Страх побеждающих идей

Проблемы современного мира можно пытаться характеризовать с различных точек зрения. Кому-то страшным кажутся генно-модифицированные продукты, кто-то ждет оккупацию инопланетян (даже религию соответствующую придумали), а где-то начали писать новую себе историю. И начиная с 80-х годов прошлого столетия, все эти идеи существуют параллельно с реальным миром, постепенно изменяя его. Из постиндустриального общества, не вставая с дивана, человечество перешло в общество информационное. Причем, основой его остается процесс безудержного потребления, когда не спрос диктует предложение, а все схемы направлены на то, чтобы больше и больше есть, одевать (забивать шкафы) и платить, платить, платить. Этот процесс начался не вчера, и даже не в середине века, когда было обоснованно существование целого общественного слоя, готового потребить максимальное количество любого предложенного рынком продукта. Эксперты понимали, что заставить рабочего, крестьянина, инженера или военного купить то, что ему ненужно – сложно, почти невозможно. Человек, зарабатывающий средства на жизнь рациональным трудом, не способен безудержно эти средства тратить. Многие до сих пор рассматривают деньги в форме клада, собирая их даже не на черный день, а просто - храня. И хотя считается, что данная форма накопления характерна для всяких там бедуинов - туарегов, но разве большинство из нас очень от них отличается? Самое чуть-чуть. А меж тем, всего лишь тысячу лет назад предки считали правильным значительную часть добытых в набегах богатств, просто закапывать в землю, чтобы…родная земля была богаче. Они основным своим достатком считали не гривны на шее, даже не оружие, а именно землю на которой живут. Вот такая межнациональная идея.

Но чуть позже, появилась в раннегосударственных объединениях прослойка имущих, готовая выделиться из общей массы. Причины не важны, они объективны. Конечно, первопроходцем стал Рим, легионы которого могли «утюжить» варваров, но оказались бессильны противостоять эре удовольствия. И готы, вандалы и прочие славяне разорвали империю на уделы (закопав часть добычи вместе с павшими героями). Началась битва «все против всех», в результате которой в Европе появились молодые государства, вполне рациональные и пассионарные. Они «переварили» период крестовых походов, существенно проредили варварское рыцарство и, набравшись аравийских впечатлений, возжелали быть «как римляне». И через пару-тройку веков миллионы крестьян, ремесленников, воинов целью своего существования уже признали обслуживание этого нового класса. Где-то к концу 15 века появилась модель существования общества, в котором потребление стало не только нормой, но и обязанностью. После открытия Америки, в Старый Свет хлынуло огромное количество драгоценных металлов не обеспеченных внутренней экономикой Европы. И первыми жертвами этой истории стали Испанская Империя и французская корона. Общественная мораль этих государств, требовала жить не по средствам. Собранные налоги тратились на годы вперед, благо существовали люди, готовые давать в долг. Обязательное потребление выходило за любые рациональные рамки. К примеру, аристократия ввела моду на тюльпаны. За одну луковицу нужно было отдать до 2500 гульденов. То есть, она стоила два воза пшеницы, четыре быка или две бочки сливочного масла. В конечном итоге вся система рухнула под давлением обслуживающего аристократию класса буржуазии. И породила новую элиту, которая судорожно начала искать рынки сбыта продукции.


Целая Речь Посполитая в это время рухнула под безудержным шляхетским «хочу». Европу и Новый  Свет лихорадило так, что англичане начали войну с Китаем, лишь бы наводнить его дешевым индийским опиумом. К слову сказать, чуть раньше, начались информационные (и не только) войны против России, которая целенаправленно не пускала поток «дешевого» золота и серебра на свою территорию, часто предпочитая товарный обмен. В тех условиях, это была абсолютно оправданная мера по защите государственной экономики. Но разве могли «товарищи» пройти мимо такого рынка? Страшный удар по той цивилизации нанесла социалистическая революция в России. Многие не понимают, что в ходе первой мировой войны рухнули не просто четыре Империи, а начала рассыпаться многовековая система ценностей. И самое страшное для капиталистической элиты - появилась внятная идеология, предлагавшая совершенно иную мораль (сходную с закапыванием накопленных богатств в родную землю). Это был такой испуг, что объединившаяся Европа породила нацизм, как ответную меру существованию Советской России. Новая идея едва не пожрала своих родителей и, выйдя из пучины ужаснувшей всех резни, эксперты уходящей эпохи начали искать новые формы борьбы за сохранение мирового устройства. Причем, ужаснули всех не людские потери (капитализм не боится убивать людей), а географический скачек идей социальной справедливости. Наличие у сторон ядерного оружия как фактора сдерживания привело к поиску новых форм сосуществования обществ, классов.


Западная цивилизация, борясь с социалистической моралью, была вынуждена пойти на серьезные уступки населению. За все профсоюзные достижения, социальные обязательства, некоторый отказ от расовой сегрегации, народы мира должны быть благодарны именно существованию СССР. Но эти завоевания оказались лишь временным отступлением. Как только Союз развалился, общество стало жестче. Капиталистическая экономика имеет одно неоспоримое качество - быстрая реакция на изменяющийся мир. В 50-е годы в противовес социальному обществу было реанимировано общество потребления, основой которого стала не экономическая элита, а созданный искусственно так называемый «средний класс». Попробуйте определить рамки этого нового класса. Они размыты. Как правило, все остановятся на перечислении внешних признаков «дом, машина, счет в банке». Причем, во второй трети 20-го века, в средний класс попали вполне рациональные, занятые в реальной экономике люди. Они еще могли себе позволить покупать предлагаемые продукты на заработанные средства.


Но прошло пару десятилетий и все изменилось. Ведь, видимые границы потребления не могут устраивать экономическую модель, где предложение диктует спрос. И средний класс из области товарного производства переместился в область эфемерную, где товаром, средством расчета за него является информация. Сегодня за реальный продукт, вы уже рассчитываетесь не деньгами, а информацией о них. А средний класс сегодня состоит из миллиарда «офисных хомяков», которые не производят реальный продукт, а лишь тиражируют информацию о нем. И формула «дом, машина, счет в банке» трансформировалась в  «кредит, кредит, долговые обязательства». Как говорил в известном фильме герой Папанова: «У тебя ничего нет, ты - голодранец». Время от времени система обновляется, сбрасывает балласт и миллионы вчерашних представителей среднего класса становятся голодранцами.


- Но ведь кто-то товары все одно производит?
- Да. Аналогом римских рабов.
Производство переместилось в страны, где за гроши (на фоне достатка присущего среднему классу), можно производить массово товары пусть и уступающие качественно тем, к которым привыкли предыдущие поколения, но которые общество будет потреблять (в силу навязанных условий потребления). Беда в том, что уровень потребления конечен.  И долговые обязательства просто так не сбросишь. Ведь любой кризис, наплодивший из представителей вчера еще сытого слоя голодранцев, является угрозой для внутреннего устройства такого общества, для правящей элиты. А эта элита развращена возможностью манипулировать информационными потоками, более того - это их специализация, реальный способ обогащения в котором они являются специалистами экстра-класса. И на современные вызовы они отвечают, как умеют, манипулируя моралью, убеждениями, навязанными идеологемами (часто около религиозными). Элита выносит противостояние туда же, где производятся товары. Но там, постепенно, сформированные для решения конкретных задач структуры, начинают жить своей жизнью, воспринимают себя мессиями и начинают угрожать создателю. Обычно их уничтожают за ненадобностью, как произошло с массой псевдо-левых террористических групп в Европе 70-х годов. На поверку они оказались филиалами спецслужб Италии, ФРГ и Франции. Но, что делать, если такие «фантомы» начинают почковаться, порождая себе подобных?



Система, делающая ставку на экспорт агрессии - неизбежно рухнет под давлением ею же порожденных проблем и «апологетов добра». Беда в том, что под обломками окажется масса народа. Что сейчас и происходит…
Россия пытается выстоять, не попасть под обваливающийся на ее границах мир. Но, как всегда, есть проблема элиты, которая является «пеной» общества потребления.  Население России не успело окончательно подсесть на схему «кредит, кредит, долг» (пришлось бороться за выживание), а вот «верхи» подсели плотно. И методы борьбы за место под солнцем, почерпнуты из учебников, по которым строилась модель общественного устройства, которая сегодня рушится. Отсюда и такое неприятие роли России в событиях на Украине, непонимание, истерика. Ведь нам всем показали, как позитивная идея, увлекшая за собой часть народа, может победить государственную машину. Это не за право на швейцарский сыр бороться, даже не против конкретного олигархата. Идет борьба за справедливость (как ее понимают), за материальный мир и подзабытую мораль. И весь сытый, манипулирующий информацией «цивилизованный» мир не может остановить ржавых, добытых в бою танков. И все кинулись «миротворить», чтобы остановить грядущую победу (пока она не стала выплескиваться из котла). Вот Владимир Владимирович начал подстраиваться под новые идеи, а окружение - мечется. Значит, нас может ждать еще один бой.


Рецензии
Да.. а !Вы правы,попадание в точку!Я в шоке,от такого взгляда на историю!Очень интересно ,а главное такое лавинообразное понимание всех побочных движений истории,пазлы сложились и видно все целиком! Талантливо! Переварю прочитанное и снова перечитаю.С уважением. Владимир.

Апарин Владимир   22.09.2017 04:17     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.