Художник

Он ушел из жизни десять лет назад в расцвете сил и на пике творческого подъема. Все знавшие его до сих пор не могут смириться с этой потерей.
Человек, посвятивший всю свою жизнь творчеству и внесший неоценимый вклад в развитие культуры и искусства нашего края, – Борис Михайлович Белый.
Родился Борис Михайлович 23 декабря 1936 года в Бурятии, а в 1940-м  его семья: отец – Михаил Анисимович, мать – Анна Ивановна и младший брат Евгений переехали в Красноярск.
Первый свой рисунок Борис нарисовал в три года.
В 1954 году он поступил в детскую художественную школу им. В.И. Сурикова, но в первом классе проучился совсем недолго, так как за «более грамотные» работы его сразу же перевели во второй. Работы Б.Белого всегда были примером для других учеников.
        Первыми его наставниками были знаменитые  красноярские художники: Давыденко И.М., Лекоренко А.П., Фирер И.А., Худоногов Ю.И.
Борис поражал преподавателей трудолюбием, творческой оригинальностью, остроумием и честностью.
        В 1954 г. он с отличием окончил художественную школу и в этом же году поступил на работу в Красноярское отделение художественного фонда РСФСР оформителем.
        Свою любовь Борис Михайлович встретил там же. Юная, изящная, она была на восемь лет младше его и стала не только верной спутницей жизни, но и идеалом, вдохновлявшим художника на творчество. В картине «Покорители», написанной в 1966 году он запечатлел не только образ своей жены – Риммы Михайловны, но и самого себя.
        В 1964 году на свет появилась их дочь – Елена, а в 1967 – сын Михаил.
Сразу после рождения сына Борис Михайлович вплотную стал заниматься только творчеством, участвуя как в городских, краевых, так и во всесоюзных художественных выставках.
В свои работы Борис Белый всегда вкладывал частичку своей души. Любовь к природе, к своему городу, а главное – любовь к людям, стали основными мотивами его работ.
        В 1975 году Б.М. Белый становится членом Союза художников СССР.
Вся его жизнь была посвящена творчеству, любимой работе. Поиск выразительных пластических средств и психологизм  портретных решений привели художника к успеху в картине «Первооткрыватели трассы мужества», посвященной подвигу геологов Кошурникова, Стофато и Журавлева, погибших во время поисков возможных путей будущей магистрали Абакан – Тайшет. Трагизм картины волнует зрителя и вызывает чувство глубокого уважения к мужеству людей, исполняющих свой долг.
У Бориса Белого был талант к портрету. Это было его коньком.
В 60-х годах он познакомился с творчеством Виктора Петровича Астафьева, а в 80-х и лично с писателем. Будучи сам человеком свободным и независимым, Борис Михайлович был поражен тем, как прямо и открыто описывает Астафьев жизнь и проблемы народа. Поразило Белого и произведение «Ода русскому огороду» ; эта песнь деревенской природе и труду. А спустя несколько месяцев Борис Михайлович пишет портрет Виктора Петровича, назвав его «Ода картошке», где правдиво, ярко и убедительно он раскрыл внутренний мир и основные черты характера своего великого земляка.
         Хочу привести высказывания друзей художника.
«Его работы всегда отличались высоким мастерством и не поблекли бы среди шедевров классической живописи, ; так говорит о Борисе Белом его бывший сосед по творческой мастерской, народный художник России Тойво Ряннель. – У меня хранится репродукция написанного им портрета Виктора Петровича Астафьева – произведения неповторимого. Астафьева писали многие художники, но никому не удавалось так точно передать особенности его сложнейшей натуры».
«Талант он и есть талант, ; вспоминает о Борисе Белом народный художник России В. Сергин. – Работы Бориса нередко становились эталонными. А его портретному искусству просто не было равных. Они были написаны в свойственной только ему творческой манере, с таким вниманием к внешним чертам и чертам характера».
Стоит упомянуть здесь еще одну из ярких работ Б. Белого, написанную уже в период перестройки по заказу С.К. Задереева – портрет царя Николая II и представленную зрителю на посмертной выставке художника. Взгляд поражает не только внешнее сходство с оригиналом, но и то, с какой точностью воспроизведен  костюм государя.
         После написания нескольких удачных портретов Борис Михайлович вдруг увлекся пейзажами.
Ему было присуще умение «перелить в другого свой взгляд», воплотить в картинах прочувствованное самим в минуты душевного подъема видение природы. Это дано не каждому. Борис Михайлович в полной мере обладал этим умением. Он не выбирал замысловатых сюжетов. Он писал то, что было близко его чувствам и переживаниям.
Мир природы в его работах одновременно прекрасен и суров: в них звучит пленительная чарующая симфония красок осени и просторов неба, искрится на солнце голубовато-белый снег, стремительно бежит куда-то вдаль река…
Всматриваясь в эти пейзажи, видишь не только все разнообразие оттенков света, но и ощущаешь картину, созданную самой природой и искусно перенесенную на полотно великим мастером – Художником с большой буквы – Борисом Михайловичем Белым.
         Он умер в своей мастерской не дожив нескольких дней до своего 60-летия. Скромный, необычайно талантливый человек, говоривший о себе: «Нет, я не художник, я – ремесленник».
         Когда осмысливаешь созданные настоящим художником и оставленные нам в наследство произведения, понимаешь, что подлинный талант должен жить вечно.
Искусство – великая сила, а российская глубинка всегда была щедра на таланты. Не стал исключением и наш Красноярск. Мировую известность сибирскому городу в конце позапрошлого века принес В.И. Суриков, но сейчас с полным основанием можно говорить о существовании самобытной сибирской школы, яркими представителями которой явились такие мастера, как А. Поздеев, Т.В. Ряннель, С.Е. Орлов, В.А. Сергин и, конечно же, Б.М. Белый.


                Маргарита Маликова (Белая) – племянница художника,
(для Альманаха прозы, поэзии, публицистики "Новый Енисейский Литератор" 2/2007, г. Красноярск)


Рецензии