самоотречение

ОШО

Мой ум считает, что слушать ваши откровения является боль¬шим беспокойством, поэтому к концу я ощущаю себя уставшим и сопротивляющимся. Я подозреваю, что если бы я был открытым в сексе, то и здесь я бы позволил себе быть более восприимчивым. Имеется ли какая-либо связь между открытостью по отношению к мастеру и открытостью в сексе? Мое воспитание и образование придает самоотречению отрицательное и пассивное значение. Я знаю, что я не смогу пойти глубже, пока я не буду в состоянии преодолеть это отрицательное отношение, которое, как мне кажется, навсегда вошло мне в душу. Возможно ли самоотречение, если в душе так глубоко укоренилось противоположное?

Да, действительно, между самоотречением и сексом имеется связь, потому что секс - это первое самоотречение, биологическое самоотречение, которое вы легко можете испытать. Что означает самоотречение, отказ от самого себя? Это означает быть открытым, ничего не боящимся, ранимым, уязвимым. Это означает позволе¬ние другому войти в себя. Биологически, естественно, секс является основным переживанием, в котором без всяких усилий вы позво¬ляете кому-то войти в себя, или кто-то так близок к вам, что вы совершенно безоружны против него. Вы не сопротивляетесь, не держитесь в стороне, но вы расцветаете... вы расслаблены, вы не боитесь, не думаете о будущем, о результате, о последствиях, вы просто живете настоящим моментом. Если даже случится смерть, вы примете ее.

При глубокой любви любящие всегда чувствуют, что сейчас самый подходящий момент для смерти. И если придет смерть, то даже смерть сможет приветствоваться в этот момент. Они открыты - они открыты даже для смерти. Если вы открыты для жизни, вы будете открыты и для смерти. Если вы закрыты для жизни, вы будете закрыты и для смерти.
Те, кто боятся смерти, обычно боятся и жизни. Они еще не жили, вот почему они так боятся смерти. И их страх является есте¬ственным. Если вы совсем еще не жили, то вы обязаны бояться смерти, потому что смерть лишит вас возможности жить, а вы еще и не жили. Таким образом, если приходит смерть, то когда же вы будете жить?

Тот,  кто жил глубоко, не боится смерти. Он исполнился, и если придет смерть, он сможет приветствовать ее, сможет принять ее. Все, что могла дать жизнь, она уже дала. Все, что можно было познать в жизни, он уже познал. Теперь он легко может двигаться в смерть. Он хотел бы двигаться в смерть таким образом, чтобы узнать что-нибудь новое, что-нибудь неизвестное. В сексе, в любви вы бесстрашны. Вы не боретесь за что-то в будущем; текущий мо¬мент является раем, текущий момент является вечностью.
Но когда я говорю это, я не обязательно имею в виду, что вы переживаете это благодаря сексу. Если вы боитесь, сопротивляетесь, то в сексе вы можете иметь только биологическое расслабление, сексуальное расслабление, но вы не достигнете того экстаза, о кото¬ром говорит тантра.

Вильгельм Райх утверждает, что вы не познали секс до тех пор, пока не смогли достигнуть в нем глубокого оргазма. При этом высвобождается не только сексуальная энергия, все ваше тело дол¬жно становиться расслабленным. Тогда сексуальное переживание не локализовано только в сексуальном центре, но распространяется по всему телу. Тогда каждая ваша клеточка купается в нем, а вы достигаете вершины - вершины, в которой вы не являетесь телом. Если вы не можете достичь вершины в сексе, вершины, в которой вы не являетесь телом, то вы совсем не познали секс. Вот почему Вильгельм Райх говорит очень парадоксальные вещи: он говорит, что секс духовен.

Это то же самое, что говорит и тантра, и значение этого заклю¬чается в том, что при глубоком сексе вы совсем не являетесь телом; вы становитесь только духом парящим. Ваше тело будет оставлено далеко позади; вы забыли его полностью. Вы не будете частью ма¬териального мира, вы станете нематериальным. Только тогда имеет место оргазм. Вот что тантра говорит о самбхоге - о половых сно¬шениях.

Приходит тотальное расслабление, ощущение, что теперь вы исполнены, чувство, что больше нет необходимости желать что-ли¬бо. Пока это чувство не случится с вами в сексе - это чувство отсутствия желаний, - вы еще совсем не знаете секс. Вы можете производить детей, но это легко - и это совсем другое.
Только человек может достигнуть этой духовности в сексе; в противном случае секс является просто животным инстинктом. Но когда духовные учителя и монахи осуждают секс, вы киваете голо вой, подтверждая их правоту. Когда тантра что-либо утверждает, то ей трудно поверить, потому что это не ваше собственное пережива¬ние. Вот почему тантра до сих пор не могла стать универсальным учением. Но будущее ее прекрасно, - потому что чем более мудрым и понимающим будет становиться человек, тем больше будет чув¬ствоваться и пониматься тантра.

Только на протяжении последнего столетия психологи заложи¬ли основания мира, который станет тантрическим. Но вы поддаки¬ваете каждому, кто осуждает секс, потому что вы имеете то же самое переживание. Вы знаете, что в нем ничего не случается, и что после секса вы чувствуете себя подавленными. Вот почему вокруг так много осуждения. Каждый раз, когда вы входите в секс, вы чувству¬ете себя подавленными, а потом вы раскаиваетесь.

Тантра, Вильгельм Райх, Фрейд и другие, кто знает, абсолютно согласны друг с другом в том, что если вы достигаете оргазма в половом акте, то некоторое ощущение жара, тепла будет ощущаться еще в течение нескольких часов. Вы почувствуете себя совершенно другими... без каких-либо беспокойств, без каких-либо напряже¬ний. Результатом будет эйфория, говорят они; будет наблюдаться некоторый экстаз. И этот экстаз случается, когда вы действительно расслаблены - когда вы не удерживаете себя, когда вы не сражаетесь; вы просто движетесь вместе с энергией жизни.

Энергия жизни имеет два слоя, хорошо было бы понять это. Я говорил вам о дыхании, и я говорил вам, что дыхание является чем-то вроде связующего звена между вашей сознательной систе¬мой и бессознательной системой. В вашем теле большая часть яв¬ляется бессознательной. Кровь циркулирует, и от вас не требуется что-либо делать. Вы и не можете ничего сделать, она просто продол¬жает циркулировать. Только за последние три столетия человек смог узнать, что кровь циркулирует. До этого он просто думал, что кровь просто наполняет тело - вы просто не можете почувствовать ее циркуляцию. Она продолжает работать без вас, без какого-либо вашего знания. Это бессознательное действие.

Вы поглощаете пищу, ваше тело начинает работать. Кроме ва¬шего рта больше ничего не нужно - вы при этом не нужны. В тот момент, когда пища поступает в ваш рот, тело принимает ее, над ней продолжает работать бессознательная система. И это хорошо, что работает именно она. Если бы это было предоставлено вам, вы бы породили путаницу. Это такая большая работа, что если бы вы должны были ее делать, вы бы не смогли делать что-либо другое. Если бы вы должны были сами выпить чашку чая, то это заняло бы вас на целый день - чтобы выполнить эту работу, чтобы преобразо¬вать чай в кровь. Работы так много.

Тело работает бессознательно, но есть некоторые вещи, которые вы должны делать сознательно. Я могу двигать своей рукой, но я не могу двигать кровь, которая течет по сосудам руки. Я ничего не могу делать непосредственно с теми костями, которые движутся вместе с рукой. Я ничего не могу сделать с системой, которая работает, но я могу двигать своей рукой. Я могу двигать своим телом, но я не могу делать что-либо внутри него, я не могу вмешиваться в его работу. Я могу прыгнуть, я могу побежать, я могу сесть, я могу лечь, но внутри себя я ничего не могу делать. Мне предоставлена свобода только на поверхности.

Секс является очень таинственным явлением. Вы начинаете его, но наступает момент, когда вас больше нет. Секс начинается как сознательный процесс, затем наступает предел. Если вы перейдете этот предел, вы не сможете вернуться назад; если вы не перейдете этот предел, вы сможете вернуться назад. Поэтому секс является как сознательным, так и бессознательным. Имеется предел, вплоть до которого потребуется ваш ум. Но если вы не потеряете свой ум, свою голову, свою рассудочность, свою сознательность, свою религию, свою философию, свой образ жизни, если вы не потеряете свой ум, то граница никогда не будет перейдена и вы будете переживать секс в царстве сознательного.

Вот что случается. Тогда после секса вы чувствуете себя подав¬ленными, вы против него - и вы будете думать об отречении от жизни и давать клятвы против секса. Эти клятвы, конечно, действу¬ют недолго. Через двадцать четыре часа у вас все будет в порядке, и вы снова будете готовы углубиться в секс. И это все время повторя¬ется, так что все кажется тщетным. Вы накапливаете энергию, а затем тратите ее - и никаких результатов. Все это однообразная скука, монотонность. Вот почему монахи и учителя, которые высту¬пают против секса, взывают к вам: они говорят о том, что вы можете понять.
Но вы еще не познали бессознательный секс, глубочайшее би¬ологическое измерение. Вы еще не прикоснулись к нему, вы всегда возвращаетесь назад от предельной точки, потому что предельное вызывает страх. За этим пределом не будет вашего эго, за этим пределом не будет вас. Вами воспользуется сексуальная энергия, вы будете в ее власти. Тогда вы будете делать нечто, что вы не сможете контролировать.

Пока вы не сможете войти в это неконтролируемое состояние, вы не сможете достичь оргазма. А раз вы познали эту неконтроли¬руемую энергию жизни, то вас больше нет в ней. Вы стали просто волной в великом океане, теперь все события просто случаются. Вы не принуждаете их случаться.
Фактически вы не являетесь активными - вы становитесь пас¬сивными. Сначала вы активны, а затем наступает момент, когда вы становитесь пассивными. И оргазм случается только тогда, когда вы становитесь пассивными. Если вы познаете его, то вы поймете многое. Тогда вы сможете понять и религиозное самоотречение. Тогда вы сможете понять полную самоотдачу ученика мастеру. Тог¬да вы сможете понять самоотдачу кого-нибудь самому существова¬нию. Но если вы не познали хоть какое-нибудь самоотречение, вам трудно будет даже понять, что это означает.

Так что это правильно: секс глубоко связан с самоотречением. Если вы познали глубокий секс, вы будете более способны к само¬отречению, поскольку вы узнали о том глубоком удовольствии, которое следует за самоотречением, вы познали блаженство, кото¬рое тенью следует за самоотречением. Тогда вы можете доверять.

Секс является биологическим самоотречением. Самадхи - кос¬мическое сознание - является экзистенциальным самоотречением. Через секс вы соприкасаетесь с жизнью. Через самадхи, экстаз вы соприкасаетесь с существованием, вы движетесь еще глубже, чем в жизнь; происходит соприкосновение с основой существования. Че¬рез секс вы движетесь от самого себя к другому; в самадхи вы движетесь от самого себя к целому, к космосу.

Тантра является, если вы позволите мне так выразиться, «кос¬мическим сексом»! Это влюбленность во весь космос, это самоот¬речение ради всего космоса. И вы должны быть пассивными. До некоторого предела вы должны быть активными, но за этим пред¬елом вы больше не нужны; тогда вы являетесь помехой. Тогда ос¬тавьте все жизненной силе, оставьте все существованию.
И еще: если вы думаете о самоотречении как об отрицательном и пассивном, то ничего плохого в этом нет. Оно является пассив¬ным и отрицательным, но в этом нет ничего осуждающего. Когда мы слышим слово «отрицательный», в наши умы входит осуждение, когда мы слышим слово «пассивный», появляется некоторое осуж¬дение, - потому что для эго и то и другое является смертью.

Нет ничего плохого в том, чтобы быть пассивными. Пассив¬ность является способом быть в глубоком контакте со вселенной. И вы не можете быть активными с ней - в этом разница между религией и наукой. Наука относится ко вселенной активно, религия - пассивно. Наука выступает так же, как мужской ум - активно, на¬сильственно, принуждающе; религия является умом женским - открытым, пассивным, приемлющим. Приятие всегда является пассивным. А истина не должна быть создана, она должна быть воспринята.

Вы не должны создавать истину. Истина уже здесь. Вы должны воспринять ее. Вы должны стать хозяином, и тогда истина станет вашим гостем. И хозяин должен быть пассивным. Для восприятия истины вы должны быть подобны матке, но ваш ум натренирован для активности - быть активным, делать что-либо, - а это то царст¬во, где все, что бы вы ни делали, станет помехой. Не делайте - просто будьте! Вот что означает пассивность: не делать ничего. Просто быть и позволить тому, что уже есть, случиться с вами. Нет необходимо¬сти в том, чтобы вы активно и созидательно что-либо делали. Вы должны только принимать. Будьте пассивными; не вмешивайтесь. В пассивности нет ничего плохого.

Творческое вдохновение случается, когда вы пассивны. Даже величайшие открытия в науке случаются тогда, когда вы находитесь в состоянии пассивности. Но позицией науки является активность. Даже величайшие события в науке происходят только тогда, когда ученый является пассивным, когда он просто ждет, ничего не делая. А религия в своей основе пассивна.
Делает ли что-либо Будда, когда медитирует? Наш язык, наши термины дают ложное представление. Когда мы говорим, что Будда медитирует, то благодаря используемым терминам кажется, что он что-то делает. Но медитация не означает никакого делания. Если вы что-либо делаете, ничего не случится.

Но любое делание подобно сексу: вначале вы должны быть ак¬тивными, а затем наступает момент, когда активность исчезает, и вы должны быть пассивными. Когда я говорю: «Будда медитирует», я имею в виду, что Будды больше нет. Он ничего не делает, он просто пассивен - хозяин, который ждет гостей, который просто ожидает. А когда вы в ожидании неизвестного, вы не можете даже рассчиты¬вать на что-либо. Вы, в действительности, не знаете, что должно случиться, потому что, если бы вы знали, то ожидание стало бы нечистым и появились бы желания. Вы ничего заранее не знаете.

Все, что вы знали, исчезло, все, что вы знали, отброшено. Ум не функционирует, он просто ожидает, и лишь тогда с вами все случа¬ется. Вся вселенная падает в вас, вся вселенная входит в вас со всех сторон. Все барьеры удалены. Сами же вы ничего не задерживаете.

Нет ничего плохого в пассивности. Проблемой, скорее, являет¬ся ваша активность. Но мы приучены к активности, потому что мы приучены к насилию, к борьбе, к конфликтам. И, в принципе, это не так уж и плохо, потому что в миру вы не сможете быть пассив¬ными. В миру вы должны быть активными, сражающимися, на¬сильственно прокладывающими свой путь. Но то, что является таким полезным в миру, не является полезным, когда вы движетесь по направлению к более глубокому существованию. Тогда вы долж¬ны изменить свое поведение на противоположное. Будьте активны¬ми, если вы действуете в политике, в обществе, если вы стремитесь к богатству или власти. Будьте пассивными, если вы движетесь к Богу, к религии, к медитации. Здесь основным способом является пассивность.

Нет ничего плохого и в отрицательности. Слово «отрицатель¬ный» всего лишь означает, что что-то должно быть выброшено. - это и есть помеще¬ние, - но оно заполнено людьми, мебелью, вещами, так что я должен убрать Если я, например, хочу создать в этом помещении свободное про¬странство, то, что я должен сделать? В чем заключается процесс создания пространства? Могу ли я принести пространство откуда-то извне и заполнить им это помещение? Я не могу принести пространство извне. Пространство уже здесь из него вещи и людей. Тогда пространство обнаруживается - оно не приносится. Оно уже здесь, но оно заполнено чем-то. Поэтому я осуществляю процесс отрицания, я опорожняю его.

Отрицание означает опорожнение самого себя без делания че¬го-либо положительного, потому что, то, что вы пытаетесь обнару¬жить, уже здесь. Просто выбросьте мебель. По отношению к уму мысли являются мебелью. Выбросьте ее, и ваш ум станет свободным пространством, а когда ум становится свободным пространством, он становится вашей душой, вашей атмой. Когда он заполнен мыс¬лями и желаниями, он ум; пустой, свободный - он умом не является. Отрицание есть процесс устранения чего-либо.
Так что не бойтесь слов «отрицательный» и «пассивный». Если вы их боитесь, вы не будете способны к самоотречению. Самоотре¬чение является пассивным и отрицающим. Это не есть нечто, что вы делаете; вы, скорее, оставляете свои дела, вы оставляете сами мысли о том, что вы можете что-то делать. Вы не можете ничего делать - это основное ощущение. Только тогда имеет место отказ от самого себя. Оно является отрицающим, потому что вы движетесь в неизвестное, известное вы оставляете.

Когда вы отказываетесь от самого себя ради мастера, то это в некотором роде чудо, потому что вы не знаете, что с вами может случиться и что этот человек собирается делать в вас. И вы никогда не можете быть уверенными в том, реален он или нет. Вы не можете знать, кому вы отдались и куда он собирается вести вас. Вы будете пытаться получить некоторую уверенность, определенность, но само усилие в этом направлении означает, что вы не готовы к само¬отречению.

Если перед самоотречением вы абсолютно уверены, что этот человек приведет вас куда-то - в рай, - и после этого отрекаетесь от самого себя, то это совсем не самоотречение. Вы не отреклись от самого себя. Самоотречение всегда есть движение в неизвестное. Когда все известно, нет никакого самоотречения. Когда вы уже проверили, что должно случиться, и вы знаете, что два плюс два будет четыре, то это не самоотречение. Вы не можете сказать: «Я отрекаюсь от самого себя», потому что «четыре» уже создало определенность.

Самоотречение имеет место в условиях неопределенности, небезопасности. Поэтому отказаться от самого себя ради Бога легко, потому что на самом деле нет никого, перед кем вы совершаете самоотречение, и вы остаетесь хозяином. Труднее отказаться от самого себя ради живого мастера, потому что тогда вы больше не являетесь хозяином. Перед Богом вы можете продолжать обманы¬вать, потому что никто не спросит вас...

Я читал один еврейский анекдот. Один старик молился Богу и сказал: «Мой сосед «А» очень беден, и в прошлом году я молился тебе, но ты ничего для него не сделал. Другой мой сосед, «В», калека, в прошлом году я молился и за него, но ты ничего не сделал». И он продолжал в таком же духе, он перечислил всех соседей, а в конце сказал: «Теперь, в этом году, я снова обращаюсь к тебе. Если ты простишь меня, то я тоже смогу простить тебя».
Но он говорил один. Каждый разговор с божественным является монологом, других там нет. Так что это ваше дело, что вы там делаете - вы остаетесь хозяином. Вот почему тантра так настаивает на самоотречении перед живущим мастером, - потому что тогда разрушается ваше эго. И это разрушение является основой всего. Это разрушение эго является основой, и только тогда из этого может что-нибудь возникнуть.

Но не спрашивайте меня, что вам нужно делать для отказа от самого себя. Вы не можете ничего делать для этого. Или вы можете делать только одно: осознавать, чего вы можете добиться деланием, что вы можете приобрести деланием - осознавать! Вы приобретаете многое: вы приобретаете страдания, беды, кошмары. Вот что вы приобретаете благодаря своим собственным усилиям, вот что мо¬жет приобрести эго. Осознайте страдание, которое вы породили - положительно, активно, без самоотречения. Осознавайте все, что бы вы ни делали в своей жизни. Само это осознание однажды поможет вам отбросить все это и отречься от самого себя. А самоотречение, которое трансформирует вас, не будет отречением перед конкрет¬ным мастером, но будет просто отречением от самого себя.

Так что мастер не имеет значения, не это является главным. Люди все время приходят ко мне и говорят: «Я хочу отречься от самого себя, сдаться, но кому?» Это не главное, вы упускаете самое главное. Вопрос не в том, кому сдаться. Помогает просто самоотре¬чение, а не лицо, которому вы сдаетесь. Он может быть не здесь, он может не быть реальной личностью, он может не быть просветлен¬ным. Он может быть просто жуликом, но не это главное. Это не имеет значения. Вы отреклись от самого себя - помогает именно это, потому что теперь вы стали уязвимыми, открытыми. Вы стали женственными. Мужское эго утеряно, и вы стали женской утробой.

Человек, которому вы сдаетесь, может быть мошенником или может вообще не существовать. Это не главное. Вы отказались от самого себя, теперь с вами может что-то случиться. Много раз случалось так, что даже при фальшивом мастере, ученик становился просветленным. Вы можете удивляться этому, но даже при фаль¬шивом мастере ученики становились просветленными.
О Миларепе говорят, что он пришел к мастеру и отрекся от самого себя. Миларепа был очень верующий человек, очень доверчивый, поэтому, когда мастер сказал: «Ты должен будешь отречься от себя ради меня, только тогда я смогу помочь», он ответил: «Хо¬рошо, я отрекаюсь от самого себя».
Но многие люди завистливы. Старые последователи этого мас¬тера завидовали Миларепе, потому что тот был человеком совер¬шенно другого типа. Он обладал очень большой магнетической силой. Они боялись, что если этот человек останется здесь, то он станет главным учеником, ближайшим к мастеру. Поэтому они сказали своему мастеру: «Этот человек кажется обманщиком, так что проверь сначала, является ли его самоотречение реальным».
Мастер спросил: «Как же мы проверим его?»
Они ответили: «Вели ему спрыгнуть с этой скалы» - они сидели на высокой скале.

И мастер сказал: «Миларепа, если ты действительно отрекся от самого себя, прыгни с этой скалы».
И он даже не сказал «да», он прыгнул. Ученики подумали, что он должен был погибнуть; они спустились вниз. Они спускались в долину несколько часов. А он просто медитировал, сидя под дере¬вом, и был счастлив - так счастлив, как никогда еще не был.
Они собрались все вместе, причем ученики думали, что это, должно быть, случайное стечение обстоятельств. Мастер также был удивлен тем, что случилось. Поэтому он спросил Миларепу част¬ным образом: «Что ты сделал? Как это случилось?»

Он ответил: «Когда я отрекся от самого себя, не было больше вопросов о том, что мне делать. Вы что-то сделали».
Мастер хорошо знал, что он ничего не делал, поэтому он попро¬бовал снова. Горел один дом, и он велел Миларепе отправляться в него и не выходить из него до тех пор, пока весь дом не превратится в пепел. Миларепа вошел в этот дом. Он оставался в нем несколько часов, затем весь дом превратился в пепел. Когда они пробрались туда, они увидели, что он был совершенно погребен под грудой пепла, - но такой же живой и блаженный, как всегда. Миларепа прикоснулся к ногам мастера и сказал: «Вы творите чудеса».
И мастер сказал: «Трудно подумать, что это снова случайное совпадение обстоятельств».

Но его последователи сказали: «Это не что иное, как случай¬ность. Попробуй снова. Нужны, как минимум, три попытки».
Они проходили через деревню, и мастер сказал: «Миларепа, лодка еще не пришла, перевозчик не сдержал своего обещания, поэтому иди. Пройди по воде, перейди на другой берег и скажи перевозчику, чтобы он переправлялся сюда».
Миларепа пошел, и тогда мастер подумал, что это действитель¬но чудо. Он перешел на другой берег и прислал перевозчика. Мастер спросил: «Миларепа, как ты делаешь это?»
Тот ответил: «Я просто беру ваше имя и иду. Именно ваше имя, мастер, помогает мне».

И мастер подумал: «Если мое имя в такой степени помогает...» Он тоже попытался идти по воде, но утонул, и никто никогда больше о нем не слышал.
Как это случилось? Все дело в самоотречении, а не в мастере, не в том, ради кого отказываются от самого себя. Здесь подойдет что угодно - статуя, храм, дерево, камень. Если вы отказались от самого себя, вы становитесь уязвимыми для существования. Тогда все существование берет вас в свои руки.
Эта история может быть просто преувеличением, но смысл ее в том, что если вы отреклись от самого себя, то все существование за вас. Огонь, скала, река, долина - ничто не против вас, потому что вы сами не выступаете против чего-либо. Враждебность исчезла.

Если вы падаете с горы и ваши кости сломаны, то это кости вашего эго. Вы сопротивлялись, вы не позволяли долине помочь вам. Вы помогали себе сами. Вы считали, что вы являетесь более мудрыми, чем существование. Самоотречение означает, что вы осознали, что все, что бы вы ни делали, будет неразумным, глупым. И вы делали много глупостей в течение многих жизней.
Оставьте все это самому существованию. Вы не можете сделать что-либо.
Вы должны осознать, что вы беспомощны. Сознание того, что вы беспомощны, и поможет случиться самоотречению.

ОШО


Рецензии