Предисловие. Из книги - Осталось за кадром

На  фотографии:  АКМАЛ  ХАЙРИДДИНОВ,  бывший  второй  секретарь  Гиждуванского  райкома  комсомола, вложивший  много  усилий  и  душевного  тепла  в  страницы  этой  книги  о  бессмертном  подвиге  узбекского  народа.
      

     В жизни многое  «остаётся  за кадром», как говорят  киношники, и чаще всего самое интересное или самое важное… Неожиданностью был для меня телефонный звонок из Киева, в то время, когда я отбирала материалы для  Укркинохроники  в Красногорском  Госархиве в Подмосковье. Разыскивал меня кинорежиссёр   АНАТОЛИЙ   ЗОЛОЗОВ.  Знакомы мы  лично не были и поэтому это удивило меня. Оказалось, что его заинтересовали наброски моих очерков о «ДЕТЯХ   ВОЙНЫ», спасённых узбекским народом. Некоторые из них он решил отобрать для своего будущего документального фильма. Материала было более, чем достаточно, а экранного времени, как обычно, мало. Анатолий Фёдорович хотел посоветоваться , что именно было бы лучше выбрать для фильма.
        Через неделю я вернулась в Киев, в  мою родную Укркинохронику.  Мы встретились с А.Золозовым, перечитывали, написанное мной во время командировки в Узбекистан, строки, пропитанные надеждой, радостью и болью… Нелегко было выбрать из множества судеб самые подходящие, так как каждая из них достойна сопереживания многотысячной аудитории кинозрителей.
        Мне хотелось, чтобы  центральным эпизодом фильма стал  Усто;  КОМИЛ (мастер Комил). Я вспомнила встречу с этим удивительным человеком, с его семьёй, о том, как он читал наизусть на узбекском языке «Заповіт» Тараса Шевченко и на русском поэзию Александра Пушкина, восхищался повестями Михаила Лермонтова... Я имела возможность полюбоваться домами, которые он построил...
       Но Анатолий Фёдорович для ключевого эпизода избрал    ХУДАЙБЕРДЫ   ГАДОЕВА, хотя сам он не ездил со мной в Узбекистан и не видел лично никого из них. Свой настойчивый выбор он объяснял своим интуитивным предчувствием. « Вы знаете, Валентина Павловна, - сказал он мне, - я чувствую, что у Худайберды есть на Украине сестра»... И хотя в моём тексте такого не просматривалось, я всё же решила поверить интуиции режиссёра. Для будущего фильма мы взяли ещё несколько судеб . А центральным эпизодом стало повествование о Худайберды Гадоеве.
      Редактору  ВАЛЕНТИНЕ  МАРКОВОЙ,  написанные мной очерки о «детях войны» пришлись по- душе и она охотно поддержала нас своим соучастием. Вскоре я написала сценарий, по которому режиссёр  Анатолий Золозов вместе с оператором Александром Лесовым сняли  на Укркинохронике короткометражный фильм «ДОЛГОЕ   ЭХО   ВОЙНЫ».
       Фильм понравился кинозрителям. Волна отзывов прокатилась в республиканской прессе. О нём много писали. Он поднимал с глубин души на поверхность самые сокровенные человеческие чувства. Журнал «UKRAINE» №12-1988, выходящий в Канаде, США, Англии, Индии, Австралии на английском языке, напечатал портрет Анатолия  Золозова, фотографии некоторых эпизодов фильма, интервью с режиссёром на пяти страницах, где он рассказывает о кинофильме, о судьбах «детей войны», О  МИРНОМ  ПОДВИГЕ  ИХ  СПАСИТЕЛЕЙ. Журналисты писали и ждали продолжения этой темы, но в кинематографе зачастую бывает не так легко осуществить желаемое. А в данном случае тем более. Дирекция студии  осталась  нами  не довольна. Директор упрекал нас с  А. Золозовым в том, что мы организовали даже посещение Украины  Худайберды Гадоевым  тех мест, откуда с детдомовскими детьми он был вывезен в Узбекистан, но он никого не узнал и никто из его родных не нашёлся… Сенсация не состоялась, а глубина печали не дошла до сердца директора.
       И вдруг, нас с  А. Золозовым  вызывают в производственный отдел студии.  Прибыло нам письмо из Государственного комитета по телевидению и радиовещанию. Главная редакция кинопрограмм Украинского телевидения после демонстрации фильма «Долгое эхо войны» получила  ПИСЬМО  из села Молодёжное Долинского района  Кировоградской области от ПЕНГРИНЫ  НИНЫ  ИВАНОВНЫ  о том, что в одном  из эпизодов фильма   ОНА  УЗНАЛА  СВОЕГО  БРАТА  ЛЕОНИДА  ЩЕРБАЧЕНКО – нынешнего   ХУДАЙБЕРДЫ  ГАДОЕВА. Их семья потеряла его во время войны. Вот она  - интуиция режиссёра, которой я поверила при выборе эпизодов фильма! Вместе с этим письмом редакция телевидения прислала нам письмо Нины Ивановны, где она рассказывает о том, что в День Победы – 9 мая 1988 года её муж позвал к телевизору: «Нина, смотри,  это ж дед Иван, твоего отца показывают…»  Но отца уже не было в живых и не могли его показывать. А потом  она услышала имя  и фамилию брата. Он очень похож на отца…  Завязалась у меня переписка с Ниной Ивановной. Она просила узбекский адрес брата. Я дала адрес брата с тем условием, что они не встретятся раньше, чем будет назначена киносъёмка. А время не ждало. Анатолий  Золозов  не был свободен и не мог снимать предстоящую встречу Нины Ивановны с братом.
       ВАЛЕНТИНА  МАРКОВА  И  Я  НАПИСАЛИ  СЦЕНАРИЙ   «ХУДАЙБЕРДЫ  -  ПОСЛАННЫЙ   БОГОМ» и обратились к редактору  Укртелефильма  ОЛЬГЕ  ГАРИЦКОЙ.  ПРИ   ЕЁ  АКТИВНОМ  СОДЕЙСТВИИ  известный режиссёр  ЮРИЙ  СУЯРКО  с   оператором ИГОРЕМ  ЯРОВЕНКО  СНЯЛИ  ЭТУ  ТРОГАТЕЛЬНУЮ ВСТРЕЧУ  брата с  сестрой
 через полстолетия, которым  ОБЩАТЬСЯ  ПРИШЛОСЬ  ЧЕРЕЗ  ПЕРЕВОДЧИКА. ИМ  СТАЛ, сопровождавший Худайберды на Украину, ЭРКИН  БАБАЖАНОВИЧ  ЛАТИПОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ, организованного им, КЛУБА «ПОИСК». Невозможно забыть финал фильма. Снежная зима на Кировоградщине. Нина Ивановна  вместе с братом приезжают посетить могилу матери. Худайберды  кладёт на, засыпанную снегом,  могилу букет красных гвоздик и, стоя на коленях, перед христианским крестом читает на арабском языке  мусульманскую молитву…
       Изучая материалы для будущих документальных фильмов, мне, как журналисту, немало довелось поездить по отдалённым кишлакам  Бухарской области, куда в начале войны только украинских детей было эвакуировано более пяти тысяч. А со всего бывшего Советского Союза Узбекистан принял и воспитал около двухсот тысяч детей разных национальностей.
       Суровой зимой 1941 – 1942 года под бомбёжками бесконечно шли эшалоны  с детьми в Узбекистан. Не хватало детдомов, тепла, еды, одежды для такого огромного количества детей. И тогда Узбекское правительство нашло выход  из создавшегося тяжёлого положения. Оно обратилось с просьбой к своему народу -  разобрать детей по семьям. У большинства из этих детей не нашлись родители. Так в Ташкенте  известная  СЕМЬЯ (а таких было немало) кузнеца ШОАХМЕДА  ШАМАХМУДОВА  и его жены  БАХРИ  АКРАМОВОЙ  воспитала 14 детей восьми национальностей.  В ТАШКЕНТЕ им установлен памятник. Он символичен. ЭТО  ПАМЯТНИК    МИРНОМУ  ПОДВИГУ  УЗБЕКСКОГО   НАРОДА.  Нередко можно встретить в Узбекистане  голубоглазых  узбеков...
       Многие интересные судьбы «детей войны», взволновавшие меня во время поездки по Бухарской области, остались за кадром, не вошли в кинофильмы…  Но, пережитая вместе с ними, боль навсегда осталась в кадре моей жизни.
       О некоторых судьбах этих детей, спасённых узбекским народом и воспитанных в их семьях, я хочу рассказать читателям.


Рецензии