Моя история СССР. 14. дети солнца

14.«ДЕТИ СОЛНЦА»

     «Вы дети солнца!» - не раз повторяла между тем, мама: не было ни войны, ни голода, которые пришлось (и не единожды) испытывать её и предыдущим поколениям, и каждое лето можно было вывозить своего дитя из коптящего трубами небо заводского города в центре России на юг с пальмами на набережных, башнями чёрно-зелёных кипарисов, а главное с синим ласковым морем, за горизонтом которого чудились экзотические страны.
      Отец обычно оставался дома.
        Все бытовые обязанности она брала на себя: готовила, стирала руками (стиральных машин не было) и на себя и на отца, мыла полы, подметала, ходила по магазинам «На охоту», как она с весело возглашала, возвращаясь поздно зимой с чем-то заполненной припорошённой снегом авоськой. И при этом всегда была подтянутая, стройная, улыбающаяся, любящая шутку, но и строгая до дела…  Готовила она чрезвычайно быстро и вкусно, благо, что моим любимым блюдом была  жареная картошка! «Мама, ну давай я тебе в чём-нибудь помогу, - не раз предлагал я, стыдясь положения «барчука». -  «Ничего, говорила она, - занимайся своими делами, ещё в жизни успеешь наработаться!». Иногда всё же просила помочь. Чаще это был поход за картошкой, за которой была наиболее короткая очередь – всего на полчаса! Она не заставляла меня погружаться в бесконечно будоражившие город продуктовые проблемы - вот молоко то появлялось, то исчезало, то сливочное масло надолго исчезало, то яйца… Мяса мы в Подольске почти не видели: в одноименном магазине оно появлялось хорошо, если раз в месяц. Но очередь была чудовищная, агрессивная, страшный огромный мясник умудрялся отрубать кусок так, что в нём оказывалось полно костей. Мама в такие очереди не ходила и меня не просила, чтобы не подвергать чудовищному стрессу себя и дитя. И в этой связи я до сих пор помню подвиг, которым до сих пор горжусь.
        Ездили подольчане в Москву (и не только подольчане , а жители более отдалённых городов, Серпухова, Тулы, к примеру, поодиночку, группами, на электричках в основном, снаряжали даже спецавтобусы от предпритий) за докторской колбасой, которая, кстати, и в Москве не часто водилась,  мясо - если повезёт!). Анекдот того времени: «Длинная, зелёная и пахнет колбасой, что это? – ответ: электричка. В электричке почти всегда в часы пик приходилось стоять нудные полчаса, а то и час (в зависимости со всеми остановками шла или нет). Не раз я наблюдал сцены в электричке: сидит человек у окна, счастлив тем, что не стоит и место успел хорошее занять! И вдруг начинает крутиться и возмущаться. Оказывается, над ним повесили на крючок сумку с мясом, которое начинает размораживаться и протекать! Перевесить мясо некуда – верхние полки заняты… Скандал…
       Большая часть подольской интеллигенции работала в Москве, куда ежедневно ездила в переполненных электричках. Меня устроили в институт педиатрии мэнэсом, врачом. Клиническая база института находилась в больнице 37, на пролетарской окраине Москвы. Рабочие районы снабжались несколько лучше, и я по дороге к больнице обнаружил магазин, где почти всегда было мясо! Это походило на маленькое чудо! В кои-то веки, отстояв небольшую очередь, я получил кусок хорошего мороженого мяса и торжественно привёз его в Подольск. Радости мамы не было предела и мне до сих пор приятно об этом «подвиге» вспоминать. Правда повторил я его всего раз или два, потом что-то стало мешать, но и мама не настаивала, мама, берущая на себя весь быт, чтобы только сын смог наконец пожить «по-человечески». 
      И далеко, не в последнюю очередь ей, я обязан своей свободой, возможностью читать книги, отдыхать, путешествовать в Таллин, Коктебель, ходить по горам Кавказа и Таджикистана…  ., Нам, молодёжи, запрещалось знать даже имена большей части русских писателей и интеллигенция гонялась за свежими номерами журнала «Иностранная литература» с неплохими переводами известных западных писателей. На каком-то этапе создалась парадоксальная ситуация – мы стали знать зарубежную литературу гораздо лучше русской!
Мама находила мне то подходящий с её точки зрения костюм, плащь,  галстук , то пуловер на распродаже увидит, то шарф… Специально она не стояла в очередях, но по случаю покупала неплохие вещи, которые вдруг то там, то здесь неожиданно «выбрасывали» (чаще в горкоме), рядом с которым мы жили в Подольске последние лет десять.  Благо, я был не слишком прихотлив к одежде и оттого в среде своих более модных друзей считался консерватором – приличествующий профессии врача небогатый костюм, рубашка, галстук меня почти всегда удовлетворяли, тем более, что я считал более важным не внешний вид, а внутреннее содержание. Раз я всё же попытался найти обувь сам. Прошёл за день два или три обувных магазина и наконец… я увидел среди советского хлама симпатичные танкетки. Они пришлись мне в пору, и я их сразу купил. То что вех их был сделаны из какого-то почти не гнущегося похожего на плексиглаз материала меня не смутило – разносятся!… Однако на второй же день носки  на левом ботинке образовался острый залом, больно впивающийся в сухожилие большого пальца и образующий на коже кровавый рубец. Что я только ни делал, чтобы это залом устранить, ничего не помогло- материал видно был военно-стратегический! Я стал накладывать пластырь на кожный рубец, но и он помог: острые края залома протирали его! Около недели я ходил, как андерсеновская русалочка до того, как окончательно отказаться от такой симпатичной покупки.
       К одежде я не был слишком придирчив и слегка презирал модников. А тут ещё мама купила приличную синюю финскую куртку, которая легла на меня как влитая и которую я проносил лет пять. Но год за годом я стал понимать, что выгляжу всё более консервативно среди моих друзей, щеголяющих в джинсах, кожаных куртках... Мода, конечно, шла с запада и лишь у одного счастливчика из нашей четвёрки был настоящий фирменный комплект «Вранглер» (штаны и куртка). Владелец такого костюма автоматически  как-бы оказывался в более высшей касте. У остальных были джинсы и то чаще не фирма, а  польские или вообще «самострок» подпольных деятелей, правда хорошего качества, более или менее приличные курточки, но о галстуках уже почти все, кроме меня, забыли. И вот я взмолился, прося своего друга достать мне джинсы, самострок, конечно, на большее я не рассчитывал. Неожиданно он стал меня отговаривать: «Да зачем это тебе нужно? У тебя же свой имидж, пойми!». Я не хотел понимать и упёрся: «Достань! – и всё тут, пусть самострок, я заплачу…». В этих джинсах я проходил года три, пока не приобрёл польский джинсовый костюм, чему был рад несказанно.  О джинсах западных фирм «Леви Страус», «Монтана», «Вранглер» я и не мечтал – мне вполне хватило польского варианта. Галстук, почти исчез из моего обихода – я одевал его только с костюмчиком на официальные мероприятия, которые иногда объявляли на работе.
      Запад неудержимо заполнял жизнь СССР – в модах (джинсы, мини-юбки), форме автомобилей (жигули-фиат), музыке (Битлз, Бони-М, Лед- Зеппелин, Абба…), в литературе (Воннегут, Гессе, Фолкнер…), в техническом прогрессе (высадка на Луну), открытие двойной спирали ДНК. И с каждым годом становилось всё очевиднее, что мы проигрываем «мирное соревнование» и точка невозврата уже пройдена...


Рецензии