Осенняя пора Эссе

 
    Маленький нежный мальчик с удивительной памятью. Сказки-стихи Корнея Чуковского прямо созданы для быстрого запоминания.   Володя (так зовут мальчика) запоминает их сразу.  Читаю ему  рассказ Виталия Бианки: «Высоко над рекой.  На крутом утесе живут ласточки-береговушки…» и т.д.  Володя повторяет уже прозу наизусть. Это веселит бабушку. А я по-новому чувствую, оцениваю и получаю удовольствие от рассказов В. Бианки.
     Да, прав был Л.Н. Толстой, который, обращаясь к своей жене, предполагал, что причина недоразумений в их отношениях в том, что они перестали смотреть на мир глазами детей.
     Я по неопытности не понимала, что при такой памяти надо обратить внимание на  развитие у сына активной речи. Таблицу умножения Володя выучил  в пять лет в течение одной прогулки с папой в парке, который одновременно помогал мальчику научиться кататься на трехколесном велосипеде. Пошел он в школу, умея бегло читать, зная таблицу умножения, но не умея общаться с детьми. И главное  достоинство-недостаток мальчика - его беззащитность перед одноклассниками, несмотря на его природную физическую силу.  Он не мог отвечать злом на зло,  не мог поднять руку на другого человека. Для этого надо было, что-то переступить в своей Душе.  Стать Homo socialis очень трудно.  Для некоторых людей это легко генетически. Именно задачу получения навыков человеческого общения должна, но может ли решить школа?
     Как научить общаться детей между собой, соблюдая этические нормы.  Лев Николаевич Толстой в «Детство, отрочество, юность» писал, что нельзя выращивать рядом редиску и нежный цветок, обращая внимание на необходимость учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.
      С этой задачей лучше всего справляется позитивное искусство и, в первую очередь, литература (сначала сказки, детские рассказы и т.д.).  Без литературы человека не создать. Читая сказки, рассказы о животных, «Приключения Гулливера» и другие литературные произведения, ребенок приучается смотреть на мир многосторонне: и глазами лилипутов, и гигантов, и животных, и других фантастических созданий.
     О, необыкновенная, увлекательная и творческая миссия настоящего педагога! Младший сын,  единственный в группе, получал отличные оценки по композиции, учась в художественной школе, потому в его работах мальчик в своих картинах отражал мир глазами Атлантов Эрмитажа или летящего орла и т.д. Преподаватель обращал на это внимание. Как важно уметь поставить себя на место другого человека, животного или даже существа, в сказках даже на место неодушевленных предметов. Почему в сказках? Это нужно сейчас в повседневной жизни. Не было бы тогда у нас и будущих взрослых антропоцентрического отношения к Природе. Даже при решении экологических проблем надо учитывать и самое слабое экологическое звено, а не только человека. Поэтому школа всеми возможными путями должна воспитывать в детях интеллигентность, то есть широту, глубину восприятия себя, других людей и всего окружающего, понимание причинно-следственных связей. Легче всего с этой задачей может справиться литература, без которой человека воспитать очень трудно. Сначала мир сказок и удивительной детской литературы, от которых в детстве, юности не могла оторваться. Но восприятию литературы, искусства, всей окружающей жизни могут и должны помогать взрослые. Слушая оперы в детстве с интересом завороженно по радио сначала потому, что мама адаптировала мне либретто, учитывая мой возраст.
      Важность человеческой и профессиональной культуры учителя не переоценить. Вспоминается деликатная реакция учительницы на сочинение-плагиат на тему осени, написанном Володей в начальной школе. По памяти мальчик с большим  чувством (учительница это поняла), но чужими словами (словами А.С. Пушкина), написал все стихотворение  «Унылая пора – очей очарование». Только слова А.С. Пушкина могли соответствовать красоте осени. Учительница написала под сочинением: «Прекрасное описание осени. Но разве ты это сочинил?». Она не поставила ему «двойку», не осудила его.  Она поняла, что мальчик не смог найти других слов, кроме волшебных чарующих стихов Александра Сергеевича. И тут настоящий учитель может спросить детей: «Какие стихотворения об осени Вы знаете?». Или может сама прочитать некоторые и поинтересоваться понравились они и чем.  Например, я люблю стихотворение Николая Рубцова «Опадают листья с тополей. Повторилась в мире неизбежность. Не жалей ты листья, не жалей, а жалей души моей любовь и нежность». Пишу эти строки любимого поэта. И слезы близки. Как важно учителю проводить разбор и литературных произведений, и отзывов школьников без суеты. Мы в школе сравнивали стихотворения разных поэтов на одну  тему, в частности «Памятник»  Г.Р. Державина и А.С. Пушкина, думали над причинами похожести  строк и образов.
      Наша (моя и моего брата) удивительная учительница (вечная ей память) долго и бережно хранила «плагиат» моего брата. Его сочинение называлось «Письма матери», нашей героической бабушки, которую мы никогда не видели, но любим, чувствуем и помним.  На первом заглавном листе-обложке сочинения черной тушью нарисовано скорбное лицо пожилой женщины-матери на фоне Петропавловской крепости. И далее были переписаны содержимое открыток-писем из блокадного Ленинграда 1941- 42 года. Людмила Георгиевна  (учительница) поставила брату «отлично».
     И мой плагиат - также стихотворение об осени.  В середине семидесятых годов прошлого века мой муж  любил мне наизусть читать произведения А. Блока, Ф. Тютчева, С. Есенина, В. Маяковского. И вдруг он прочел прекрасное стихотворение «Осень звенит шутовским колпаком, а в глазах у нее снега». Я поинтересовалась именем автора этих стихов.  Муж сказал, что это он, и посвящены они мне. Я не записывала стихотворение и иногда просила своего друга прочитать мне его. Прошло более тридцати лет, муж долго болел и  умер. Грустя о нем, я начала вспоминать это стихотворение. Некоторые строки я никак не смогла вспомнить и дополнила своими строками. Фамилия у нас с мужем одна, а я хотела, чтобы строки, которые мне запомнились, не ушли бы в небытие. Я напечатала их под своим псевдонимом.  Но, к счастью, «рукописи не горят». Получив рецензию о том, что это «стихотворений известного поэта Юрия Влодова (1932-2009), неизвестно широкому кругу читателей и написанное в 60-70-е годы», я испытывала сложные чувства: благодарность за истину и за науку, хотя и горькую; благодарность за то, что напомнили знакомые, но забытые строки. Конечно, я стерла стихотворение как свое. Я не осуждаю мужа. Но мне нельзя сделать даже малейшей ошибки. Я принципиально никогда не пользовалась шпаргалками, в основном говорю правду, исключая случаи, когда сказать правду  это то же самое, что совершить подлость, измену. Если в юности, готовясь к экзаменам, какой-нибудь один вопрос я не выучила, он мне обязательно попадался. И эту рецензию я получила в  день, когда в мыслях я позволила себе осудить одного человека. Как - будто мне напомнили: «Не суди и не судим будешь!».
     Вспоминая  мое отношение к «плагиату» маленького сына с нежностью, улыбкой и любовью, я подумала, что может быть и Всевышний смотрит на мои переживания и муки совести с улыбкой, любовью и прощением!


Рецензии