молодости из-за сердечного порока.

     Так наносила удары судьба, как будто проверяя на стойкость их союз. И будто в ответ ей Галина Петровна решилась ещё на один шаг – четвёртый сын живёт теперь с ними, а мужская авдеевская линия продолжается в двоих внуках.

     За эти годы Василий Авдеев окончил академию имени Фрунзе, стал полковником, служил в Ярославском ракетно-зенитном полку, отбывал вместе с семьёй трёхгодичную командировку в Афганистане, уйдя в отставку, заведовал учебно-консультационным пунктом одного из ярославских техникумов. Галина Петровна тридцать лет проработала в школе, и её ученики всегда гордились, что их учительница защищала Москву.

    


Рецензии