Тайна Скучающего Человека

Насколько вы любите жизнь, хотите жить? Что способно убить в вас жажду жизни? Возможно, вы не слишком любите и цените житие; однако в этом нет ничего страшного, это даже хорошо. Вы не прячетесь от самого себя, от страха и боли.
Страшно - это когда вы настолько стихийно хотите жить, что это желание доходит до жара, до абсурда, до жажды.. смерти. Жажда эта появляется от скуки, от невозможности найти свое место или дело, а затем и от неосознанного страха перед этими громадными, разлагающими разум желаниями.
Страсть означает страдание. Пламя означает и тепло, и разрушение.
Страсти способны убить, оттого что они разрывают, как бешеные хищники, ум человека на части.
..А еще страшнее, когда человек все эти метания прячет внутри. Безусловно, именно это придает ему тайну, загадку, но чего она стоит ему...
В русской литературе много персонажей, желающих и любящих жить, интересующихся жизнью. Например, Аксинья в "Тихом Доне", Наташа в "Войне и мире", Лара в "Докторе Живаго"...
Однако я хочу сузить тему и поговорить о людях скучающих. Не об Онегине и даже не о Печорине(хоть он ближе здесь), но о героях Достоевского. У Федора Михайловича Достоевского немало героев, скучающих от недостаточной мощи и силы жизни(то есть, равной мощи и силе _желания_ этой жизни). Это Иван Карамазов, это Аркадий Свидригайлов, это Николай Ставрогин. Причины их страшной скуки несколько различны, однако последствия одинаковы - бездна.
Иван сам признается брату Алеше о своей неистребимой жажде жизни, он не знает, куда выплеснуть силы, бушующие внутри, и они пожирают все: и его ум, и его жизнь..
Аркадий Иванович - страдает, прежде всего, от одиночества, от недостатка любви искренней, он не встречает человека, способного понять его, почувствовать его стремление, ощутить его страсть и не воспринять ее как похоть... Ему нужна была Дуня - спасение, так же как Мармеладову - Катерина Ивановна, как Раскольникову - Соня.
Ставрогин же бросает вызов Богу...впрочем, как и Иван, но Иван бунтует, а Николай требует от Бога ответ - доказательство его существования. Виноватому нужно наказание, а когда его нет - он сам себя накажет.. Ставрогин - не бес. Он не холоден, не жесток, не зол(как многие думают.. и о Свидригайлове так же), он - несчастен, как одинокий, потерявшийся ребенок. Он не может найти своего места в мире. Мир, дай ответ? Бог, ответь? Где смысл, где дом, где место мое?..
Все они - не атеисты, это было бы куда проще.
Бог, ты не даешь мне знака, значит я буду убивать, создавать идеи, буду проверять, на что способен и я, и ты, безразличный, несуществующий...Может, все же заметишь меня..
Они от бесконечной, сметающей все на своем пути жажды и непрекращающегося поиска настоящей жизни, пускаются в пороки, грехи, в сладострастье, в идеи... которые не приводят к верному пути.
Даже портреты этих героев похожи - они красивы так, будто лицо - маска. В них есть красота страсти.. и маска, прекрасно скрывающая эту страсть. Она безразлична, она пугает своей неественностью, своим равнодушием. Душу можно легко разбить молотом равнодушия. И чужую, и свою... Но тем обществу и страшна маска, что это явная ложь.
Конечно, все они схожи и своим одиночеством. Нет отца(это важная часть в жизни этих героев) - нет авторитета, нет любимой женщины - нет дома... Вспоминаются слова Ивана о том, что все люди "убили отца..", то есть убили и Бога внутри; Петр Верховенский же отца своего, солнце, видел как раз в Ставрогине, но последний и сам без отца - света, луча, что, может, направил бы и его..
А что причина, что следствие? Я думаю, эта сила и высота внутри них, это желание взять от жизни все, ну, хотя бы смысл ее, хотя бы любовь, хотя бы веру - это непонятно окружающим, и нет рядом людей, способных постигнуть высоту, направить, помочь... Они чужие, они покинутые. И даже Бог - отец - молчит, игнорируя детей своих.
Что же делать таким людям? Неужели лишь самоубийство или помешательство - то есть свобода от дум, от ума - выход?
Ответа на это нет. Федор Михайлович искал ответ на этот вопрос, и он, вероятно, нашел его в вере... Но если человек не способен отдаться вере, то, может, ему отдаться случаю? Что ж еще остается потерянному ребенку, как не идти по людной и пустой улице?..


Рецензии