Чудесны ли школьные годы?
Здание школы находилось рядом с его родным домом. Поэтому школьный двор, фруктовый сад, спортивные площадки, красивые ухоженные березовые аллеи, роскошные клумбы бархатцев были излюбленными местами времяпрепровождения Коли и его друзей. Надрывный, бьющий по ушам звук милицейского свистка и истошный крик сторожа дяди Саши, четко давали понять, что в это время Коля и его дружки в школьном саду лакомятся только что созревшими абрикосами.
После уроков все спортивные площадки были заняты опять же Колей и его товарищами. А тут такое безаппеляционное решение! Как можно обойтись без школы он не знал. Да и не было ничего другого, что могло заменить ему школу в широком смысле этого слова! Коле исполнилось 15 лет и он с горем пополам окончил 8 классов Нежинской средней школы № 1.
Сказать, что он был таким уж безнадежным и отпетым учеником, значит сказать неправду. Коля был лучшим среди учеников 8-х классов по английскому языку. Его любимый учитель Червяк Семен Кириллович всегда возлагал на него, и небезосновательно, самые большие надежды особенно, когда это касалось открытых уроков.
Об открытых уроках учителя Червяка среди педагогов города ходили легенды! Будучи хорошим художником, он так мастерски оформлял наглядные пособия, что и этого было вполне достаточно, чтобы провести урок на " ура". Но очень часто " гвоздем" программы на открытых уроках выступал ни кто иной, как Коля.
Присутствие на уроках большого количества " англичан" только повышали его активность. Когда на очередной вопрос учителя класс дружно затихал и старался не встречаться глазами с педагогом, Коля, наоборот, всегда высоко поднимал руку и неистово рвался в "бой".
Но Семен Кириллович никогда не спешил пускать в дело свою главную " ударную силу"- Мыколку( так уважительно, в неофициальной обстановке, он называл своего любимца). Учитель держал его про запас, чтобы произвести должный эффект. И надо признаться - это ему удавалось всегда.
Вот встретившись взглядом с одним из учеников, педагог опрометчиво обращается к нему: "Поливко, тобi слово!" Тот, краснея и заикаясь, отвечает невпопад. Не очень уверенно отвечает на поставленный вопрос и Володя Череватый. В классе возникает тревожное напряжение, слышится нервное ерзание за партами... Кто спасёт урок от неминуемого провала? Напряжение передается и присутствующим на уроке учителям - англичанам. На их лицах застыл вопрос: "Как, каким образом их коллега выйдет из непростой ситуации, сможет ли он придать уроку новый импульс, вовлечь учеников в активную дискуссию?" И только тогда звучит обращение учителя к Коле: " А як на це питання вiдповiсть Гайдай? Ситуация на уроке кардинально меняется. Лучший ученик отвечает уверенно, с блеском в глазах.
Его богатая лексика, хорошее произношение и приятный тембр голоса производят выгодное впечатление. Семен Кириллович сияет от удовольствия: урок проходит, как нельзя лучше! Колины смелость и задор вовлекают в разговор и других учеников, неплохо знавших английский. Саша Коробчевский, Витя Куранда, Игорь Замулко, Владик Бысько и Люда Ковалева, вслед за Колей, создают обстановку высокой активности на уроке.
Благодаря этому, все открытые уроки Семена Кирилловича проходили на высоком идейном и методическом уровне. Вторым Колиным увлечением были физкультура и спорт. К 15-и годам он уже был чемпионом города и Черниговской области по классической (греко-римской) борьбе. Имел 1-ый юношеский разряд.
Но были у Коли и слабые места. Учителя по математике, химии и физике видели в нем своего главного " врага". По этим предметам Коля не поднимался выше тройки, а двойки на контрольных работах были обыденным явлением! К этому следует добавить и его " подвиги" на переменах и школьных вечерах, где без него не обходились ни одна драка, ни одна потасовка.
Когда в конце учебного года на педсовете стал вопрос о дальнейшей Колиной судьбе, учителя: Любовь Марковна и Галина Петровна, пользующиеся высоким авторитетом у руководства школы и городского отдела народного образования, единодушно высказались против его пребывания в школе. Семен Кириллович, наоборот, расхваливал Колю и предлагал перевести его в 9-ый класс. Если бы Колю поддержал и учитель физкультуры Гринчук Николай Григорьевич, его шансы остаться в школе, несомненно бы возросли, но Николай Григорьевич, бывший фронтовик,
подбивший два вражеских танка, кавалер ордена "Красной Звезды," награжденный медалью "За отвагу" - промолчал, правда, от голосования воздержался.
Его " выталкивали" на пенсию и он не хотел портить отношение с директором и завучем. Тот факт, что решение было принято без Колиного присутствия, еще больнее ударило по его самолюбию.
Ответной реакцией Коли стало игнорирование первого в его жизни выпускного вечера. Он просто на него не явился. Не помогли ни уговоры товарищей, ни просьба классного руководителя Есипенко Евдокии Ниловны. Так пятнадцатилетний пацан держал первый в своей жизни удар, скажем прямо: " удар ниже пояса!" В конце лета Коля уже работал на кирпичном заводе, таская вагонетки с кирпичом-сырцом.
Наступило 1-е сентября. Бывшие Колины одноклассники нарядные и счастливые пошли в 9-ый класс. Коли среди них не было. Гордо, как и положено советскому рабочему, Коля проходил мимо родной школы.
На приветствия одноклассников он отвечал с напускной важностью, проходя мимо них с высоко поднятой головою, всем своим видом показывая, что ему нет никакого дела до своей бывшей школы и старым школьным товарищам... Что творилось у него на душе, знал только он сам! Коле очень хотелось быть вместе со своими однокашниками ... Но детство для него закончилось раз и навсегда! Приютила Кольку, нерадивого ученика, вечерняя очно- заочная школа рабочей молодежи. В ней он успешно проучился в 9, 10 и 11 классах.
Когда ему исполнилось 16 лет, он начал работать на Нежинском механическом заводе, сначала подсобным рабочем, потом учеником слесаря - инструментальщика, а перед самым призывом в Армию - на самостоятельном участке: слесарем- инструментальщиком. Учителя, каждый раз встречая Колиных родителей, утешительно говорили: " Ваш сын способный, а то, что ему не давались отдельные школьные предметы - не беда, окончит вечернюю школу, отслужит в Армии и найдёт себе дорогу в жизни."
О том, что он рожден для " большего," не верили не только учителя, но и сами родители... С той поры прошло 12 лет. К этому времени Колю уже называли Николай Николаевичем. Он с отличием окончил артиллерийское командное училище, 5 лет прослужил в Приморском крае, на китайской границе. Учился на 2-м курсе педагогического института. Добился весомых результатов в спорте: выполнил норму кандидата в мастера спорта по вольной борьбе.
От Сахалинской областной комсомольской организации побывал на 18 съезде ВЛКСМ. Будучи в отпуске в родном городе, он встретился с молодежью школы №1 и поделился с ней впечатлениями о работе высшего комсомольского форума страны.
Привыкший выступать перед большой аудиторией, Николай Николаевич говорил уверенно и убежденно. Ему было о чем рассказать учащимся школы. Ведь съезд это не только скучные и обязательные заседания, это еще и встречи с очень интересными людьми. Он видел и говорил со многими космонавтами, многократными олимпийскими чемпионами и чемпионами мира по фигурному катанию И.Родниной и А.Зайцевым. Слушал В.Мигулю, А.Пахмутову, М.Таривердиева, Д.Покрасса...
На встрече было задано много вопросов, на которые Николай Николаевич отвечал со знанием дела. И только последние, касающиеся школы, поставили делегата в тупик: " Как вы относитесь к своей школе, часто ли в ней бываете? Какую роль в вашей жизни сыграли учителя"? Что он мог сказать о своей, некогда любимый школе? Что после 8-го класса ни разу в ней не был! Что тандем продвинутых учителей украл у него школьную юность! Нет, Николай Николаевич ушёл от этих, "болезненных" для него вопросов! Он говорил лишь о том, о чем принято говорить в таких случаях: о любви к школе, о любимых учителях, верных и надежных школьных товарищах...
На душе было паршиво и он из последних сил держал себя в руках! Заметив необычное волнение гостя, молодой директор школы поспешил завершить официальную часть встречи и от всего коллектива горячо поблагодарил Николая Николаевича за интересное выступление. В дальнейшем общение проходило уже без официоза, так сказать, в неформальной обстановке...
Мероприятие подходило к концу, когда к нему, с сияющим лицом, подошла учитель истории Шевченко Лидия Александровна. Она оказалась единственным свидетелем того злополучного заседания педагогического совета. Обняв своего бывшего ученика, Лидия Александровна с волнением в голосе произнесла: " Коля, ты нас приятно удивил! Мы тобой гордимся..."
Покидая порог школы, Николай Николаевич с удовлетворением отметил про себя :" Вот он, итог всех его школьных перепетий и мытарств. Очень жаль, что на встрече не было моих учителей - противников!" Все они уже давно были на пенсии, но наш герой нисколько не сомневался: об этом мероприятии им обязательно расскажут. "Хорошая концовка встречи," подумал он. Спокойствие и умиротворение овладели им...
Фото из личного архива автора: брат Саша - справа и школьный друг Владик - с гитарой. 60-е годы, город Нежин.
Свидетельство о публикации №214090601313
Роман Рассветов 15.05.2022 16:02 Заявить о нарушении
Николай Кокош 15.05.2022 16:08 Заявить о нарушении