Клуб любителей искусства в Подлипках

КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ИСКУССТВА В ПОДЛИПКАХ


                Я пишу потому, что видел людей и вещи,
                о которых мне хочется рассказать. Я даже                думаю, что обязан об этом рассказать.
                Эрскин Колдуэлл.

Как быстро летит время! Сегодня, 27 января 2012 года, просматривая свои документы и материалы прошлых лет, я в одной из папок обнаружил тетради и листы с отпечатанными на них планами, отчетами и Уставом Клуба любителей искусства (КЛИ), эскизы и фотографии выпущенных стенных газет «ОКНА КЛИ». Этот Клуб организован мною, Юрием Алексеевичем Ждановым, в 1962 году для сотрудников ЦКБЭМ (Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения, которое возглавлял Главный конструктор Сергей Павлович Королев).
Сегодня успехи в развитии средств массовой информации (СМИ) существенно изменили возможности общения людей, получения интересующей их информации, но общение тех лет отличалось особой атмосферой душевного тепла, искренних устремлений сделать жизнь каждого человека одухотворенной богатствами всего культурного наследия человечества. Некоторые особенности жизни людей того времени стали достоянием истории. Многое изменилось в нашей жизни за время этого истекшего полу-столетия, и те сведения, которые сохранились в найденной мною папке, стали живым документальным  свидетельством настроя наших душ, желания сделать нашу жизнь насыщеннее, интереснее, одухотвореннее, а, значит, счастливее. Сотрудники предприятия успевали не только крайне напряженно и успешно трудиться, но и в свободное от работы время овладевать богатствами культуры. Возникло желание познакомить с материалами, отражающими жизнь Клуба любителей искусства тех, кому они окажутся интересными. Возможно, кому-нибудь пригодится наш опыт тех далеких уже лет. Эти материалы даю без изменений и ретуши, их текст  заключаю в кавычки, как свидетельство их подлинности.

«О КЛУБЕ ЛЮБИТЕЛЕЙ ИСКУССТВА (КЛИ) ОТДЕЛА 4

(История возникновения, цели Клуба, методы работы, некоторые выводы и рекомендации, вытекающие из опыта двухгодовой деятельности Клуба, перспективные планы Клуба, немного фантазии, которая может превратиться в действительность)

I. История возникновения КЛИ

Наш Клуб 28 марта 1964 года отметит свое двухлетие. Это не большой стаж, однако, за эти два года сделано много, без преувеличения, а если учесть, что все началось от нуля, то результаты на сегодняшний день кажутся еще весомее. А как все началось? Думаю, что для тех, кто захочет повторить наш опыт, интересно знать все тонкости и трудности такого начинания, поэтому постараюсь обо всем рассказать без прикрас, чтобы начинающий знал, за что он берется и с чем ему придется столкнуться в своей работе, повторяющей наш эксперимент, полностью оправдавший себя. А начало было таким. Читая искусствоведческую литературу, открываешь для себя целый океан ранее неведомого прекрасного, восторгаешься наедине, либо с друзьями, радость открытия прекрасного переполняет сердце, хочется сделать свои знания достоянием всех окружающих, заставить и их восторгаться прекрасным. Однако не всегда есть возможность поделиться своей радостью, обменяться мнениями. А как сделать так, чтобы это стало возможным для всех? Возникла робкая мысль: а что если попробовать проводить в секторе информации-беседы по вопросам искусства, постараться втянуть в эти беседы товарищей по работе, выявить их интересы и практически использовать эти интересы для всех окружающих. Эта мысль возникла накануне начала движения за коммунистический труд. Наш сектор начал соревноваться за право быть сектором коммунистического труда в январе 1961 года. Когда принималось социалистическое обязательство сектора, было предложено ввести в него обязательство систематически повышать свой культурный уровень, для чего проводить беседы по вопросам искусства, посещать выставки, активно участвовать в проведении бесед, готовить их тщательно, качественно, дорожа временем товарищей. Предложение приняли, и уже через месяц это обязательство начало четко выполняться. После работы каждую неделю, или через неделю, наряду с сообщениями по политике и науке, делались сообщения-беседы по искусству. Проведены были беседы о творчестве титанов итальянского Возрождения: Леонардо да Винчи, Джорджоне, Микельанджело, Тициане, Рафаэле; об основных этапах развития мирового кино, о творчестве Чарли Чаплина, о греческой мифологии (мифология вокруг нас). Участники бесед слушали докладчиков с большим интересом, забывая о том, что после окончания работы уже прошло полтора часа. Все активно включались в рассмотрение репродукций, фотографий, вопрос следовал за вопросом. О нашем эксперименте узнали в другом секторе, и попросили провести беседу. Беседа о творчестве Тициана и Рафаэля и в этом секторе прошла успешно.                Успех начинания воодушевил на более смелую мысль: а что если попробовать проводить беседы в масштабе всего отдела, чтобы все желающие могли принять участие в беседе. Посоветовавшись, решили попробовать проверить мысль на практике. Этому начинанию дали имя: «Клуб любителей искусства» (КЛИ). Под такой рубрикой и появилось в отделе первое объявление о проведении в красном уголке беседы «Изобразительное искусство от каменного века до наших дней» (обзорная). Беседа прошла хорошо, окончилась она естественно возникшим  диспутом. Беседа состоялась 28 марта 1962 года- этот день и считается днем рождения КЛИ (Клуб любителей искусства). За первой беседой последовали остальные: «О французском импрессионизме XIX века», «Советское киноискусство на международных кинофестивалях», «Творчество Бетховена» с музыкальным сопровождением, «Творчество Ван-Гога», «Творчество Шопена» с музыкальным сопровождением, «Секрет» искусства Пикассо», диспут по результатам посещения выставки «30 лет МОСХА», «Прогрессивное зарубежное киноискусство», диспут «Импрессионизм- реализм или начало формализма?» Часть бесед проходила очень бурно, товарищи делились мнениями, спорили, в споре рождалась истина. Даже возвращаясь после беседы домой, спорящие не могли забыть только что затронутые вопросы, продолжали по дороге беседовать.
Первые месяцы жизни КЛИ показали, что деятельность его однобока- только беседы. А ведь не все в силу семейных обстоятельств или учебы могут присутствовать на беседах, следовательно, круг участников КЛИ узок, не всех может втянуть в свою работу. Родилась мысль создать орган стенной печати КЛИ, доступный всем сотрудникам отдела. А толчком для этого послужил такой интересный и необычный эксперимент. Захотелось познакомить сотрудников своего сектора со своими любимыми художниками по репродукциям их картин. Стендом послужило рабочее место- кульман. Репродукции были приколоты кнопками на тыльной стороне кульмана. Такую необычную выставку сотрудники встретили с интересом, обсуждали, спорили. За первой выставкой последовала вторая (и последняя). Вот после второй выставки и возникла мысль о выпуске органа стенной печати КЛИ. С одобрения активистов КЛИ решили выпуски стендов КЛИ назвать «ОКНАМИ КЛИ» по аналогии с «ОКНАМИ РОСТА», только в области искусства, а не политики. Да и смысл слова «ОКНО» чудесный- это «ОКНО» в мир прекрасного.
Первое «ОКНО КЛИ»  вышло 16 ноября 1962 года, и этот день в Клубе считается днем рождения «ОКНА КЛИ».  16 ноября 1963 года мы отметили годовщину «ОКНА» выпуском «ОКНА КЛИ» № 16 (юбилейного).  В этом «ОКНЕ» в масштабе 1:5 были воспроизведены цветные макеты всех 15-ти предыдущих «ОКОН», а также опубликован Устав КЛИ, созданный накануне юбилея «ОКНА» и принятый всеми членами КЛИ.
Редколлегия «ОКОН» состояла к годовщине из 30 человек. К марту 1964 года выпущено 18 «ОКОН». Такова история возникновения КЛИ.

II. Цели КЛИ

Главная цель, из которой вытекают все остальные- эстетическое воспитание советского труженика. Это понятие очень обширное, кратко можно раскрыть его следующим образом. Развивать в людях эстетический вкус, умение видеть и восторгаться истинно прекрасным, желание больше узнать об этом прекрасном и поделиться своими знаниями с окружающими. Искусство делает людей лучше, внимательнее друг к другу, более чуткими, отзывчивыми. Искусство должно стать для человека такой же жизненной необходимостью, как воздух. Искусство пробуждает в человеке художника, выявляет все прекрасное, заложенное в каждом. В наших газетах, журналах, книгах очень много сейчас пишут о насущной необходимости перестройки эстетического воспитания в школах, вузах, на производстве, о том, что в этой области дела у нас пока обстоят плохо, проблема эта запущенная, и нужно сейчас очень серьезно ее решать. Появляется много статей с рецептами решения этой проблемы, однако самым серьезным препятствием является проблема квалифицированных кадров, которые невозможно создать в короткий срок, а решать-то проблему нужно, и как можно скорее, потому что в коммунизм должны идти люди не только технически, но и эстетически грамотные.
Коммунизм- это общество всесторонне развитых людей. Поэтому эстетическое воспитание людей должно быть общенародным делом и решаться должно повсеместно всеми имеющимися на местах средствами. По всей стране созданы университеты культуры, успешно решающие проблему эстетического воспитания. Казалось бы, что так как у нас есть в городе университет культуры, то чего же боле? Однако, создавая в отделе Клуб любителей искусства, мы видели и очень слабую сторону университета по сравнению с самодеятельным Клубом любителей искусства. А заключается эта слабость в том, что даже несмотря на высококвалифицированные кадры в университете культуры, участие слушателей в работе университета довольно пассивное. Слушатели лишь слушают докладчика, сами не прикладывая никакого труда, не работают над книгой, не пытаются что-то создать сами, прочувствовать романтику созидания, творчества.                К университету приложим принцип: пришел, увидел (услышал), победил. А победил ли? В этом главный вопрос. Не происходит тесного и длительного контакта с искусством, а именно только такой контакт может привить любовь к искусству, контакт может сделать искусство другом жизни, неразлучным спутником в радости и в печали. Наш Клуб и создает именно такой контакт. Сейчас у нас в Клубе много товарищей, которые глубоко интересуются искусством, систематически повышают свой эстетический уровень, очень много делают для Клуба, вовлекают в Клуб других. Клуб прочно вошел в жизнь отдела, стал детищем отдела, и можно, я думаю, без ложной скромности сказать, что детище это любимо. Каждое «ОКНО КЛИ» или беседа встречаются сотрудниками с живым интересом, об этом говорят посещение бесед и очереди около «ОКОН».

III. Методы работы

Когда начали свою деятельность, то опыта не было никакого. Было лишь желание сделать как можно лучше, эффективнее, оригинальнее, содержательнее. Опыт постепенно накапливался и продолжает накапливаться, методы и форма работы все время изменялись, изменяются и будут изменяться. Да иначе и быть не может, так как в противном случае работа может наскучить, приесться как членам Клуба, так и его слушателям и читателям. А это значит- смерть Клубу. За два года мы перепробовали многие способы ведения работы. Коротко о подготовке и проведении бесед. Беседы поручаем проводить только товарищам, для которых предмет беседы является любимым увлечением, с которым они долгое время знакомились, а, следовательно, могут живо заинтересовать других, ответить на их вопросы, грамотно разъяснить сложные вопросы. Как правило, таким товарищам для подготовки беседы время требуется лишь для того, чтобы привести свои знания в систему, сосредоточиться на предмете беседы, кое-что дополнительно вспомнить, прочитать, но не для того, чтобы, начав с нуля, за один-два месяца «дозреть» до уровня докладчика. Этого «дозревания» мы в клубе стараемся всячески избегать. Это, однако, не значит, что у нас в Клубе могут проводить беседы лишь какие-то «вундеркинды». Мы в Клубе тоже решаем проблему кадров, готовим докладчиков из товарищей, никогда ранее не проводивших бесед по искусству. Но прежде, чем они выйдут на «арену», они должны солидно поработать, много прочитать, прочувствовать тему. Сейчас у нас есть несколько таких докладчиков, которые могут довольно квалифицированно провести беседы не только в нашем отделе, но и в других отделах и цехах. Беседы по изобразительному искусству сопровождаются богатым иллюстрационным материалом (репродукции), а музыкальные беседы идут с прослушиванием записей на магнитофонную пленку или пластинок.
Наиболее гибкой явилась форма организации работы при выпуске «ОКОН КЛИ». К марту 1964 года выпущено 18 «ОКОН», ни одно из них не повторяет по оформлению, стилю какое-нибудь из остальных. Редколлегия «ОКОН» создавалась по разным принципам (всего в выпусках «ОКОН» приняло участие 30 членов Клуба). Сначала «ОКНА» выпускали группы энтузиастов (по 4-5 человек), затем за каждое «ОКНО» назначался ответственный (с его личного согласия), который подбирал себе товарищей для подготовки и выпуска «ОКНА» (с их согласия). Затем выпуск «ОКОН» строился по секторам- каждый сектор по очереди выпускал «ОКНО». Сделали попытку выпускать «ОКНА» тематическими, то есть либо по театру, либо по живописи, либо по кино и т.п. (а до этого выпуски были смешанными, то есть в каждом «ОКНЕ» освещались вопросы по всем видам искусства). Попробовали в каждом секторе объединить товарищей по какому-нибудь одному виду искусства, чтобы они глубоко интересовались этим вопросом  в искусстве, собирали по нему материал, подготавливали «ОКНА» этого направления.
Испытали другой метод: строить работу по интересам, объединяя единомышленников  вокруг наиболее осведомленного в данном виде искусства товарища. Наконец, проверили метод индивидуального творчества, когда товарищ самостоятельно берется за подготовку определенной темы, интересующей его, и доводит свою работу вплоть до самостоятельного выпуска «ОКНА». Наиболее оправдали себя два последних метода, однако это не значит, что нет какого-то иного, более эффективного. Жизнь покажет. Теперь понемногу о многом, а именно о скрытом механизме, который обеспечивает нормальную работу Клуба. Каждый выпуск «ОКНА»  стремимся сделать оригинальным по оформлению (оригинальным в хорошем смысле слова), по содержанию, подбираем интересный материал, стараемся идти не по пути сенсационных сообщений, которые быстро утомляют и надоедают, а планомерно развивать хороший эстетический вкус, рассказывая о лучших достижениях  в искусстве, заостряя внимание на специфичности в манере каждого художника, на важных для правильного восприятия произведений искусства фактах. Для того, чтобы учитывать интересы сотрудников, выясняем с помощью анкет те вопросы, ответ на которые товарищи хотели бы получить в беседах или в «ОКНАХ». Чтобы иметь свой фонд иллюстраций, собираем их из всех возможных источников: из журналов, которые сотрудники после прочтения отдают Клубу, из газет, книг, альбомов. Каждого товарища, готовящего какую-то тему, стараемся обеспечить литературой по этой теме. Для этого выясняем у членов Клуба, есть ли у них нужная литература, или где ее можно достать, применяем взаимный обмен книгами из личных библиотек. Для поощрения наших художников устроили выставку их работ в красном уголке. Всячески стараемся находить скрытые таланты в нашем отделе, и вовлекать их в Клуб, работа эта самая кропотливая и нежная, требующая большого терпения и настойчивости. Стараемся поддерживать всякую самостоятельность, прорывающуюся инициативу, подхватывать любое хорошее начинание. Товарищам, готовящим в Клубе какую-то работу, стараемся предоставить максимум возможностей для проявления инициативы и самостоятельности. Стараемся создавать свои кадры: художников, машинисток, редакторов, лекторов. Когда товарищу даем для подготовки и раскрытия какую-то тему, то обязательно учитываем его личный интерес к этой теме, а если товарищ затрудняется сам что-то выбрать, то при разговоре с ним предлагаем ему сами несколько тем, коротко обрисовав круг интересных вопросов, подлежащих раскрытию, стараемся товарища «зажечь» этой темой. Для полного успеха работы совершенно необходимо, чтобы товарищ «зажегся». У членов Клуба стремимся развивать «чувство локтя», для чего обмениваемся мнениями о прочитанном, советуем друг другу прочитать определенную книгу, посмотреть какую-то выставку или фильм; обмениваемся книгами, журналами, развиваем желание стать библиофилами, иметь свою библиотечку по любимому виду искусства, советуем, с чего начать такую библиотечку; развиваем в товарищах желание поделиться знаниями об интересном, узнанном из книг, с остальными товарищами. Стремимся к тому, чтобы совершенно естественным стал принцип жизни: «узнал о прекрасном сам, поделись своей радостью и знаниями с другими». Стремимся в каждом товарище пробудить художника, развить желание творчества, творчества на «отлично», гордость за свою работу и сознание ее важности для коллектива.
Для того, чтобы члены клуба периодически видели объем и пользу проделанной работы, отмечаем юбилеи Клуба и «ОКНА», посвящая им специальные юбилейные «ОКНА».
                IV. Рекомендации
                Для обеспечения успешного хода работы Клуба можно порекомендовать следующее:
1. Руководство работой Клуба должно быть непрерывным, неослабным, не носить кампанейского характера. Не настраивать себя на легкий успех в работе, а, напротив, рассчитывать на самый тяжелый ход работы, и радоваться и закреплять каждый тактический успех, не позволять затухнуть уже достигнутому.
2. Руководство должно быть очень четким и конкретным. С каждым товарищем разговаривать лично, и договариваться по всем сторонам поручаемой работы: тема, объем, срок, помощь, недопустимость срыва (если не гарантируешь выполнение работы- лучше не берись).
3. Четкий контроль выполняемого поручения не только в момент срока, а на всем этапе его выполнения. Узнавать о затруднениях товарища, нужна ли ему помощь и какая, во-время оказывать эту помощь на деле.
4. Развивать в товарищах чувство ответственности, умение проделать работу от начала до конца, а если товарищ начинает сомневаться в своих возможностях закончить работу, поддержать его и морально, и конкретной помощью.
5. Создать большой задел в работе Клуба. Даже при срыве одного из выступлений, план Клуба на данный срок не должен срываться. Одновременно в работе должно находиться много тем, это дает возможность, кроме того, каждую тему готовить длительное время и серьезно, без спешки.
6. Развивать в товарищах чувство гордости за свою работу.
7. Развивать у членов Клуба организаторские способности, умение руководить порученной работой, распределять и контролировать работу подопечных.
8. Главное- это бесконечное терпение, настойчивость, контроль.
                V. Ближайшие перспективы Клуба
                Ближайшими перспективами нашего Клуба являются следующие мероприятия: беседы «Мелодия- основа музыки», «Творчество американских художников», «Легенды и правда о джазе», «Что такое формализм в искусстве и история его возникновения», «Общее и частное в искусстве портрета»;  «ОКНА»: неореализм в итальянском кино; творчество Станиславского, Вахтангова и Мейерхольда; искусство художественной фотографии; викторина по творчеству Пушкина; покинутые города (исчезнувшие цивилизации); мифология вокруг нас;  «Божественная комедия» Данте; искусство фотомонтажа; история и социология наготы в изобразительном искусстве; творчество Стасова.
Планируем экскурсии, диспуты. Хочется сделать так, чтобы любовь к искусству, к прекрасному стала спутником жизни всех сотрудников, чтобы искусство стало второй профессией. Хочется, чтобы Клуб действовал не только в рамках одного отдела, а нескольких отделов, территориально связанных. Можно было бы  беседы проводить не в тесном красном уголке, а в зале ОНТИ (отдел научно-технической информации) для всех желающих. Возможности для этого есть, нужно лишь желание и согласие администрации ОНТИ. Можно было бы качество работы Клуба резко улучшить, сопровождая музыкальные беседы музыкой, передаваемой из радиоузла, а остальные беседы- кинофильмами, диапозитивами. Качество «ОКОН» можно было бы улучшить за счет больших возможностей ОНТИ (литература, кадры, квалифицированные художники, информация и т.п.).
А главное, хочется, чтобы Клуб стал средством духовного общения сотрудников, любимым местом их отдыха после работы.
Остальные вопросы освещены в Уставе Клуба, составленном после полутора лет существования Клуба. В обсуждении проекта Устава приняли участие 10 человек (основатели Клуба). Устав принят и подписан по состоянию на 10 февраля 1964 года двадцатью тремя товарищами. Кроме них Клубу помогают в его работе много сочувствующих.
                Юрий Жданов   10 марта 1964 года
               

УСТАВ КЛУБА ЛЮБИТЕЛЕЙ ИСКУССТВА

                «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно, любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их».
                Ленин

1. Что такое Клуб любителей искусства (КЛИ)
                Клуб любителей искусства (КЛИ)- это добровольное объединение товарищей, интересующихся искусством, развивающих свои эстетические познания путем совместного обсуждения разнообразных вопросов искусства и пропагандирующих искусство среди сотрудников.
                2. Программа КЛИ
                1. Познавать и пропагандировать прогрессивное искусство путем проведения диспутов, бесед, викторин, выпуска ОКОН КЛИ, посещения выставок, концертов, музеев, проведения экскурсий в памятные места.
2. Развивать эстетические вкусы членов КЛИ и всех сотрудников.
3. Вовлекать в Клуб возможно большее число товарищей.
4. Информировать членов КЛИ и всех сотрудников о новостях и об актуальных проблемах искусства.
                3. Кто может быть членом КЛИ
                Членом КЛИ может быть любой товарищ, признающий Устав КЛИ и участвующий в выполнении его программы. Вступление товарища в КЛИ считается с момента подписания им Устава КЛИ.
       Примечание: В мероприятиях КЛИ может принимать участие любой сотрудник.
                4. Права члена КЛИ
                Член КЛИ имеет право:
1. Пользоваться следующими льготами, представляемыми КЛИ завкомом:
   -Бесплатные экскурсии во все музеи и выставки Москвы.
   -Бесплатные экскурсии (автобусом) в Ясную Поляну, Клин, Горки и др.
   -Бесплатные (или со скидкой) экскурсии во все памятные места Подмосковья.
   -Экскурсии (со скидкой) по путевкам на 3-4 дня (праздничные) в Таллинн, Киев, Ленинград.
   - Приобретение магнитофона, пластинок, библиотеки.
   - Подарки для проводимых мероприятий.
2. Пользоваться библиотекой КЛИ по искусству.
3. Принимать участие в составлении плана работы КЛИ.
4. Избирать Совет КЛИ и быть избранным в Совет КЛИ.
                5. Обязанности члена КЛИ
                Член КЛИ обязан:
1. Выполнять поручения членов Совета КЛИ.
2. Участвовать активно в проводимых КЛИ мероприятиях.
3. Пропагандировать работу КЛИ среди своих товарищей.
                6. Структура КЛИ
                1. Общее организационное собрание членов КЛИ избирает свой руководящий орган- Совет КЛИ в количестве шести человек.
2. Членом Совета КЛИ может быть избран любой член КЛИ, добровольно берущий на себя повышенные обязанности по руководству деятельностью КЛИ.
3. Члены Совета КЛИ выбирают из своего состава Председателя КЛИ.
4. Члены Совета КЛИ распределяют между собой работу по интересам, при этом за каждым членом Совета КЛИ постоянно закрепляется одно из следующих направлений работы КЛИ: литература и поэзия; музыка; живопись, скульптура, архитектура, графика, фотография; кино; театр.
5. Для выполнения отдельных участков работы члены Совета КЛИ привлекают членов КЛИ, а также товарищей, не являющихся членами КЛИ (с личного согласия).
6. Совет КЛИ избирается сроком на один год.
7. В случае, если член Совета КЛИ не выполняет своих обязанностей, председатель КЛИ ставит перед Советом КЛИ вопрос о замене этого члена Совета КЛИ новой кандидатурой.               
               
7. Обязанности членов Совета КЛИ

1. Председатель КЛИ обязан руководить Советом КЛИ, вести учет членов КЛИ и их участия в работе, организовывать финансовую и техническую сторону всех мероприятий, контролировать выполнение плана членами Совета КЛИ, следить за идейной направленностью всех мероприятий КЛИ.
2. Члены Совета КЛИ обязаны составлять планы работы по своему направлению, и по возможности равномерно распределять отдельные поручения между членами КЛИ, отвечать за увлекательность и художественный уровень мероприятий, знакомиться с пожеланиями сотрудников по данному виду искусства, вовлекать в работу по своему направлению наибольшее число товарищей, быть инициаторами всех мероприятий по своему направлению.

8. Направления работы КЛИ

Деятельность КЛИ складывается из следующих мероприятий:
1. Беседы или беседы-диспуты.
2. Выпуск ОКОН КЛИ.
3. Проведение Дня КЛИ (День недели, например, пятница, в который все члены КЛИ собираются для обмена новостями по искусству, для споров по текущим интересным вопросам или для оформления Окон КЛИ. Причем все это может быть совмещено в одном и том же Дне КЛИ.
4. Экскурсии.
5. Походы в театр, на выставки и т.д.
6. Турпоходы в памятные места.
7. Собрания.

9. Периодичность мероприятий КЛИ

1. Беседы (диспуты)- не реже одного раза в месяц.
2. Выпуск Окон КЛИ- не реже одного раза в месяц.
3. Проведение Дня КЛИ- не реже одного-двух раз в месяц.
4. Экскурсии- не реже одного раза в три месяца.
5. Походы в театр, на выставки и т.д.- не реже одного раза в два месяца.
6. Турпоходы- не реже одного раза в шесть месяцев.
7. Собрания- не реже одного раза в шесть месяцев.
              Примечание: на летний период по решению Совета КЛИ периодичность
отдельных мероприятий может быть изменена.


10. Планирование работы КЛИ

1. Каждый член Совета КЛИ составляет перспективный план работы по своему направлению на год, и на основе этого плана- более конкретный план на три месяца и на текущий месяц.
2. Планы всех членов Совета КЛИ рассматриваются на Совете КЛИ, утверждаются и на основе этих планов составляется план работы КЛИ на три месяца и на текущий месяц.
3. После утверждения плана КЛИ на три месяца и на месяц Советом КЛИ решается вопрос о способе раскрытия каждой темы плана (или беседа, или Окно КЛИ, или экскурсия и т.п.).
4. При составлении планов работы КЛИ учитываются пожелания сотрудников, для чего Совет КЛИ проводит опрос сотрудников.               
5. По решению Совета КЛИ отдельные мероприятия КЛИ могут включаться в социалистическое обязательство отдела.

11. Разное

Совет КЛИ оставляет за собой право вносить в Устав КЛИ изменения, подсказанные самой жизнью КЛИ.

Далее в конце текста подлинника Устава КЛИ следуют 25 подписей товарищей, которые первыми вступили в то время в КЛИ. Позже в КЛИ вступили еще 17 человек.                Накопленный в этом Клубе опыт использован мною после перехода в 1966 году на работу на Московский машиностроительный завод «Зенит» (ныне Российская самолетостроительная корпорация «МиГ»- РСК «МиГ»), где проработал сорок лет. И на этом предприятии мною создан Клуб любителей искусства, члены которого проводили много мероприятий для сотрудников, а также выпускали передвижную стенную газету «В мире искусства». Создан здесь мною и Клуб «Общение". Об этих Клубах я тоже поведаю, но в других рассказах.
Да, с того времени прошло уже много лет, но в душе каждого из участников тех Клубов на долгие годы сохранилась благодарная память о душевной непосредственности и открытости прекрасному его товарищей по Клубам.
                Юрий Жданов   27.01.2012


Рецензии