Где вы, ворошиловцы?

Когда тебе исполняется 18 лет, государство очень хочет видеть тебя в рядах собственных защитников. Вопрос возраста, кстати сказать, весьма спорный. Одни считают, что его надо поднимать до 21 года, поскольку восемнадцать – самое время для поступления в ВУЗ и учебы. Другие (и я в том числе) полагают, что уж если отдавать долг Родине – так пока не оброс семьей, детьми и долгами. Речь сейчас не об этом. Речь – о подготовке будущего солдата.

Мне было лет пять, когда я впервые переступил порог тира. Этот невзрачный павильончик находился в паре кварталов от дома, и я там стал, как бы сказали сегодня, постоянным клиентом. Выстрел из пневматической винтовки стоил, если не изменяет память, копейку.  Из малокалиберной ТОЗ-12 можно было выстрелить за три копейки. «Тозка» была длинной, тяжелой и неудобной для ребенка, поэтому я чаще выбирал ижевскую «воздушку». Ни разу не покупал меньше чем два десятка пулек. Мишенями служили жестяные утки, зайцы, почему-то зебры и просто кругляши, в которые еще надо было попасть. Таких тиров в городе было не меньше дюжины. Просто именно этот был ближе всего к моему дому.

Мою любимую «воздушку» до сих пор помню в деталях, хотя уже после довелось держать в руках самое разное оружие. У некоторых винтовок отсутствовал рычаг блокировки ствола, а у этой, под номером 6, он был. Чтобы «сломать» ее пополам, надо было нажать на клавишу. Бакелитовое ложе имело длинную царапину от самого ствола к спусковой скобе. Приклад погрызли мыши. Целик вихлялся вправо-влево. И тем не менее, я из нее успешно куда-то там попадал. В тире имелся и пневматический пистолет, но он мне не нравился.

Ну а в школе была целая оружейная комната с «мелкашками», с тиром в подвале (бывшее бомбоубежище). Мечта нас, сопляков. Этим богатством пользовались старшеклассники, нам же оставалось только ждать, пока подрастем. Увы и ах – в начале 90-х винтовки изъяли, «оружейку» сломали, а тир переделали под гардероб. Нам оставили только «воздушки» - несколько расхлябанных ИЖей. Попасть из них хотя бы куда-то было очень затруднительно. Тем не менее – слава преподавателю ОБЖ – раз в неделю мы выносили из класса все парты, вешали на доску старый матрас, на него – от руки нарисованную мишень, и стреляли. Мальчики и девочки. Как-то раз по итогам четверти я попал на межшкольные соревнования, где мне сунули в руки древнюю ТОЗ-8. К собственному удивлению, я занял там третье место, и на этом моя подготовка как стрелка и будущего защитника Отечества закончилась.

Тиры из города благополучно исчезли. Куда – тайна, мраком покрытая. Худо-бедно первые развлекательные аттракционы со стрельбой начали появляться только в 2000-х. Да и то… Страйкбол, лазертаг… К тяжести реального оружия все это имеет мало отношения. А уж к тем впечатлениям, когда ты принял из рук инструктора НАСТОЯЩИЕ, пусть и маленькие, патроны 5,6 мм… когда сам зарядил винтовку, когда прицелился, когда выстрелил, выбросил затвором гильзу, доложил, что стрельба окончена… Я вам скажу так – сегодня в городе нет НИ ЕДИНОГО тира с настоящим оружием, доступного для всех граждан. Вот так вот.

А в армии начинают готовить стрелка с нуля. Средний призывник никогда не держал в руках оружия. Вообще никакого. Ротные, пытаясь определить, кто же среди новобранцев будет штатным снайпером, вешаются. ЛЮБОЙ опыт обращения с оружием идет в бешеный плюс. Нет, научиться стрелять можно. Сложнее научить правильно владеть оружием. Палец на спуск до выстрела не накладывать! Автомат на людей не направлять, если ты не хочешь их убить, конечно! При стрельбе не хватать АК за магазин, потому что он может просто выпасть! Все ли понятно, обезьяна?!

Двух лет службы порой не хватало, чтобы научить солдата правильному обращению с автоматом. Я уж молчу про пулемет, гранатомет, миномет и прочие радости жизни. Теперь они служат год… Ну неужели неясно, что этого катастрофически мало? И готовить бойца надо еще в школе, и никак иначе!

Стыдно вспомнить, но когда-то в стране были курсы ВсеВОбуча. Когда-то старшеклассники сдавали на значок «Ворошиловского стрелка». Девочки визжали от сильных и умелых, а не от тех, у кого кошелек толще. Не служивших в армии презирали. Молодой человек 17 лет от роду умел плавать, прыгал с парашютом, мог водить мотоцикл, танк и автомобиль. Ты мог бы не знать наизусть стихи Пушкина, но уметь стрелять – обязан. А где сегодня «ворошиловские стрелки»? Кончились. Не пора ли вернуться к прошлому?


Рецензии