Колоски

-Сегодня у нас с вами, ребята, необычный урок, называется классный час. Он будет проходить раз в неделю, и темы будут самые разные, - сказала Любовь Васильевна, - сейчас я расскажу вам о том, как жили люди во время войны.

На первом в нашей жизни уроке мужества мы, второклашки, услышали, как нелегко приходилась детям, когда их отцы ушли на фронт, как матери старались изо всех сил накормить малышей, просивших еду постоянно и умолкавших только на время сна. Те, что постарше, вместе с мамами ходили в поля и собирали оставшиеся после уборки колоски, а потом в ступках мололи их и из получившейся муки пекли лепёшки, обильно добавляя в тесто лебеду и калачики. С голодухи это было изысканным деликатесом!

Прозвенел звонок, и мы помчались домой. Сентябрь выдался по-летнему тёплый, ещё было время побегать, поиграть. Значит, быстро – за уроки, а потом – на улицу!
В это время по дороге с шумом и грохотом прошла колонна комбайнов. На жатках были видны остатки соломы. Машины возвращались с пшеничного поля. И сразу вспомнился урок и рассказ учительницы о колосках и лепёшках с лебедой. А вдруг в полях остались колоски? Их же надо собрать!

Эта идея мне понравилась, и я пошла искать единомышленников для похода в поле. Утруждать себя долго не пришлось: мальчишки по соседству в уговорах не нуждались. Прихватив с собой корзинку – попутно можно было набрать листьев для гербария – мы побежали туда, где совсем недавно шумели колосья, а теперь стояли копны соломы.

Дорога наша прошла через совхозный машинный двор. Там я хорошо знала все лазейки в заборе. Отец был комбайнёром, и мне нравилось помогать ремонтировать эту огромную машину. А как здорово подниматься на «капитанский мостик», держать штурвал! Но настоящим праздником запомнилось то, как я каталась в бункере комбайна, когда шли на свал. Всё поле оказывалось на виду и было похоже на море! Когда папа заболел, его перевели на «лёгкий труд» - сторожем на машинном дворе. Я тогда долго не могла понять: как это может быть – лёгкий труд? Ведь труд – значит трудно? Мы с папой обходили всю огромную территорию машдвора совхоза «Узункольский» по периметру, поэтому-то я и знала все лазейки!

И вот теперь мы с мальчишками по диагонали пересекли пустой на половину двор – комбайны ещё были в полях. Перешли через дорогу и очутились в поле, за которым начинался лес. За листьями и уцелевшими ягодами решили пойти после, как наберём колосков.
Не ведали тогда, не подозревали, что пока мы учились, по радио передали сообщение о предстоящем полном солнечном затмении. Не слышали, как звали нас мамы домой, предупреждая, что скоро станет темно. Мы всматривались под ногами, выискивая колоски.

Вдруг заметили, как стало стремительно темнеть, откуда-то взялся дремавший до поры ветер. Мы все, не сговариваясь, устремили взоры на солнце. А на него надвигалось тёмное пятно. Ночь среди дня?! Как такое может быть?
-Смотрите, смотрите, -закричал Вовка, - она закрывает солнце?
-Кто – она? Спросил Сашка, который ещё не ходил в школу, но всегда был в нашей дворовой компании, - мне страшно, я к маме хочу!
Мы, затаив дыхание, смотрели на солнце. И тут заметили, как «она» стала потихоньку смещаться в сторону, освобождая лучи. Становилось светлее и светлее. И вот, наконец, «она» совсем исчезла. Но нам показалось, что так же светло, как было до «этого», всё же не стало.
Побросав колоски и приглянувшиеся по пути листочки, мы бросились бежать домой. Огромный машинный двор показался гораздо меньшим. Скорее, скорее, вдруг «она» вернётся!
Вечером мама рассказала, как прибежала с работы и обежала всех соседей в поисках меня.
Но очередное потрясение поджидало на следующее утро у школьного крыльца. Старшеклассники со своей учительницей с умным видом обсуждали произошедшее полное солнечное затмение. Оказывается, они его ждали, наблюдали сквозь жёлтое бутылочное стёклышко и даже с секундомером следили, сколько времени продлится явление.
А нам было страшно, потому что мы ничего этого ещё не знали. Оказывается, науке давно всё известно! И даже когда произойдёт следующее затмение!
Зато мы извлекли урок: наша дружба с Сашкой и Вовкой крепка до сих пор. Сколько воды утекло с сентября 1968 года? А мы  и на расстоянии вместе, как зёрнышки в колоске!


Рецензии