Пронины... Слово об учителе...

После того, как наша школа приняла своих первых учеников, о строительстве которой так много говорили – была решена самая важная задача.

Причина для постройки была оправдана. Старая школа, построенная в 30-е годы, уже не держала тепло, добираться до Дубровки, где продолжали обучение и где был интернат, - тоже не решало проблемы.

Другого выбора не было! Только новая школа!

А перед директором Бочаевым Иваном Васильевичем возникла очередная проблема – дополнительные преподаватели.

Если для начальной школы с 3-мя классами их было достаточно 3-4, то 8-летка требовала учителей для старших классов. Ближе к осени появилась учительница по немецкому языку, выпускница Дубровской 8-летки. Екатерина Михайловна...

По математики и русскому языку, которых расселили по домам посёлка. Это были молодые выпускницы. Галина Алексеевна и Анна Ильинична…

А наш Бочаев продолжал поиски. Так в школе стали учительствовать Фроловы и Пронин.

Василий Алексеевич был родом из Сяглова, мальчишкой он исходил местные поля, хорошо был знаком с семьями своих учеников, но на переезд в пос. Марьинский опытный педагог дал согласие.

Жилья не было, и Пронины стали на постой к Кисляковым. Стояла пора ранней осени. Без дождей. С ровным теплом. Высыпали грибы, которых, практически, не было летом. За этим занятием, помню, мы и застали братьев Анатолия и Александра. Анатолий был старше на год, но учились они вместе.
Семья обживалась, что-то подстраивали. Прониным повезло, под земельный участок они получили усадьбу Кузнецовых, которые уехали под Калугу, продав дом. Тот разобрали на вывоз, а всё остальное осталось. Возделанная земля, с десяток взрослых яблонь, которые уже плодоносили. Это была добрая удача, поскольку со свободной землёй под огороды была проблема, например, нам при переезде в пос. Марьинский пришлось корчевать пни, сооружать глубокие стоки, чтобы избавиться от лишней влаги. За такими участками под картофель приходилось постоянно следить. Весной, с началом таяния снега, после дождей.

Для человека, жизнь которого связана с деревней, свой клочок земли всегда был на первом месте. А когда Пронины получили жилую площадь на втором этаже заводского общежития, они зажили уже полной жизнью селянина. Напротив дома были приспособлены пристройки для прочей живности, которые вытянулись в один ровный ряд. Здесь же место для хранения сена и поленницы дров. Быстро сдружились.

Худенький, невысокого роста, Василий Алексеевич никогда не отличался отменным здоровьем. Однако мужчина тянулся за другими. Косу в руках держал наравне со всеми, когда подходила пора заготавливать корма для животных. Они на лугу управлялись вдвоём с женой Анной Дмитриевной: сыновья после 8 классов школы уехали в Одессу. Поступили в мореходное училище. Саша – на судоводителя. Анатолий – на механика.

Приезжая на каникулы дважды в год, они часто наведывались в школу. Многим нравилось им подражать: сначала появился одесский говорок, а со временем и походка. Братья со второго курса стали уходить на практику. Александр к городской жизни привык быстро, а Анатолий больше тяготел к деревне…

Приезжая в посёлок, он старался больше бывать в лесу, среди полей и на берегу реки или озера…Он среди студентов дольше всех страдал морской болезнью. Иногда появлялось желание закончить обучение и искать профессию на берегу.

А Пронин-старший продолжал учительствовать. Посёлок прочно стоял на земле, работали магазины, клуб, медпункт, жителей и район связывало постоянное автобусное сообщение. В посёлке труднее было найти работу для женщины. Они занимались домашним хозяйством, огородами, детьми, которых во многих семьях было по 4-6 человек.

Уроки Пронина…Они запомнились своей патриотичностью. Если заводили речь о войне, приглашали в школу ветеранов, устраивали встречи с ними. Сами готовили программы для концертов в местном клубе. Уроки о природе проводили где-нибудь на лесной поляне или на окраине посёлка, на берегу реки. С его участием в школе появился уголок Зои Космодемьянской…Приходил в его класс трудный подросток, - а такие единичные случаи были, Василий Алексеевич прикладывал усилия для того, чтобы мальчишка понял, как важно иметь знания и образование…

Жизнь посёлку давал леспромхоз. С перестройкой в стране начались многие проблемы для отдалённых деревень. Вместо перемен к лучшему стали закрываться школы, медицинские учреждения, стал рушиться порядок и отношение к людям, которые отстраивались годами.

Сыновья Василия Алексеевича и Анны Дмитриевны оказались за «границей». У них появились семьи, которые требовалось кормить. Торговый флот Одессы перестал существовать, и теперь братьям приходилось чаще сидеть на берегу. Устроиться на судно под флагом другого государства было сложно, не стало гарантии, что за месяцы работы в море получишь достойную оплату.

Встреча с родными не получалась, стала всё реже. Приезды в родной посёлок не доставляли прежней радости, и мы в разговорах чаще говорили о трудном…

А Прониных заботило одно – как быть с родителями. Подыскать дом на станции Думиничи или забрать с собой? Старики-ветераны, привыкшие к сельскому укладу, не спешили с решением.

«Мы теперь не сможем приезжать, как раньше? – настаивали дети. – А там будем вместе!»

«Мы и в Одессе будем одни! Вы же не оставите работу из-за нас , - отвечал отец-фронтовик. – Нам там будет трудно, мы с матерью привыкли к теплу, а у Вас на Украине отопление и газ отключают в марте!» Это была самая трудная проблема, с которой столкнулись Пронины. Василий Алексеевич признавался, что ему было легче решиться на переезд в пос. Марьинский, когда его пригласили на новое место работы. Даже на фронт уходил с ощущением надежды…

Сыновья продолжали писать и уговаривать, но приехав, и, погостив с неделю, уезжали. Посёлок пустел…Мне запомнилась наша последняя встреча. Наш учитель ещё больше похудел и осунулся…

Он больше страдал от неизвестности. Стояли последние дни лета. В посёлке убрались с урожаем на огородах. Василий Алексеевич в последний раз взял в руки косу.

Решено было добираться до Одессы на грузовой машине, чтобы захватить с собою домашние вещи, подарки от коллектива школы и учеников, маленькую библиотеку, одежду…Всё то, что будет напоминать о лучших годах жизни. Дети не могли понять, зачем идти на большие расходы, если всё необходимое можно было купить в городе…

«Привыкнуть никогда не смогу! К нам здесь неплохо относятся, но каждый день хожу на вокзал, усаживаюсь под мостом и слушаю звуки поездов, уходящих на Москву!» - строки из писем моего учителя…

«Василий Алексеевич тяжело болен и лежит в больнице. Воспаление лёгких. Он ведь всегда боялся холода и сквозняков! « - писала Анна Дмитриевна…

Наша переписка вместилась в десяток длинных писем… Дальнейшая судьба Прониных, особенно Василия Алексеевича и Анны Дмитриевны осталась неизвестной.

                ************


Рецензии