7. Академгородок принимает Жигалко

А СНИМКЕ:  Картина Репина Павел Михайлович Третьяков (1832-1898).
П.М. Третьяков - российский меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи.

Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие.
                Из завещания М.П. Третьякова

Как я и предполагал, академик Лаврентьев не захотел разговаривать с Жигалко. Не согласился поговорить с ним и Первый заместитель председателя СО АН академик Трофимук. Чтобы сохранить хоть какой-нибудь политес, я договорился с заместителем председателя по общим вопросам Л.Г. Лавровым, и уже на следующий день после экскурсии в музей Института геологии и геофизики, куда Жигалко сопровождал Макаренко, мы с Жигалко пришли на беседу к Льву Георгиевичу.

Жигалко вспомнил, что они уже когда-то разговаривали в Москве, а Лавров высказал удовлетворение по поводу открывшейся выставки картин из его коллекции. Он сказал, что его коллекция будет бережно храниться, как единое целое, и поинтересовался, когда будут присланы остальные картины.

Тогда Жигалко начал высказывать свои претензии. Лавров внимательно его слушал, не перебивая, и что-то записывал.

Жигалко говорил долго и сбивчиво. Он повторил то, что уже говорил вчера, несмотря на разъяснения, которые вчера получил от нас. Но он стал говорить с Лавровым более агрессивно, чем вчера с нами. В частности, из того, что я тогда запомнил, было его сожаление, что его картины экспонируются не в специальной картинной галерее, а в Доме учёных, назначение которого совсем иное.

Мы с Лавровым успели поговорить заранее, и он был готов ответить на этот вопрос. Он сказал Жигалко, что проектом строительства Новосибирского научного центра картинная галерея не была предусмотрена, но теперь с появлением его коллекции картин, будет правомерно ставить перед Правительством вопрос о строительстве картинной галереи для постоянной экспозиции. Основания для этого теперь появились. Только он просит Жигалко дослать вторую часть коллекции.

На том они и расстались.

Михаил Янович Макаренко увёл Жигалко к себе домой, и у них там, как рассказывал мне впоследствии Макаренко, было бурное объяснение. Жигалко обвинил его в том, что он не выставил все его 123 картины (их было в экспозиции всего три), что он обманул его, заверив, что он будет представлять его интересы, а сам не прислушался к его требованиям, что он жалеет о том, что вообще послал сюда картины, что он бы забрал бы их обратно, но только девать их в Москве некуда.

На что, - по словам Миши, - он прямо ему сказал, что коллекция его большой ценности не имеет, поскольку он, Жигалко, в картинах не разбирается и покупал всё подряд, и что он, Жигалко должен сказать ему спасибо хотя бы за то, что какая-то часть его картин выставлена и их посмотрели люди, что может быть выставлена лишь незначительная часть его коллекции, а остальные стыдно выставлять, что он должен быть признателен учёным Сибирского отделения АН за их внимание и т.д. и т.п.

Я предложил Жигалко встретиться с ценителями живописи, мы хотели организовать такую встречу в малом зале Дома учёных. Он отказался. А что он им мог сказать?

Его поездка из Москвы в Новосибирск и проживание в гостинице были оплачены, Макаренко задним числом оформил ему приглашение на открытие выставки.

Я и раньше знал, что у Жигалко вздорный характер, - я уже рассказывал, как он обвинил Макаренко в краже картин в Москве. Он и здесь постоянно думал, что его пытаются обмануть, украсть у него картины.

Александр Семёнович Жигалко пробыл у нас примерно неделю. Он пересмотрел все картины: и экспонированные на выставке, и лежащие в запаснике, сверяясь со своим списком, но расхождений не нашёл.

Мы с ним вечерами гуляли по улицам Академгородка, разговаривали, даже строили какие-то планы, но я видел, что его мысли крутятся вокруг его коллекции, поскольку он всё время возвращался к разговору о картинной галерее и постоянной экспозиции.

Он хотел, чтобы была создана галерея Жигалко, как в своё время была создана братьями Павлом Михайловичем и Сергеем Михайловичем Третьяковская галерея. Один раз он мне прямо об этом сказал. Увы, его коллекции было далеко до коллекции, собранной Павлом Михайловичем Третьяковым и подаренной им вместе с построенным для неё зданием Москве в 1992 г.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2014/09/11/34


Рецензии