Чудесны ли школьные годы?

  Новость о том, что Коле Гайдаю решением педсовета   категорически отказано в переводе в 9-й класс и настоятельно рекомендовано  идти в вечернюю школу  в течение дня стала известна многим  ученикам.                Как он потом сам рассказывал, ожидал чего угодно, только не этого.                Ведь школа для Коли была не просто местом и формой учебы! Она была для него всем смыслом его жизни!

                Здание школы находилось рядом с  его родным  домом.  Поэтому школьный двор, фруктовый сад, спортивные площадки, красивые ухоженные березовые аллеи, роскошные клумбы бархатцев были излюбленными местами  времяпрепровождения Коли и его друзей.                Надрывный, бьющий по ушам звук  милицейского свистка и истошный крик сторожа дяди Саши, четко давали понять, что в это время Коля и его дружки в школьном саду лакомятся только что созревшими  абрикосами.

                После уроков все спортивные площадки были заняты опять же Колей и его товарищами.                А тут такое безаппеляционное решение! Как можно обойтись без школы он не знал.                Да и не было ничего другого, что могло заменить ему школу в широком смысле этого слова!                Коле исполнилось 15 лет и он с горем пополам окончил 8 классов Нежинской средней школы № 1.

                Сказать, что он был таким уж безнадежным и отпетым учеником, значит сказать неправду.                Коля  был лучшим среди учеников 8-х классов по английскому языку. Его любимый учитель  Червяк Семен Кириллович всегда возлагал на него, и небезосновательно, самые большие надежды особенно, когда это касалось открытых уроков.

                Об открытых уроках учителя Червяка среди педагогов города ходили легенды!                Будучи хорошим художником, он так мастерски оформлял наглядные пособия, что и этого было вполне достаточно, чтобы провести урок на " ура".                Но очень часто   " гвоздем" программы на открытых уроках выступал ни кто иной, как Коля.

               
Присутствие на уроках большого количества " англичан" только повышали его  активность.                Когда на очередной вопрос учителя класс дружно затихал и старался не встречаться глазами с педагогом, Коля, наоборот,  всегда высоко  поднимал руку  и  неистово рвался в "бой".
  Но Семен Кириллович никогда не спешил пускать в дело свою главную " ударную силу"- Мыколку( так уважительно, в неофициальной обстановке, он называл своего любимца). Учитель  держал его про запас, чтобы произвести должный эффект. И надо признаться -  это ему удавалось всегда.

 Вот встретившись взглядом с одним из учеников, педагог опрометчиво  обращается к нему: "Поливко, тобi слово!"  Тот, краснея и заикаясь, отвечает невпопад. Не очень уверенно отвечает на поставленный вопрос  и Володя Череватый.  В классе  возникает тревожное напряжение, слышится нервное ерзание за партами... Кто спасёт урок от неминуемого провала? Напряжение передается и присутствующим на уроке учителям - англичанам. На их лицах застыл вопрос: "Как, каким образом их коллега выйдет из непростой ситуации, сможет ли он  придать уроку  новый импульс, вовлечь учеников в активную дискуссию?" И только тогда звучит  обращение учителя к Коле: " А як на це питання  вiдповiсть  Гайдай? Ситуация на уроке кардинально меняется. Лучший ученик отвечает уверенно, с блеском в глазах.
                Его богатая лексика, хорошее произношение и приятный тембр голоса производят  выгодное впечатление. Семен Кириллович сияет от удовольствия: урок проходит,  как нельзя лучше!                Колины  смелость и задор вовлекают  в разговор  и других учеников, неплохо знавших английский.  Саша Коробчевский, Витя Куранда, Игорь Замулко, Владик Бысько  и Люда Ковалева, вслед за Колей, создают обстановку высокой  активности на уроке.

                Благодаря этому, все открытые уроки Семена Кирилловича проходили на высоком идейном и методическом уровне.                Вторым Колиным увлечением были физкультура и спорт. К 15-и годам он уже был чемпионом города и Черниговской области по классической   (греко-римской) борьбе. Имел 1-ый юношеский разряд.

               

                Но были у Коли и  слабые места. Учителя по математике, химии и физике видели в нем своего главного " врага". По этим предметам Коля не поднимался выше тройки, а двойки на контрольных работах были обыденным явлением!                К этому следует  добавить и его " подвиги" на переменах и школьных вечерах, где без него не обходились ни одна драка, ни одна  потасовка.

                Когда в конце учебного года на педсовете стал вопрос о дальнейшей Колиной судьбе, учителя:  Любовь Марковна и Галина Петровна, пользующиеся высоким авторитетом у руководства школы и городского отдела народного образования,  единодушно  высказались против его пребывания в школе. Семен Кириллович, наоборот, расхваливал Колю и  предлагал перевести его в 9-ый класс. Если бы Колю поддержал и учитель физкультуры Гринчук Николай Григорьевич, его шансы остаться в школе, несомненно бы возросли, но Николай Григорьевич, бывший фронтовик, 
 подбивший  два вражеских танка, кавалер ордена "Красной  Звезды," награжденный медалью "За отвагу" - промолчал, правда, от голосования воздержался.

 Его " выталкивали" на пенсию и он не  хотел портить отношение с директором и завучем.                Тот факт, что решение было принято без Колиного присутствия, еще больнее ударило по его самолюбию.

                Ответной реакцией Коли стало игнорирование первого в его жизни выпускного вечера. Он просто на него не явился.                Не помогли ни уговоры  товарищей, ни просьба классного руководителя Есипенко Евдокии Ниловны.                Так пятнадцатилетний пацан держал первый в своей жизни удар, скажем прямо: " удар ниже пояса!"                В конце лета Коля уже работал на кирпичном заводе, таская вагонетки с кирпичом-сырцом. 

                Наступило 1-е сентября. Бывшие Колины одноклассники нарядные и счастливые пошли в 9-ый класс. Коли среди них не было.                Гордо, как и положено  советскому рабочему, Коля проходил мимо  родной школы.

                На приветствия одноклассников он отвечал  с напускной важностью, проходя мимо них с высоко поднятой головою, всем своим видом показывая, что ему нет никакого дела до своей бывшей школы и старым  школьным товарищам...                Что творилось у него на душе,  знал только он сам! Коле очень хотелось быть вместе со своими однокашниками ... Но детство для него закончилось раз и навсегда! Приютила Кольку, нерадивого ученика, вечерняя очно- заочная школа рабочей молодежи. В ней он успешно проучился в 9, 10 и 11 классах.

                Когда ему  исполнилось 16 лет, он начал работать на Нежинском механическом заводе, сначала подсобным рабочем, потом учеником слесаря - инструментальщика, а перед самым призывом в Армию - на самостоятельном участке: слесарем- инструментальщиком. Учителя, каждый раз встречая Колиных родителей, утешительно  говорили: " Ваш сын способный, а то, что ему не давались  отдельные школьные предметы - не беда, окончит вечернюю школу, отслужит в Армии и найдёт себе дорогу в жизни."

  О том, что он рожден для " большего," не верили не только учителя, но и сами родители...                С той поры прошло 12 лет. К этому времени Колю уже называли Николай Николаевичем. Он с  отличием  окончил артиллерийское командное училище, 5 лет прослужил в Приморском крае, на китайской границе. Учился на 2-м курсе педагогического института. Добился весомых результатов в спорте: выполнил норму кандидата в мастера спорта по вольной борьбе.

                От Сахалинской областной комсомольской организации побывал на 18 съезде ВЛКСМ.                Будучи в отпуске в родном городе,  он встретился с молодежью  школы №1  и поделился с ней  впечатлениями о работе  высшего   комсомольского форума страны.

                Привыкший выступать перед большой аудиторией, Николай Николаевич говорил уверенно и убежденно. Ему было о чем рассказать учащимся школы. Ведь съезд это не только скучные и обязательные заседания, это еще и встречи с очень интересными людьми.                Он видел и говорил со  многими космонавтами, многократными олимпийскими чемпионами и чемпионами мира по фигурному катанию И.Родниной и А.Зайцевым. Слушал В.Мигулю, А.Пахмутову, М.Таривердиева, Д.Покрасса...

                На встрече было  задано много вопросов, на которые Николай Николаевич отвечал со знанием дела. И только последние,  касающиеся школы, поставили делегата в  тупик: " Как вы относитесь к своей школе, часто ли в ней бываете? Какую роль в вашей жизни сыграли учителя"? Что он мог сказать о своей,  некогда любимый школе? Что после 8-го класса ни разу в ней не был! Что тандем  продвинутых учителей украл у него  школьную юность! Нет, Николай Николаевич  ушёл от этих, "болезненных" для него вопросов! Он говорил  лишь о том, о  чем принято говорить в таких случаях: о любви к школе, о  любимых учителях, верных и надежных школьных товарищах...

                На  душе было паршиво и он из последних сил держал себя в руках!                Заметив необычное волнение гостя, молодой директор школы поспешил  завершить официальную часть встречи и от всего коллектива горячо  поблагодарил Николая Николаевича за интересное выступление.                В дальнейшем общение проходило уже без официоза, так сказать, в неформальной обстановке...
 Мероприятие подходило к концу, когда  к нему, с сияющим лицом, подошла учитель истории Шевченко Лидия Александровна. Она оказалась единственным свидетелем того злополучного заседания педагогического совета. Обняв своего бывшего ученика, Лидия Александровна  с волнением в голосе произнесла: " Коля, ты нас приятно удивил! Мы тобой гордимся..."
   Покидая порог школы, Николай Николаевич с удовлетворением  отметил про себя :" Вот он, итог всех его школьных перепетий и мытарств. Очень жаль, что на встрече не было  моих  учителей - противников!" Все они уже давно были на пенсии, но наш герой нисколько не сомневался: об этом мероприятии  им обязательно расскажут. "Хорошая концовка встречи," подумал он. Спокойствие  и умиротворение овладели им...
   
Фото из личного архива автора:  брат Саша - справа и школьный друг Владик - с гитарой.  60-е годы, город Нежин.               


Рецензии
Видите, Николай, даже в этом мы похожи, Вы ушли в вечернюю школу, и я тоже, правда, меня "не ушли", я сам ушёл, очень хотел помогать маме, только Ваша работа была намного тяжелее моей, столярка - это явно полегче, чем таскать вагонетки с кирпичом. Позже работали слесарем-инструментальщиком. И я ушёл из столярки на стройку, до Армии успел получить 4 стр. специальности: бетонщик, каменщик, штукатур, плотник. Р.Р.

Роман Рассветов   15.05.2022 16:02     Заявить о нарушении
Роберт, спасибо за прочтение. Как говорил незабвенный Т.Г. Шевченко :,, У кожного своя доля, свiй шлях широкий.,, Главное не потерялись и нашли свою дорогу в жизни.

Николай Кокош   15.05.2022 16:08   Заявить о нарушении
Да, мы оба не потерялись. Р.

Роман Рассветов   16.05.2022 13:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.