Об особенностях подвалов 50х годов...

                Об особенностых подвалов 50-х годов…

Дети, живущие в подвалах, пахли по-особому…Теперь я понимаю, что так пахнет плесень…
На них была та же форма, у них были те же портфели , и многие из них покупали в буфете жареные пирожки с повидлом и  стакан воды-шипучки.. Тогда это было круто!
Но все равно – они были другими…
В нашем дворе  было два подвала – русский и татарский.Под нашим шестиэтажным  домом жили русские. Рялом- под малоэтажным- татары.
Мы, дети с этажей, играли с подвальными, но в гости не ходили.Нет! Не было презрения или амбиций-  мы об этом не знали..Но нас не приглашали. Это был другой мир…
В первый раз я попала в подвал под домом по просьбе старухи-почтальонши, которая подвернула ногу. Надо было доставить телеграмму…
В свои восемь лет я уже нахлебалась всякого, но спускалась  по почти винтовой лестнице с неким трепетом…
Коридор и открытые двери. Зову- тишина. Тыкаюсь по комнатам- клетушкам. Почти в каждой дремлет пьяный инвалид- обрубок, из тех, кто побирается на улицах.
Пахнет капустой и жареной на постном масле рыбой. Здесь живут семьями, это не притон. Просто все работают…
Бужу одного, знакомого…Он расписывается и ,щербато улыбаясь, шлет привет моей маме. Одноклассник…
В татарском подвале никто из наших , дворовых, не был. Мне поручили принести уроки однокласснице. Тогда было принято навещать заболевших на дому, помогать не отстать в школе…
Предложили сначала передовичкам, но они забоялись…Не озвучили, но мы и так поняли…
У меня был блат- Бабай, старик, который бесплатно сидел сычом в подъезде у лифта и не давал  баловаться в подъезде. Дети его боялись, хотя он никогда не кричал и не ругался. Но он был из лругого- не нашего – мира.
Его пытались дразнить- он прытко догонял, ловил и – отпускал. Мальчишки сникали и избегали заходить без дела к нам в подъезд…
Меня Бабай отмечал среди детей. Бабушка сказала, что он был  здесь дворником до революции. И татарский подвал- его родня…
Моя  семья перебралась на Цветной в 1918 году, и Бабай знал всех наших   много лет…
…Спускаюсь. Подвал мельче, чем под моим  домом, но комнат больше- коридор как тоннель..
Для меня- это шок. Комнаты в коврах, красивая мебель, чистота. Женщины, младенцы,
Разговоры, смех. Мужчины на работе.
Бабай улыбается. Сажают пить чай. Старик говорит, что помнит моего деда-«бачку».
Запах подвала…И вполне благополучное течение жизни. Принесенные мной уроки не нужны никому- жизнь и так полна…
…Настало время, когда подвалы выселили…Мы догнивали в коммуналках…
Мальчики из русского подвала  отсиживали сроки – или защищали очередные диссертации…
Другой подвал рожал детей, растил внуков и жил -на новой почве – сыто и благополучно…Но это – поверхностный взгляд…


Рецензии