Пограничная одиссея. Часть 3. Гл. 5. Первый поход

 
Начало: http://proza.ru/2014/08/20/1035

 Я походы боевые вспоминаю...
 Предо мной встают виденья грозных лет...
 Краше моря и тебя, земля родная,
 И дороже ничего на свете нет.

 Александр Жаров

       Перистые облака, как детские игрушки неподвижно застыли в высоком, нежно-голубом небе. Дует слабый ветерок. Тихая и ясная погода под высоким небесным сводом.  Солнце широкими светлыми полосами падает из-за облаков на стальную поверхность моря, белые гребешки встречных волн безучастно встречают корабль, бурлят  вдоль борта и с кормы, как вскипающий чайник и уходят буруном в морскую даль. Корабль спешит, слегка дрожа и вибрируя от главных двигателей, идет гордо, ровно, в полный рост, не качаясь.   На палубах шкафута  дымят патрубки вентиляции расходных масляных цистерн, оставляя на палубе по бортам черные пятна  и горьковатый запах машинного масла. Впереди и с  кормы, с правого и левого борта не видно ни души, везде только море плавно переходящее в  небо, да одинокая чайка, вестник недалекой суши.

        Корабль загружен полностью, полные запасы топлива, воды и провизии,  груз даже на главной палубе по бортам  и на крышке второго трюма. Груз разный: десяток холодильных шкафов, бухты кабеля, провизия, фураж, форма, корм для собак, военное и инженерное снаряжение, стрелковое оружие—все самое необходимое на морской заставе. Не то, что может пригодиться, а то, без чего нельзя обойтись.  Надежно закреплена тяжелая техника в третьем трюме, во втором снаряды. Их возили грузовиками на корабль долго и нудно, затем  медленно грузили в трюм.

       Вышли из Владивостока 31 мая 1986 года, возвращение в базу конец сентября. Основной груз до Петропавловска Камчатского. По пути заход в Корсаков, Южно- Курильск,  Шикотан и  Курильск. Везде рейдовая выгрузка. А там, погрузка на Магадан, по заставам Охотского побережья: Чумикан, Иня, Аян, Охотск, Улья, Тахтаямск. Далее Заставы Камчатского и Чукотского пограничных отрядов. Может быть всё наоборот.
 
        Корабль  на подходе к проливу Лаперуза встречает японский фрегат «Юбари». Ага, привет, чего надо? Узнать, что везем,  куда идем? Понятно, работа такая. Смотришь, для чего, с какой целью везем боекомплект? Сами не знаем.
Вспомнилось, как во время погрузки снарядов в бригаде на борт прибыл коллега по выпуску Сергей Юргенев,  командир БЧ-5 на ПСКР «Нева», стоящего рядом.
—Привет Володя! Занят?
—А, Сергей! Привет дружище! Заходи! Чем  я обязан твоему приходу? Доставать?
—Да, вчера немного посидели, голова трещит. Чем занимаешься? Смотрю, таблицы непотопляемости разложил. Самоподготовка что ли? Вчера лег около четырех. Через час проснулся, двоих уже нет.
—Ха-ха-ха! Рассмешил! Вот провожу расчет непотопляемости  и остойчивости по спецификации перевозимого груза. Подожди, сейчас принесу  закусить.
—Академик Крылов ты наш! Это проблема помощника или старшего помощника? Командир БЧ-5 проводит расчет по непотопляемости только в боевых условиях при руководстве борьбой за живучесть. Помнишь, как нас учили, во время Цусимского сражения броненосец «Орел» был спасен своевременным контрзатоплением благодаря расчетам механика Федорова. Принеси водички холодной из титана запить и  хлебушка из кают компании.
—Сергей! Здесь все считает командир БЧ-5, так было до меня. Вот журнал расчетов, здесь подписи, Плевак, Крутов. Вся история погрузок, непотопляемости  и метацентрической высоты. Помощник у трюма стоит. Снаряды грузит. Тебе сколько?
—О-о! Что случится, не поймете, что и произошло! Хватит, хватит, больше не надо!
—Может, и поймем, но не сможем проанализировать. Говорят семь секунд и потеря сознания.

     Ничего не случится в мирное время. На ют высыпали матросы,  вот уже  фотографируют  в дембельские альбомы силуэт японского фрегата. Они всегда острее реагируют на поток событий, вот у кого надо поучиться бодрости духа. Страха нет, один задор. Собранные на одном корабле матросы это сила,  объединенная  суровым  климатом и полудиким пространством, этакая  неразрушимая часть  русского народа, сильная своей молодостью  и непритязательностью. Она представляет непреодолимую мощь, на которой держались и держатся корабли русского флота, вернее на задорном духе матроса и ясной голове офицеров. Этой силой надо управлять умело, я бы сказал мудро, дабы не истощить силы матросов.

     Уважаемый читатель! Вы не обращали внимания, что списки на обелиске павших бойцов очень похожи на списки личного состава кораблей, рот, застав? Фамилии очень часто повторяются. Таких фамилий не найдете в списках  изменников родины, в списках фестиваля рок групп, выступающих за силовое давление на Россию или в очереди за пособиями по безработице.

     Фрегат форштевнем, как  скальпелем режет воду по безмолвной глади моря. Она вскипает струей на корме. На палубе ни души, все в чреве не заметно делают свою работу, никому нет дела до этого русского корабля, никому не интересно, как  будто это не японский фрегат, а корабль призрак, этакий летучий голландец на Тихом океане. Фрегат становиться все дальше и дальше и вот растаял, как будто и не было его вовсе.

     —Команде построиться на юте для развода на корабельные работы! — начал борьбу с ржавчиной Коля Беликов. Матросы разбрелись по кораблю со скребками и со щетками и начали стучать и тереть по надстройке, пытаясь содрать старую краску,  ржавчину, зачистить обезжирить и загрунтовать пораженный ржавчиной участок. Отдельные начали готовить средства выгрузки.

      Как бы ни хотелось, а придется ввести читателя в курс  дела. Пришла пора поведать о том, как же осуществляется выгрузка груза на не оборудованное побережье. На корабле имеется баржа «Восток». Она закреплена по-походному на крышке трюма №3. Через неё груз доставляется на берег. Баржа спускается на воду корабельным грузовым устройством, далее подводится к трюму и начинается погрузка на баржу своими грузовыми стрелами с лебедками. Когда баржа загружена, она следует к берегу. Команда баржи 4 человека: старший баржи, его в последнее время стали называть командир баржи и два матроса, один из них радист, и моторист, он же рулевой матрос. Если учитывать, что основная работа транспортного корабля это перевозка и выгрузка грузов, то и специальности должны быть в штате корабля соответствующие. На берегу баржу разгружает застава. Если есть техника, то при её помощи, если нет, то  вручную.  Техника может быть и на заставе, но чаще это трактор корабельный. В  комплект первого транспортного корабля входил и автокран.  Предварительно выгружается на берег он. Это очень сложная операция, требующая идеальной погоды. В противном случае на качке идет потеря остойчивости и баржа опрокидывается.
 
     В этом пограничный транспортный корабль очень похож на гражданский сухогруз. И не понятно, что было дешевле содержать гражданский или военный экипаж. Такие корабли есть в военно-морском флоте, их всего две единицы, на Тихоокеанском и Северном флоте. Вот на них то и экипажи гражданские.
Море никогда не останется без людей. Миллионы моряков посвящают жизнь флоту – и взамен получают трудную, но интересную и необычную судьбу.

      На транспорте же пограничном все должности матросов участвующих в погрузке выгрузке груда на необорудованное побережье нештатные. Это значит, что нет их в штате корабля. Моторист рулевой баржи «Восток» — старший моторист отделения вспомогательных дизель генераторов. Лебедчики это, как правило, комендоры, тракториста нет, хотя в штате трактор. Почему так получилось?

      Потому что их нет в перечне военно-учетных специальностей, вот почему на флоте экипажи гражданские, хотя командир военный. Входят они  во вспомогательный флот. Морчасти погранвойск десяток транспортных кораблей не смогли обеспечить гражданскими экипажами. Дорого? Да, в ВЧК, НКВД, КГБ, ФСБ всегда считали деньги, да и корпоративность границы, конечно. Так раз нет в штате, значит нештатные формирования, нет учебных отрядов, нет профессиональной подготовки. Как же происходит подготовка? Никак, простое натаскивание. Становись у руля баржи или лебедки и вперед, вращай руль, дави рычаг. Видишь, как баржа на это реагирует, рули! Видишь, куда идет стрела, работай.  Под конец службы моряки становились асами, в бой шли одни старики.
—Мех, пойдешь старшим на барже!
—Как это?
—На месте разберешься! Поднимись на мостик, посмотри условия подхода к берегу, — никакой теории, сразу суровая практика.

     Команды идут сверху вниз, отвечает за все командир корабля. Тот, кто прошел школу на транспорте от лейтенанта до командира корабля, мастер  своего дела. Не зря на гражданском флоте капитана называют «мастер».  На этом держался профессионализм 10 бригады. На гражданских судах в северном завозе работают две баржи, одна постоянно на подстраховке, у пограничников одна, второй просто нет, на подстраховке катер. Выгрузка  груза на не оборудованном побережье с использованием баржи и трактора   сложна и в идеальных условиях. А в реальных условиях моря постоянно создались такие ситуации, описать все  невозможно, пальцы сотрешь до ладоней. Отдельные эпизоды по своему накалу страстей не уступают боевым действиям. Такие же эпизоды, случаются и на гражданских судах.
В этом же походе при стоянке на якоре у поселка Палана Западного побережья Камчатки рядом стоял сухогруз ДВ пароходства «Пионер Приморья». Баржи у нас одинаковые, Славянского судоремонтного завода в Приморье. Старший механик по рации вызвал меня на переговоры и попросил алюминиевую прокладку под головку блока. Такая прокладка у меня была, и я по бартеру обменял её на лампочки для прикроватных светильников, которые почему то были дефицитом в МЧПВ.  Подарил мне тогда стармех и тюбик супер клея японского, который клеил все. Пальцы склеивались так, что надо было рассоединять их, сдирая кожу.

       Рассказал стармех такую ситуацию. Прибыли они на рейд  Паланы недавно, до этого выгружались они на Западном побережье Камчатки у поселка «Октябрьский», на  косе между Охотским морем и рекой Большая. Собственно выгрузку уже закончили, необходимо было снять с берега трактор. Трактор сняли, отошли от берега, на волне с трактором баржа потеряла остойчивость и перевернулась. Команда выпрыгнула в море, трактор утонул, баржа осталась на плаву вверх днищем. В моторном отсеке остался моторист. Прижимной волной баржу прибило к берегу. Команда баржи выбралась на берег, начала искать способ спасти моториста, который ответил, когда ему постучали по днищу. Меня больше всего возмутило, что когда он рассказал, что пришел на заставу просить помощи, начальник заставы сказал, что у него застава отдыхает, все ночью были в наряде, не стал давать команду «В ружьё!». Хорошо когда у чекиста холодная голова, но бывает, что мозги отмерзают. Дело начальника заставы, он отвечает за  границу на вверенном ему участке, но это бесчеловечно, тем более как он мог повлиять на границу в 12 миль от берега. Далее они вышли на дорогу, начали ловить машину. Поймали, уговорили водителя, нашли на полуострове газорезку, привезли, вырезали участок в машинном отделении. При первой возможности моторист попросил закурить. Ясно, что он плохо уже соображал. Когда его вытащили, он на баржу больше не сел, ушел на палубу матросом. Естественно после этого надо было опять заварить дыру, перевернуть баржу, доставить её к сухогрузу, поднять на борт. Это сложные морские операции, которой руководит капитан. Выгрузкой на барже занимается лично старший помощник капитана сухогруза. Такую историю мне проведал стармех, она произвела на меня большое впечатление. Такие истории случались и на пограничных транспортах, и гибли люди. Об этом позже.

      Выгрузка связана  с риском. Задачу надо выполнить непременно, невзирая на  накат с моря. Учитывая, что берег каменистый, с отмелями и скалами и что на море спустился туман и пошёл прилив. Надо учитывать, что если не выгрузимся сегодня или завтра, то надо будет ждать еще один месяц.

       Когда много позже уже на Камчатке доложил командиру корабля, что у меня нет тракториста, в смысле, что никто не пришел из «гражданки» со специальностью тракторист, на то  командир корабля Лепехин А.В. спокойно ответил: «Это меня не волнует. Сам садись за трактор!». И я сел. В бухте Русской. Сейчас вспоминаю об этом с содроганием. Снега там было около 2-х метров. Я и моторист Миков тренировались в управлении трактором! Как не перевернулись? Сам не пойму, сейчас вспоминаю, какой был крен и не могу понять.  Если бы перевернулись, то кабина была бы смята, под таким весом 13 тонн. Кто-то бережет меня и Микова? Сильный ангел хранитель, наверно моя бабушка Мария по матери.

      Потом я проанализировал ситуацию, вспомнил, что когда он служил на «Вячеславе Денисове», то командиром БЧ-5 был Павел Зубанов, мой однокашник с пограничного класса. Пал Палыч пришел к нам в класс из Советской армии, где он был испытателем танков. Лепехин рассказывал, как Паша гонял по побережью на тракторе, вспоминая свою молодость, потом садился на траки и закуривал. Это, наверно, послужило причиной такого ответа. Трактора я тоже изучал в 9-10 классе, был такой предмет в советское время в сельских школах, дабы школьники сразу могли сесть за трактор после школы. Где родился, там и пригодился. Я не стал трактористом после школы, но потом все же пришлось, благо пятёрка по тракторам.

       Корабль начал подгребать к Сахалину, я начал волноваться, как-никак уже близкие  места, почти как малая родина. Даже показалось, что и воздух другой, роднее бодрее и вкуснее. Когда подходили к рейду  порта Корсаков, Пазына вышел на переговоры с оперативным дежурным 9 бригады, был там как раз мой однокашник Саша Герасимов.
—Через час станем на якорь на рейде Корсакова (Пазына)
—Хорошо, Вас понял есть ли  на борту командир БЧ-5 Сысун В.В.?
—Да есть
—Как он там?
—Нормально,— сухо ответил Пазына с интонацией что разговор окончен, ничего мол лишнего, некогда нам мол болтать, занятые мы, да и не положено. Умные люди друг друга понимают по мелочам и жестам и интонации. Разговор прервался официально.
—До связи!
—До связи!
     Я был на ГКП и слышал этот разговор. Да к сожалению, не получилось пообщаться или передать привет другу. К сожалению, не знаю почему, но офицеры 10 бригады смотрят на офицеров других бригад свысока, держат дистанцию, не механики конечно. Ну чтобы было, если бы Пазына сказал: —Нормально, передаёт вам всем горячий привет! Да ничего бы не случилось. Боеготовность не упала бы точно. Когда я встретил Сашу Герасимова после на берегу, он просто поздоровался со мной, пожав руку, без всяких разговоров ушел по своим делам. Обиделся конечно, на ответ Пазыны. Почуял неловкость, знаете как бывает, протянешь руку незнакомому человеку, а он в ответ нет, ничего вроде не произошло, а человек оплёван и думает, да пошел ты..., чтоб я с тобой больше здоровался.

        Прибыли на рейд Южно-Курильска. Я поднялся  на ГКП, там Капленко О.И.  Поселок Южно-Курильск. Южнее - вулкан Менделеева, со склона опускается туман.
—А мех, посмотри, вот Южно-Курильск!
— Да бывал я здесь, и не раз!— вспомнил, что это было мимоходом, когда возили нарушителей и комиссии разные, тогда я его и не рассмотрел, как следует.
—Да, ты же у нас с боевой бригады, возьми катер «Бекас», пару моряков и осмотри все МРС-ки на рейде. Может, рыбки, какой вкусной  добудешь! Задавил Беликов своей перловкой.

       Между Капленко и Беликовым пробежала черная кошка, если и было какое то напряжение между офицерами в том походе, то только между Капленко и Беликовым. Они потом вместе корабль и покинули, уже в Петропавловске-Камчатском, когда прилетел командир  из отпуска. Капленко оказался не удел, а Беликов перевелся старшим помощником на ПСКР 451. Был такой интересный корабль в бригаде. Тогда я рейд осмотрел, даже отправил домой в семейный альбом фотографию,  где я на катере. Привез и палтуса к столу в кают-компанию. Приходилось высаживаться на МРС-сы на ходу, стоя на баке катера, видя одобрительные и восхитительные взгляды матросов: «Вот, мол, как высаживаются на МРС офицеры боевых морских бригад». Мне стоило бы умерить свой пыл, потому что это опасно. Все зависит от рулевого катера, от его мастерства подхода, выравнивание скорости, плавный подход и прыжок.

       В тот поход я впервые посетил горячие источники в пограничном отряде в п. Горячий Пляж. Меня взял с собой Олег Иванович. С ним я был знаком, он служил ранее в Корсаковской бригаде. Во время поиска сбитого Боинга в 1983 году мы были тогда на одном корабле в море. По его просьбе я продемонстрировал тогда в Татарском проливе самый полный ход  ПСКР 673 и потом быстрый сброс оборотов. Это случилось когда возвращались от Монерона в Невельскую бригаду на заправку. Он был поражен, весь в восторге. Мой авторитет в его глазах так и не упал. Можно добавить, Капленко О.И. же принимал первый головной корабль из этой серии «Неон Антонов», был опытный морской офицер. Его речь была полна афоризмов, как, скажем, у Черномырдина.

       Капленко спешил, поторапливал, хотел быстрее осуществить выгрузку на всех местах выгрузки, а, как известно, у трюма стоит помощник, он руководит выгрузкой, вот и нашли коса на камень.

       В тот рейс все было впервые. Только наверно глубокий старик и смертельно больной человек останется равнодушным, когда непрерывным потоком меняются события и яркой картиной идут незнакомые места. Маленькие  поселки на берегу океана, карабкающиеся на зеленые сопки серые дома, обрывистые склоны вулканов у моря, выше заросшие лесом и кустарником, прорезанные глубокими расщелинами, по которым текут многочисленные ручьи с водопадами. Каждый день, прожитый на корабле уносил с собой в памяти всю красоту пейзажей, вулканов и сопок. И не важно стоим ли на якоре у берега, и моряки ловят рыбу с юта  или когда корабль на ходу вдоль берега с красивейшими видами. Очень жаль, что в то время не было цифровых фотоаппаратов. На корабле был в командировке фотограф профессионал из  проектного института г. Николаева, который фиксировал корабль во всех его рабочих операциях. Этот институт впоследствии, получил государственную премию за проект удачного корабля.

     Снялись с рейда Южно-Курильска и ушли на Шикотан. Стали на якорь в бухте Малокурильской, опять же  знакомые места. Очень красивая бухта. У входа в бухту скала темного цвета с оранжевыми пятнами лишайника, напоминающая своим видом пирамиду. Вспомнились стоявшие возле ручьев в бухте  металлические  банки, в которые закатывают консервы из сайры  и вкус холодной чистой воды по утрам. Резкий неприятный запах тухлой рыбы вскоре стал не заметным. Здесь в бухте Малокурильской напомнил о себе Саша Крутов, который был с нами в походе, он должен был покинуть борт и начать движение во Владивосток. Вечером около 22-00 вдруг на корабле погас свет, встал работающий дизель-генератор №1. Я тут же по безбатарейной связи позвонил в ПЭЖ и дал команду запустить ДГР №2. Оказалось Саша Крутов нажал аварийную остановку дизель из коридора главной палубы. Есть там привод быстрозапорного топливного клана. Он собственно и не нужен, только чтобы вот таким образом лишить корабль управления.  Для чего он это сделал, для меня осталась загадкой,  к каким-либо негативным последствиям это не привело, и случай забылся. Более я не могу вспомнить случаев потери питания на корабле во время моей службы на «Николай Сипягин». За исключением одного случая, уже на Камчатке в Анадырском лимане в 1989 году. Там пришлось побороться со льдом, забились кингстоны и двигатели начали кипеть останавливаться по одному, но и это прошло без последствий.

      Вдруг морской отдел решил устроить проверку комендоров «Сипягина». Начали проводить боевые упражнения, что тоже было в диковинку. Стреляли из «Утеса» и бортовых пулеметов, на шлюпочной палубе. Получили «пятерку», изрешетили весь щит на внешнем рейде. Офицеры 8-ой  бригады потом возмущались, какой-то «мешковоз» изрешетил всю мишень, привел её в негодность, которая служила верой и правдой десять лет до этого и теперь надо изготавливать новую. Своей мишени в 10 бригаде не было. Стрельбы завершились, морской отдел покинул корабль, стало легче.

      Разобщили правую валолинию, оставили её в свободном вращении и пошли под одной машиной, курс корабля лежал на север Итурупа в поселок Курильск далее на Камчатку.  Удивительный романтический край, который тоже сильно запал в душу. Много бы отдал, чтобы снова там побывать. Жизнь покажет, авось свидимся.

     4 сентября 2014 года.  г. Владивосток. (Продолжение следует)

  Продолжение: http://proza.ru/2014/09/11/297


Рецензии
Здравствуйте, Владимир!
"Первый поход"! - звучит многообещающе. Понравилось, как вы пишете о матросах:"
" Собранные на одном корабле матросы - это сила, объединенная суровым климатом и полудиким пространством, этакая неразрушимая часть русского народа, сильная своей молодостью и непритязательностью. Она представляет непреодолимую мощь, на которой держались и держатся корабли русского флота, вернее на задорном духе матроса и ясной голове офицеров. Этой силой надо управлять умело, я бы сказал мудро, дабы не истощить силы матросов".
В этих выводах виден опыт умного офицера. Понравилось и ваше умение видеть красоту природы:"Маленькие поселки на берегу океана, карабкающиеся на зеленые сопки серые дома, обрывистые склоны вулканов у моря, выше заросшие лесом и кустарником, прорезанные глубокими расщелинами, по которым текут многочисленные ручьи с водопадами. Каждый день, прожитый на корабле уносил с собой в памяти красоту пейзажей, вулканов и сопок".
Володя, а я всё-таки привела вашу фразу о морском счастье в своём последнем обзоре "Палитра счастья". Надеюсь, что вы не будете против.
С улыбкой,

Элла Лякишева   13.11.2020 16:29     Заявить о нарушении
Конечно. Не буду против. Наоборот, благодарен.

Владимир Сысун   13.11.2020 19:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.